Табакерка с памятником Екатерине II
Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры; литье, чеканка, роспись, пунцирование, гильошировка. Выс. 1.9; диам. 6.9 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1776г
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г
Во второй половине XVIII столетия русская императорская коллекция ювелирных изделий постоянно пополнялась табакерками. Они служили в качестве награды, мелких или дипломатических подарков. Императрица Екатерина II увлеченно коллекционировала табакерки с редкими самоцветами; щедро одаривала ими своих приближенных.
Табакерка с изображением памятника Екатерине II создана золотых дел мастером и ювелиром Иоганном Готлибом Шарфом в 1776 г. Эмалевый гризайльный медальон (гризайль - роспись, имитирующая рельеф и выполняемая градациями серого и коричневого цвета) был вставлен в крышку табакерки позднее. Представленный на нем памятник Екатерине II был создан скульптором Федотом Шубиным в 1790 г. Миниатюра выполнена Гавриилом Игнатьевичем Козловым в конце 1790 - начале 1791 гг. по заказу князя Григория Александровича Потемкина.
Табакерка - характерная работа периода классицизма. И.Г. Шарф предпочитал использовать цветные камни, в данном случае - сапфиры, для декорирования изделия. Основные элементы орнаментики - венки и гирлянды.
Табакерка
Золото, серебро, эмаль, бриллианты; чеканка, гильошировка. 1.7x5.5 см
Адор, Жан Пьер.
Россия. Санкт-Петербург. 1782г
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859 г.
Жан Пьер Адор родился в местечке Витебоф, около Ивердона (Швейцария), приехал в Россию в начале 1760-х гг. и стал одним из наиболее прославленных ювелиров Петербурга. До этого он работал в Женеве, как эмальер и золотых дел мастер, посетил Лондон. Адор не был членом петербургского цеха иностранных мастеров, работал самостоятельно, владел мастерской, а с 1764 г. открыл галантерейную фабрику. Изготовлял сервизы, декоративные украшения, вазы, веера, делал потиры, часы, ордена и парадное оружие, но в большинстве собраний его творчество представлено табакерками. Адор часто подписывал свои произведения или употреблял клейма двух типов: I A под короной, I A в короне.
Табакерка выполнена в характерной для 1780-х гг. манере: плоская, строгая по декору, сдержанная по колориту - фиолетовая эмаль контрастирует с блеском бриллиантов. Гильоширование (гравировка) металла перед нанесением на него прозрачной эмали, усиливает глубину ее тона и придает ей мерцание. Рисунок гильошировки часто брали из французских орнаментальных сборников 1760-1780-х гг. "Cahier de Bijouteries dans le Gout Modern".
В Эрмитаже хранится еще одна подобная работа Адора, выполненная им в том же году. Аналогично решены многие табакерки петербургских мастеров и их европейских современников.
Табакерка
Лабрадор, золото; чеканка, гравировка. 2.6x7.3x5.2 см
Кайзер, Иоганн Христиан.
Россия. Санкт-Петербург. 1792г
Табакерка с изображением отдыхающих путников
Золото, поделочные камни, эмаль, смальта; чеканка,полировка,пунциро
Мастерская братьев Теремен
Россия. 1795г
Табакерка с портретом императрицы Анны Иоанновны
Золото, серебро, бриллианты, халцедон, эмаль; резьба, чеканка, гравировка, полировка, роспись. 3х7.7х6.7 см
Россия. Санкт-Петербург. Между 1736-1740 гг.
Табакерка с профильным изображением императрицы Анны Иоанновны
Панцирь черепахи, золото, медные сплавы; чеканка, гравировка. 2.9х7х5.3 см
Россия. Санкт-Петербург. 1730-е гг
Табакерка с медальоном
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, роспись. 2.8x6.2x4.9 см
Адор, Жан Пьер.
Россия. Санкт-Петербург. 1770-е гг
Табакерка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны
Золото, серебро, бриллианты; чеканка, полировка, пунцирование. 2.1х7.1х5.7 см
Позье, Иеремия.
Россия. Санкт-Петербург. Около 1750 г
Табакерка
Золото, серебро, бриллианты, цветное стекло, паста, эмаль; чеканка, гильошировка, роспись. Выс. 2 см, диам. 6.4 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1778г
Табакерка с видом Чесменской колонны в Царском Селе
Золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 1.5х6.5х4.8 см
Мастерская братьев Теремен
Россия. Санкт-Петербург. 1795г
Табакерка с медальоном
Золото, серебро, лабрадор, стекло, эмаль; чеканка, гравировка, гильошировка. 3.3х7.4х5.3 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1780-е гг
Табакерка с изображением Екатерины II в образе Минервы
Золото, серебро, эмаль; чеканка, гравировка, роспись, пунцирование. 2.5x7x5 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1778г
Табакерка с изображением Екатерины II, принимающей ключи от города Бендеры
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, пунцирование, гильошировка, роспись. 7.5х3.2 см
Адор, Жан Пьер.
Россия. Санкт-Петербург. 1771-1772 гг.
Табакерка с портретом турецкого султана Абдул-Гамида
Золото,серебро,алмазы,бри
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1774-1775 гг
Табакерка с портретом великого князя Александра Павловича
Золото, стекло, фарфор, эмаль; чеканка, гравировка, гильошировка. Выс. 3.2 см, диам. 8 см
Теремен, Пьер Этьен.
Россия. Санкт-Петербург. 1799г
Табакерка со сменным декором
Золото, эмаль; чеканка, гравировка, пунцирование, гильошировка, роспись. 3.9х9х5 см
Россия. Санкт-Петербург. 1760-е гг.
Табакерка с портретом графа А. Г. Орлова
Золото, серебро, эмаль, бриллианты; чеканка, гравировка, роспись. 2.2x6.9x3.6 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1778г
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г
В конце XVII-XVIII вв. в России распространилась мода на табакерки, предназначенные для хранения нюхательного табака. Русская императрица Екатерина II с увлечением собирала табакерки, составившие один из лучших разделов коллекции Собрания драгоценностей. Многие из них были украшены прекрасными камеями и гризайльными росписями, создававшими иллюзорное впечатление рельефного резного камня. Сама императрица называла свою страсть к камеям "камейною болезнею".
Для табакерки, созданной в 1778 г., прославленный мастер, член гильдии иностранных ювелиров Петербурга Иоганн Готлиб Шарф использовал роспись, воспроизводящую камею с портретом графа Алексея Григорьевича Орлова (1737-1807). А.Г. Орлов представлен в образе античного героя в шлеме и доспехах. Этот медальон служит крышкой для другой миниатюры с изображением молодого мужчины со звездой и орденом Белого орла. Возможно, это - Александр Дмитриев-Мамонов, один из екатерининских фаворитов. Бирюзовый эмалевый фон восьмигранной табакерки, сочно-зеленый цвет эмали лавровых венков, множество бриллиантов эффектно дополняют живопись.
Табакерка со съемной крышкой, с портретом Екатерины II
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, гильошировка, роспись. Диам. 7.3 см; выс. 1.5 см
Будде, Жан Франсуа Ксавье.
Россия. Санкт-Петербург. Около 1780 г.
Табакерка с изображением великого князя Александра Павловича ребенком
Золото, серебро, бриллианты, хрусталь, эмаль; чеканка, гравировка, роспись. Выс. 1.7 см, диам. 7 см
Будде, Жан Франсуа Ксавье.
Россия. Около 1780 г
Табакерка
Золото, смальта, эмаль; чеканка, гильошировка, гравировка, римская мозаика. Выс. 2.2 см, диам. 9.1 см
Мастерская братьев Теремен
Россия. Санкт-Петербург. 1793г
Табакерка
Золото; эмаль. 9.3х5.2 см
Мастер FJ.
Швейцария. Женева. 1780 - 1790-е гг.
Табакерка
Золото, эмаль; чеканка, роспись. 7.1х3.9х3 см
Блерзи, Жозеф Этьен.
Франция. Париж. 1774/1775 гг
Табакерка с амуром
Золото, эмаль; чеканка, роспись. 7.6х5.8х2 см
Потье, Клод Пьер.
Франция. Париж. 1781/1782 гг
Табакерка с изображением охотничьих сцен
Золото, бриллианты, рубины; чеканка, полировка. 4.2х8х4.3 см
Дюкролей, Жан.
Франция. Между 1750-1756 гг
Табакерка с портретом княгини Екатерины Орловой-Зиновьевой
Золото, эмаль; чеканка, роспись. Выс. 2.3 см, диам. 7.5 см
Мастер LFT; Колтеллини, К. (миниатюра).
Швейцария. 1780-е гг.
Табакерка с изображением танцующей пары
Золото, перламутр, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 7.4х5.5х1.2 см
Франция. Начало 18 в
Табакерка с двойной крышкой
Лазурит, золото; резьба, чеканка, гравировка, полировка. 3.4х6.7х8.5 см
Великобритания. Лондон. 1740-е гг
Табакерка с портретами великих князей Александра и Константина Павловичей
Золото, лазурит, горный хрусталь, жемчуг, эмаль; чеканка, роспись. 2.2х6.8х5.2 см
Кузен, Луи.
Франция. Париж. 1781-1782 гг
Табакерка
Золото, эмаль; гильошировка, роспись. 7.5х5 см
Швейцария. 1820-е гг.
Табакерка с композицией 'Лошади на водопое'
Золото; эмаль. 10х2.9х6.5 см
Фирма Жоржа Ремона
Швейцария. Женева. Начало 19 в.
Табакерка
Аметистовый кварц, золото, серебро, бриллианты, рубины; чеканка, гравировка. Выс. 4.3; 4.9x3 см
Германия. Дрезден. Середина 18 в.
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859
Во второй половине XVIII в. европейская мода на собирание коллекций минералов нашла отражение в новом декоре табакерок. Их изготовляли из недорогих поделочных камней. Один из наиболее ярких примеров - табакерка из фиолетово-розоватого аметиста, выполненная дрезденскими ювелирами около 1760 г. Форма табакерки, обрамляющие ее золотые ободки с каннелюрами повторяют замысловатые очертания камня. Мастера Саксонии блестяще использовали его цветовые особенности: темно-фиолетовое основание табакерки сочетается с близким ему тоном крышки. На ней бриллиантами, рубинами и золотом составлено изображение многоярусной китайской пагоды в духе модного в середине XVIII столетия стиля "шинуазери", или "китайщины".
Табакерка в форме веера
Панцирь черепахи, золото; инкрустация. 7.3х5.4х2.8 см
Италия (?). Середина 18 в.
Табакерка
Золото, жемчуг, эмаль; полировка, роспись. 10.5х5.2х3.7 см
Швейцария. Женева (?). Конец 18 в
Табакерка с картой Крыма на крышке
Золото, стекло, жемчуг, авантюриновое стекло, бумага; чеканка, полировка, роспись. 6.4x2.2 см
Потье, Клод Пьер.
Франция. Париж. 1784 - 1785гг.
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г
Табакерка поступила в Эрмитаж гв конце XVIII в. и была записана в опись драгоценностей Екатерины II, составляющих "Армитаж Ея Величества". Характерными для конца столетия являются чеканные гирлянды по пунцовому фону, накладной орнамент-жгут и применение стекла, имитирующего авантюрин. Вероятно, миниатюра с изображением карты Крыма была вмонтирована уже в Петербурге и связана с событиями русско-турецких войн и присоединением Крыма к России. Выполненная на бумаге карта озаглавлена: "Карта Таврии" и снабжена надписями на русском языке: Азовское море, Феодосия, Таврия.
Мушечница с вензелем императрицы Анны Иоанновны
Золото, серебро, бриллианты, зеркало; чеканка, полировка, пунцирование. 2х9.6х7.5 см
Россия. Санкт-Петербург. 1730-е гг.
Мушечница
Золото, лазурит, горный хрусталь, стекло; чеканка, гравировка, полировка. 2х6х5.2 см
Россия. Санкт-Петербург. Середина 18 в.
Мушечница
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, роспись. 2.2х4.3 см
Позье, Иеремия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий