понедельник, 15 июня 2015 г.

ПЕТЕРГОФ. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. ЧАСТЬ 2.


Большой Петергофский дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля в городе Петергофе на южном берегу Финского залива, в 29 км от Санкт-Петербурга.

"Нижний парк"

Ансамбль Нижнего парка Петергофа принёс ему мировую известность — именно на его территории находятся самые выдающиеся скульптуры, фонтаны и архитектурные памятники музея-заповедника.



Прообразом для Нижнего парка Петергофа послужило оформление Версаля — вот откуда строгая симметрия, характерная форма деревьев и кустарников, множество скульптур и павильонов.


На фото — ваза, расположенная на Марлинской аллее Нижнего парка


«читать далее» 
Вообще своим внешним видом и общей структурой Петергоф обязан самому Петру Первому, чьи наброски послужили основой для составления Генерального плана резиденции. В память об основателе Петергофа в Монплезирском саду около самого любимого дворца царя каждую весну расцветают удивительные тюльпаны разных цветов.





Композиционным центром Петергофа является возвышающийся на 16-метровом уступе Большой Петергофский дворец, от которого к Финскому заливу двухкилометровой лентой вытянулся Нижний парк.



Морской канал является осью симметрии Нижнего парка — он делит его на восточную и западную части. Обе стороны канала оформлены цветниками, от которых веером расходятся четыре аллеи — восточные ведут ко дворцу Монплезир, а по западным можно дойти до павильона Эрмитаж. В Нижнем парке есть и ещё одна система аллей, берущая своё начало у западной оконечности парка, около дворца Марли — здесь начинается три аллеи, пересекающие парк с запада на восток.



Нижний парк располагает несколькими самодостаточными архитектурно-парковыми ансамблями со своими дворцами и фонтанами. В центре главного ансамбля находится Большой дворец с каскадом, центрами остальных ансамблей являются "Большая оранжерея", дворцы Монплезир и Марли. Ниже на фото — как раз та самая Большая оранжерея, построенная в 1722—1725 годах по проекту Браунштейна и Земцова.




Парк засажен деревьями, завезёнными из разных точек России и из-за рубежа, а для разбивки цветников приглашались лучшие из мастеров. За парками Петергофа хорошо ухаживали, поэтому сегодня здесь можно прогуляться по настоящим паркам XVIII столетия и полюбоваться цветниками, украшенными в стиле того времени.


После Великой Отечественной войны Нижний парк пришлось буквально воссоздавать по крупицам. После войны здесь заново высадили деревья, восстановили цветники и другие элементы парка, но реставрация длится до сих пор/


Памятник Петру I


Разнообразие парковых закоулков оставляет впечатление многогранности и непохожести одного места на другое, создаётся этот эффект благодаря огромному количеству деревьев и цветов разных видов.


Но всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли не деревья и цветы, а именно его уникальные и многочисленные фонтаны.




"Монплезир"

Сад "Монплезир" в Петергофе представляет собой мини-парк со своим дворцом, цветниками и фонтанами. Двумя перпендикулярными аллеями сад делится на 4 небольших участка, в центре каждого из которых находятся фонтаны с позолоченными бронзовыми статуями на постаментах. Характерной их чертой является то, что вода льётся с пьедесталов гладкими колоколами, поэтому их так и называют — фонтаны-колокола. Скульптуры фонтанов были установлены здесь в 1817 году вместо свинцовых аналогов. Конечно же, у каждой есть своё "имя" — “Сатир с козленком”, “Аполлино”, “Психея” и “Вакх”.



Около Монплезирского дворца разбит Китайский сад — он примыкает к Ассамблейному залу и Банному корпусу. В саду расположена скульптурная группа "Амур и Психея" и фонтан "Раковина".


Интересным украшением Нижнего парка являются фонтаны-шутихи. Первыми из них были два диванчика в Монплезирском саду, предназначенных для того, чтобы обливать гостей, решивших немного передохнуть. Еще две шутихи появились здесь в конце XVIII — начале XIX столетия. В 1803 году из Верхнего парка в Нижний был перенесён созданный по проекту Растрелли металлический "Дубок", который с трудом удалось восстановить после войны. Также был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, появившийся здесь в 1796 году. Невдалеке от “Дубка” находятся “Елочки”, построенные в 1784 году. Перед находящимся неподалёку каскадом “Шахматная гора” уютно расположились "Римские" фонтаны-близнецы, каждый из которых представляет собой два расположенных друг на друге восьмигранника, отделанных белым, розовым и серым мрамором и мелкими бронзовыми деталями, покрытыми позолотой.


По обе стороны южной части Монплезирской аллеи находятся Менажерейный сад с фонтаном “Солнце”, а также два павильона “Вольера” и мраморные статуи.


В 1774—1775 годах на участке, который назывался “менажерия” (по-французски зверинец), была построена императорская купальня, в центре которой был установлен фонтан "Солнце", который обрызгивал купающихся. Устроен он был так: к высокому стержню крепились два бронзовых диска с отверстиями по краям, а в круглом 3,5-метровом постаменте находилось водяное колесо, вращавшее стержень. Благодаря позолоченной поверхности, в солнечную погоду диски и вырывающиеся из них струи походят на Солнце и его лучи, под которыми "греются" 16 дельфинов. Бассейн фонтана можно разглядеть издалека, из-за его обширной площади почти в 2100 кв.м — он занимает основную часть Менажерейного сада.


Для обеспечения "Солнца" от общей системы водоснабжения Нижнего парка отведена отдельная труба. Раньше фонтан был непонятно зачем обнесён высокими стенами царской купальни, которые были разобраны в 1926 году, после чего фонтан сразу же органично вписался в окружающий пейзаж. Окружающие его дельфины были уничтожены нацистами и воссозданы лишь в 1956—1957 годах.


Деревянные Вольеры Менажерейного сада дошли до нас такими, какими они были созданы, что можно считать своеобразным чудом, учитывая масштабы прошедших войн. Снаружи 12-гранные корпуса "Вольеров" облицованы камнем.




Банный корпус

На востоке Нижнего парка Петергофа располагается Банный корпус, включающий в себя покои для гостей Петра I, исполненные в восточном стиле, а также другие здания парадного и бытового назначения.


С востока к покоям для гостей пристроена "Мыльня" для кавалеров с установленным в центре восьмигранного бассейна удивительным шаром "брызгало", вокруг которого неожиданно взлетают 265 струй.


В самом Банном корпусе есть ещё одно интересное приспособление — люстра-душ.


Банный корпус построили для императрицы Марии Александровны, когда в моду вошла европейская система водолечения. Кстати, как и в любой русской бане, здесь есть своя парная со всеми причитающимися ей банными принадлежностями.


В Ассамблейном зале можно полюбоваться уникальными шпалерами первой половины XVIII столетия и царским столом с личным сервизом Екатерины II.




Екатерининский корпус

К западному флигелю Монплезира примыкает Екатерининский корпус, построенный по проекту Растрелли для проведения придворных балов. Во второй половине XVIII века интерьеры были переоформлены в стиле классицизма, а при Александре I к классическим элементам были добавлены ампирные росписи, посвящённые событиям войны 1812 года.



В Екатерининском корпусе собрана редчайшая коллекция русской мебели и изделий из французской бронзы — например, пресс на столе Александра I украшен настоящими ядрами с бородинской битвы, а хрустальные и фарфоровые предметы украшены портретами героев этого сражения. Жемчужиной коллекции Екатерининского корпуса является императорский Гурьевский сервиз из более чем пяти тысяч предметов, посвящённый необъятным просторам России и народу, их населяющему.




Воронихинские колоннады

Партер Нижнего парка Петергофа, начинающийся Большим каскадом, замыкают Воронихинские колоннады, украшенные позолоченными вазами и куполами. Они являются своеобразной границей между партером и парковым массивом. Интересной особенностью колоннад являются струи воды, бьющие прямо из вершин куполов. Карнизы и балюстрады колоннад выполнены из белого мрамора, колонны — из серого, а сам цоколь, лестницы и скульптуры львов на них сделаны из редкого розового гранита.


При Петре I здесь располагались небольшие галереи из дерева, в которых планировалось разместить 7 фонтанов. Из них установлен был лишь клокшпиль — своеобразный музыкальный инструмент с хрустальными колоколами. А в 1745 году в западной галерее установили водяной орган, во время игры на котором вода приводила в движение раскрашенные деревянные фигурки — трубящего в рог егеря, играющих на флейтах сатиров, оленя, преследуемого сворой собак, и 12 певчих птиц.


Нынешние колоннады, спроектированные Воронихиным, появились на этом месте лишь в 1800—1803 годах. Кроме богатой мраморно-гранитной облицовки, на колоннадах установили позолоченные фонтанные чаши из свинца, купола покрыли золотом и подвели к ним воду. Крыльцо каждой колоннады украсили парными скульптурами львов.



Через полвека Воронихинские колоннады были облицованы каррарским мрамором, на что ушло 30 тысяч пудов этой роскоши, а полы выложили венецианской мозаикой. К сожалению, во время войны позолота с куполов и фонтанные вазы были вывезены фашистами, а облицовка колоннад была сильно повреждена, но, благодаря усилиям реставраторов, в 1966 году Воронихинским колоннадам вернули утраченный облик.




"Дворец Марли"

Западная часть Нижнего парка Петергофа занята дворцом Марли и прилегающими к нему территориями.


Своё необычное название дворец получил в память о посещении Петром Первым в 1717 году французской королевской резиденции Марли-ле-Руа под Парижем, которая позже была уничтожена во время Великой французской революции. Но от французской резиденции была взята только общая композиция, в остальном же петергофский Марли является самодостаточным и неповторимым дворцово-парковым ансамблем.


Дворец Марли возводили в одно время с закладкой прудов и первоначально здесь планировали построить одноэтажное здание, но Пётр I решил, что этого недостаточно и внёс в проект дополнения, согласно которым к зданию добавлялся второй этаж, а сам дворец приобретал кубоподопную форму, что придавало его пропорциям некую завершённость и гармоничность.


Дворец Марли, как и другие малые дворцы Петергофа, отличается скромностью отделки, а его особенностью является отсутствие парадного зала, роль которого выполнял вестибюль. Всего во дворце 12 помещений, доступом к которым служат два коридора и лестница.


Изначально дворец был предназначен для проживания высокопоставленных гостей, но с середины XVIII столетия Марли превратился в своеобразный музей, в котором хранился личный гардероб Петра I и другие его личные вещи, которые были впоследствии переданы в Эрмитаж.


К концу XIX века Марли обветшал, а по его стенам пошли трещины, вследствие чего в 1899 году дворец был полностью разобран для установки на новый фундамент.


Во время Великой Отечественной войны дворец серьёзно пострадал — в него попала мина замедленного действия. К 1955 году фасады Марли были восстановлены, а в 1982 году он был вновь открыт в качестве музея.


Сегодня в экспозиции дворца можно увидеть морскую шинель Петра I и кафтан с шитым Орденом Андрея Первозванного, а также книги императора, его личную посуду и созданный им собственноручно стол с "апсидной" доской. Также в Марли хранится собранная Петром I коллекция живописи, включающая в себя работы практически неизвестных итальянских, фламандских и голландских художников XVII—XVIII столетий.


Марлинский сад условно делится Большим прудом на Сад Бахуса (в котором намеревались выращивать виноград, но не получилось) и Сад Венеры (где выращивались фрукты для императорского стола). Во время закладки прудов был насыпан земляной вал, до сих пор защищающий Сад Венеры от сильных ветров со стороны Балтики.


Дворец Марли буквально окружён прудами — на востоке находится одноимённый Марлинский пруд, а на западе — Секторальные пруды. Все пруды Марли были предназначены для разведения редкой рыбы к императорскому столу. Кстати сегодня традиция разводить рыбу в Марлинских прудах возобновлена, так что здесь можно спокойно посидеть с удочкой, любуясь окружающим средневековым пейзажем.


Планировка Марли оказалась настолько удачной, что он стал своеобразным эталоном, по которому впоследствии устраивались русские усадьбы.




Павильон “Эрмитаж”

В самой западной части нижнего парка, прямо на берегу моря возвышается двухэтажное здание первого Эрмитажа России, возведённого по проекту Петра Первого к лету 1725 года.


Мало кто знает, что слово "эрмитаж" пришло к нам из французского языка и буквально переводится как "уединённый уголок". Отсюда и основное предназначение Эрмитажа — уединённость для тесного круга людей одного положения и схожих интересов, покой которых никто и ничто не должно было нарушать. С этой целью на втором этаже павильона был даже установлен специальный овальный стол на 14 персон, центральная часть которого опускалась на первый этаж, где происходила сервировка и расстановка блюд, после чего стол поднимался обратно на второй этаж.


Для того, чтобы заказать блюдо, гостю достаточно было изложить свои пожелания в записке на тарелке, затем дёрнуть за верёвку. Тарелка на некоторое время опускалась вниз, а затем поднималась с уже готовой едой.


Этот удивительный стол с механизмом был уничтожен во время Второй мировой войны, но в перекрытии между первым и вторым этажами сохранилась его дубовая основа.


Долгое время воссоздать подъемный стол не представлялось возможным. Лишь в 2007 году, когда были случайно обнаружены довоенные фотографии стола, началась его реставрация. В итоге подъёмный стол был оборудован современными механизмами, но выглядит сегодня также, как и в XVIII веке, для чего был сохранён принцип приведения механизмов в движение при помощи ручной тяги.


Вид снизу


Сегодня стол петергофского Эрмитажа является единственным действующим в России подъемным столом XVIII века.

Принцип действия подъёмного стола демонстрируется по выходным, а в будние дни увидеть принцип его действия можно лишь на экране телевизора в павильоне.


Стены центрального зала до сих пор, как и в XVIII столетии, украшают 124 полотна западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков.





Павильоны “Вольеры”

Центр Восточной части Нижнего парка Петергофа украшают два изящных деревянных павильона-вольера, подобных которым, по словам известного искусствоведа Грабаря, “нет больше ни у нас, ни в Европе”.


Фасады павильонов облицованы морскими раковинами, туфом и изгарью, а плавные линии куполов придают силуэтам павильонов особую выразительность.



Вольеры являются сегодня одними из немногих не дворцовых строений петровской эпохи, на стенах которых до сих пор сохранилась подлинная живопись XVIII века.


В Вольерах, конечно же, живут птицы, которых обеспечивают светом и воздухом огромные окна-двери. В XVIII столетии в медных клетках Вольеров обитали чечётки, соловьи, дрозды и даже снегири, а также заморские канарейки и попугаи.


Сегодня в Западном Вольере обитают зяблики, чижи, синицы, щеглы, овсянки, дубоносы, а в изящных деревянных клетках живут заморские гости — амадины, рисовки, белоголовые мунии, астрильдики и канарейки. Восточный же Вольер населяют попугаи самых разных видов — ара, жако, какаду, амазоны, розеллы, кореллы, пионитесы и другие.


С восточной стороны Восточного Вольера находится Лебяжий пруд, в котором неспешно плавают лебеди, канадские гуси и утки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий