вторник, 15 марта 2016 г.

ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ


Рокотов Федор Степанович
Портрет Екатерины II
1763
Холст, масло
155,5 х 139
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Коронационный портрет Екатерины II (1729–1796) соединяет в себе традиции парадного императорского портрета первой половины XVIII века с присущим ему величием и представительностью образа и новые тенденции, возникшие под влиянием идей Нового времени. В русской культуре в это время формируется идеал просвещенного монарха. Сидящая на троне Екатерина II жестом, исполненным величавой грации, словно обращается к невидимому собеседнику. Это придает образу императрицы живость и легкий оттенок камерности. Однако царственная осанка государыни, профиль, подобный античной камее, пышное одеяние, подробное «перечисление» в портрете царских регалий, массивная база колонны и тяжелая драпировка образуют торжественную, репрезентативную композицию, придают образу героини идеальный, вневременной характер. Екатерина II считала этот портрет одним из самых удачных среди своих многочисленных изображений.tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет Екатерины II
1780-е
Холст, масло
160 x 121
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург





Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Петра Федоровича
1758
Холст, масло
112,5 х 91
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Великий князь Петр Федорович (Карл Петр Ульрих; 1728–1762) – сын дочери Петра I Анны Петровны и герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпского. Будучи родным племянником бездетной императрицы Елизаветы Петровны, он был привезен в Россию и объявлен наследником престола. В 1745 состоялось его бракосочетание с немецкой принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской. В 1761 Петр Федорович вступил на российский престол, но, не успев короноваться, уже в 1762 был свергнут супругой, провозгласившей себя императрицей Екатериной II. Портрет великого князя был написан Ф. С. Рокотовым на раннем этапе творчества и в целом повторяет схему парадного изображения высокопоставленной персоны, сложившуюся в эпоху рококо. Подобный портрет, ранее приписывавшийся Ф. С. Рокотову, находится в Государственном Русском музее. Копия, исполненная К. И. Головачевским в 1758, находится в Музее-заповеднике «Павловск» tretyakovgallery 




Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестной в темно-красном платье
1760-е
Холст, масло
64 х 48,3
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Рокотов Федор Степанович
Портрет графа Г. Г. Орлова в латах
1762-1763
холст, масло
96,9 x 75,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Григорий Григорьевич Орлов (1734—1783) — один из пяти братьев, возвысившихся при Екатерине II.

Окончил сухопутный шляхетский корпус, служил в артиллерии и отличился во время Семилетней войны (1756—1763), в ходе которой был ранен при Цорндорфе.

В 1759 году Орлов, сменив Станислава Понятовского, стал фаворитом Екатерины Алексеевны, тогда еще цесаревны. Человеком он был, конечно, неординарным: герой, силач, бравый офицер, «безусловно, самый красивый мужчина империи» — так сказала о нем его венценосная любовница. Отчаянно смелый и решительный, Орлов вместе со своими братьями стал той силой, которая возвела Екатерин II на престол при государственном перевороте 28 июня 1762 года.

В благодарность новая императрица пожаловала Орловым графское достоинство и огромные имения. Григорий Григорьевич к тому же получил чин действительного камергера двора, чему в армии соответствовало звание генерал-майора.
Подробнее



Рокотов Федор Степанович
Портрет Екатерины II (этюд)
1763
Холст, масло
59,5 х 46,9
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет, по-видимому, представляет собой натурный этюд для большого парадного полотна. На обратной стороне рукой Рокотова сделана надпись с указанием даты создания – 20 мая 1763. Из камер-фурьерских журналов известно, что в этот день Екатерина находилась в Ростове Великом, посещая монастыри после своей коронации. Возможно, Рокотов сопровождал императрицу в поездке. Образ Екатерины, созданный художником, соответствует описанию ее внешности, сделанному секретарем французского посольства К. К. Рюльером: "Сама натура, казалось, образовала ее для высочайшей степени. Наружный вид ее предсказывал то, чего от нее ожидать долженствовали… Большое открытое чело и римский нос, розовые губы, прекрасный ряд зубов, нетучный, большой и несколько раздвоенный подбородок… Прелестные глаза, в коих отражение света производило голубые оттенки, и кожа ослепительной белизны. Гордость составляет отличительную черту ее физиономии" tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестной в розовом платье
1770-е
Холст, масло
58,8 х 46,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Женская фигура в портрете кажется почти бесплотной. Неярким светом освещено лицо и фигура с одной стороны. Контуры другой почти растворены в сумрачной глубине фона. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета с причудливой игрой полутонов. Сложная, богато разработанная тональная живопись звучит в унисон внутренним, душевным движениям изображенной. Тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на потаенную, сокрытую от чужих глаз, богатую духовную жизнь героини. tretyakovgallery 


Рокотов Федор Степанович
Портрет А. П. Струйской
1772
Холст, масло
59,8 х 47,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александра Петровна Струйская (1754–1840), вторая супруга Н.Е.Струйского, известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Внук Струйской А. И. Полежаев был поэтом. Портрет А. П. Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней". tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет Н. Е. Струйского
1772
холст, масло
59,3 x 47,2
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Еремеевич Струйский (1749–1796) – одна из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Первую половину своей жизни он служил в Преображенском полку. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он удалился в свое богатое имение Рузаевка в Пензенской губернии, где завел образцовую типографию. Книги, которые выходили из этой типографии, отличались особой изысканностью и изяществом оформления, причем печатались там в основном сочинения самого Струйского. Большинство этих произведений были посвящены Екатерине II. Николай Еремеевич был восторженным почитателем Рокотова, многие портреты которого были написаны непосредственно в Рузаевке. Друг Струйского, князь И.М.Долгорукий писал о нем: "Исступления подобного, когда о стихах говорили, я не видывал. Все обращение его, впрочем, было дико, одевание странно… До стихотворного пристрастия был наклонен к юридическим упражнениям, делал сам людям своим допросы, судил их, говорил за них и против". На портрете Рокотова Струйский изображен в мундире офицера гвардейской пехоты. tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет В. И. Майкова
1775
Холст, масло
60 х 47,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Василий Иванович Майков (1728–1778), поэт, автор сатирических и нравоучительных произведений. Начал свою карьеру в лейб-гвардии Семеновском полку, но был уволен «за леность». Позже примкнул к группе литераторов, объединившихся вокруг писателя-классициста М.М.Хераскова. Лучшее произведение В.И.Майкова – поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх», в которой сатирическое обличение соединилось с пародией нравов городских низов. Поэмой восхищался А.С.Пушкин. Увлекшись масонством, Майков стал создавать нравоучительные оды и переложения псалмов, содержащих призыв к нравственному самоусовершенствованию. В.И.Майков изображен в мундире бригадира. Портрет написан великолепной сочной кистью. Изображение словно залито неярким светом, сглаживающим контуры, смягчающим тональные и цветовые контрасты. Это создает ощущение теплой, золотистой среды, в которую погружена фигура героя. tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет Алексея Михайловича Обрескова
1777
холст, масло
59,4 x 47,6
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Обресков Алексей Михайлович (1720-1787), дипломат. Посол в Константинополе (1752?-1768). Член Коллегии иностранных дел (с 1771). Сенатор (1779). Изображен с лентой и звездой ордена Св. Александра Невского и орденом Св. Анны на шейной ленте.tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет Варвары Андреевны Обресковой
1777
холст, масло
59 x 47,3
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Обрескова Варвара Андреевна (1744-1815), дочь генерал-майора А. Е. Фаминцина от брака с А. А. Зыбиной, третья жена дипломата А. М. Обрескова. Кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (1797). tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет В. Е. Новосильцовой
1780
Холст, масло
70,5 х 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Варвара Ермолаевна Новосильцова (1760–1815), дочь статского советника, воспитанница Смольного института. Портрет Новосильцевой заключен в изысканный овал – излюбленный формат Рокотова в 1780-е годы. Такая форма придает портрету изощренность и рафинированность, однако требует от художника особой точности композиционного построения. Свет, падающий прямо на лицо и фигуру, делает цветовую гамму холодноватой, легкой. Игра прозрачных жемчужно-белых и голубых оттенков усиливает эмоциональную выразительность портрета. Тончайшая живописная моделировка придает лицу героини сложное, изменчивое выражение –аристократическая сдержанность и высокомерие сочетаются с затаенной грустью и душевной трепетностью. Художественную выразительность портрета усиливают великолепно написанные ткани – прозрачное кружево, атласный бант и чуть намеченные, сливающиеся с темным фоном пряди густых пепельных волос. tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности
конец 1760-х
холст, масло
56,5 x 46
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Римский-Корсаков Александр Михайлович (1753-1840), сын статского советника М.А.Римского-Корсакова. Участвовал во Второй русско-турецкой войне (1787-1791). Был удостоен множества наград. С 1806 по 1830 с перерывом (1809-1812) - военный губернатор Литвы. Член Государственного Совета (1830). tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет А. С. Тулиновой
Конец 1770-х
Холст, масло
59,3 х 46
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Рокотов Федор Степанович
Портрет графа И. Г. Орлова
Между 1762-1765
холст, масло
59 x 47
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Григориевич Орлов (1733-1791) — один из пяти братьев, возвысившихся при Екатерине II.

В шестнадцать лет стал солдатом Преображенского полка.
После смерти отца в 1746 он стал главой семейства. Будучи старшим сыном, принял на себя все хозяйственные заботы по управлению неразделенными имениями своих четырех братьев. Авторитет Ивана Григорьевича, «старинушки», был неоспорим.

Семье повезло: один из братьев, Григорий, стал любовником великой княгини Екатерины Алексеевны. Иван, Григорий и Алексей Орловы участвовали в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, свергшем ее мужа, императора Петра III. Во многом именно благодаря стараниям братьев Орловых Екатерина Алексеевна стала русской императрицей Екатериной II.

После переворота ее помощники были возведены в графское достоинство и получили в награду баснословные богатства. В отличие от своих братьев, Иван Григорьевич, получив графский титул и чин капитана лейб-гвардии Преображенского полка, награжденный пенсией за участие в событиях 1762 году оставил службу и вообще всякую общественную деятельность.

Правда, он участвовал в Комиссии по выработке нового Уложения в качестве депутата от дворян Вяземского уезда и был даже избран в 1766 году маршалом комиссии.
Он жил богатым барином в Москве и в «низовых деревнях» на Волге, изредка приезжая в Петербург повидаться с братьями и уладить в очередной раз дела своего склонного к расточительству брата Григория.

Ф. С. Рокотов дважды писал Ивана Григорьевича. Портрет, содержащийся в Третьяковской галерее, вероятно, более ранний. Видимо, он был создан вскоре после переворота, так как на портретируемом под верхней одеждой скрыта кираса — латы, защищающие грудь. nearyou 



Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестного в треуголке
Начало 1770-х
Холст, масло
58 х 47
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Данный портрет – одно из самых загадочных произведений Ф. С. Рокотова. Существуют две версии, содержащие предположения о личности героя. Согласно одной из них перед нами портрет графа А. Г. Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Г. Г. Орлова. Другая точка зрения основана на данных рентгенограммы, показавшей, что произведение написано поверх изображения молодой женщины, лицо которой полностью сохранено в поздней живописи и без изменений вошло в портрет «неизвестного». Художник переделал лишь позу и костюм. Маскарадный мужской костюм еще более нивелирует изображенную личность. По-видимому, на портрете изображена женщина, вероятнее всего О. С. Балбекова, первая жена Н. Е. Струйского. Колорит портрета построен на тончайшей игре оттенков коричневого и черного цветов, пронизанных золотистым светом и оживленных яркими серебряными бликами.
tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет князя И. И. Барятинского в юности
начало 1780-х
холст, масло
64,7 x 51,4; (овал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Иванович Барятинский (1767-1825), тайный советник, был чрезвычайным посланником и полномочным министром в Мюнхене (1808 — 1812), а по возвращении в Россию сделался известным агрономом.



Рокотов Федор Степанович
Портрет Прасковьи Николаевны Ланской
холст, масло
74 x 57; (овал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Рокотов Федор Степанович
Портрет П. И. Вырубова
Не позже 1768
Холст, масло
138 х 106
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Государственный деятель, участник дворцового переворота в 1762, возведшего на российский престол Екатерину II, кавалер ордена Святого Александра Невского, Петр Иванович Вырубов (1729–1801) стал одним из первых опекунов Московского Воспитательного дома – благотворительного учреждения, основанного в начале царствования Екатерины. Его портрет был заказан Ф.С. Рокотову для Воспитательного дома и, как и портреты Н.А. Сеземова, П.А. Демидова, выполненные Д.Г. Левицким, находился в зале Совета вплоть до 1917 года. Рокотов почти не писал парадных портретов. Торжественный пафос, величественные интонации подобного рода изображений были чужды творческой индивидуальности художника. Поэтому портрет Вырубова по своим выразительным и живописным качествам уступает «классическим» произведениям мастера – его интимным, камерным портретам. tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет графа А. И. Воронцова
Не ранее 1765
Холст, масло
55,8 х 46,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Артемий Иванович Воронцов (1748–1813), граф, дальний родственник и крестный отец А. С. Пушкина. В изображении Воронцова заметно стремление художника возможно более полно отразить духовный мир модели. Этому подчинено все живописное построение портрета. Теплый золотистый свет заливает пространство холста, растворяет контуры, черты лица словно тонут в полутенях, благодаря чему возникает впечатление неопределенности, неясности выражения. Художнику не важен социальный статус его модели, проблема внешнего сходства также никогда не была для него главной. Он лишь намечает общими чертами облик героя, поэтически преображая его на полотне. Современники отмечали особенность таланта Рокотова – его умение "проникать во внутренность души". tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет княгини Е. Н. Орловой
около 1779
холст, масло
72,5 x 56; (овал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Екатерина Николаевна Орлова (1758-1781), дочь Н. Я. Зиновьева и Е. Н. Сенявиной, жена Г. Г. Орлова и фрейлина Екатерины II

Когда многолетняя и запутанная любовная связь с Екатериной II пришла к окончательному разрыву, князь Григорий Орлов на сорок третьем году жизни решился на женитьбу со свой двоюродной сестрой, Екатериной Николаевной Зиновьевой (1758-1781), фрейлиной императрицы.

Государыня одобрила этот брак. Венчание состоялось, вероятно, весной 1777 года. Молодая девятнадцатилетняя княгиня была пожалована в статс-дамы (высший фрейлинский чин), получила орден Святой Екатерины и дорогие свадебные подарки.

Два года супруги прожили в Петербурге. Княгиня Екатерина Николаевна, красавица, одаренная умом и мягким характером, «сумела, возвратить спокойствие в сердце Орлова; он предпочитал теперь частную жизнь прежнему бурному и блестящему существованию»

Семейная жизнь, которая так счастливо началась, закончилась трагически. У молодой женщины оказалось слабое здоровье, и муж повез ее на лечение за границу. У нее, очевидно, проявились первые симптомы чахотки. Княгиня ехала, впрочем, еще и с одной целью: ей хотелось иметь детей, и она надеялась, что иностранная медицина ей поможет.

16 июня 1781 года Екатерина Николаевна умерла в Лозанне (согласно другой версии — в Лондоне). Прах ее Орлов привез в Санкт-Петербург и похоронил в Александро-Невской лавре. Екатерина II выразила свои соболезнования в трогательном письме: «Привыкши столько лет брать величайшее участие во всех до вас касающихся делах, не могла я без чистосердечного и чувствительного прискорбия уведомиться о рановременной потере любезной вашей княгини, моля Бога да сохранить ваше здоровье и дни до позднего века...».

Г. Р. Державин в стихах на смерть княгини Орловой назвал ее «ангелом красоты».

После смерти жены у Г. Г. Орлова наметились явные признаки умственного расстройства. Он впал в детство, один из современников писал, что князь «в ребячестве, не знает, что делает и говорит». В ночь на 13 апреля 1783 года Григорий Орлов скончался. nearyou.ru 



Рокотов Федор Степанович
Портрет А. Ю. Квашниной-Самариной
Первая половина 1770-х
Холст, масло
59,5 х 47,2
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Анны Юрьевны Квашниной-Самариной (около 1720–1781) вызывает особый интерес, так как изображенная непосредственно связана с родословной А.С. Пушкина. Квашнина-Самарина приходилась родной сестрой С.Ю. Пушкиной, прабабушке поэта по линии матери. Ее отцом был Ю.А. Ржевский, любимец Петра I, нижегородский вице-губернатор, действительный статский советник. Ее муж, Ф.П. Квашнин-Самарин, прокурор Вотчинной коллегии, с 1761 возглавлял Главный магистрат в Москве, в ведении которого находились и художники. Этот камерный портрет стоит несколько особняком среди других произведений Рокотова 1770-х. Облик пожилой дамы поражает благородством, аристократической сдержанностью и в то же время одухотворенностью. Ее фигура выделяется на светлом фоне темным силуэтом. Колорит портрета почти монохромен. Он строится на богато разработанных оттенках черного и серебристо-серых тонов. tretyakovgallery 



Рокотов Федор Степанович
Портрет И. Н. Тютчева 1768
Холст, масло
141,9 х 106,2
Государственная Третьяковская галерея Москва

Предок знаменитого Тютчева. Являлся одним из опекунов Воспитательного Дома




Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестной в белом чепце
1790-e
холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Рокотов Федор Степанович
Портрет Ивана Григориевича Орлова
1762-1765г
холст, масло
59 х 47 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

И. Г. Орлов изображен одетым в дорогой синий бархатный кафтан, опушенный темным мехом, распахнутый на груди и позволяющий видеть золотистый камзол и кружевное жабо. Его поза спокойна и горделива, на полном лице сквозь маску вельможной любезности проглядывает ум, твердость и властная уверенность в себе.



Рокотов Федор Степанович
Портрет графини П. А. Воронцовой в детстве
Начало 1790-х
холст, масло
59,5 x 47,5см (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Прасковья Артемьевна Воронцова (1786 – 1842) – графиня, младшая дочь графа А. И. Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной-Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А. У. Тимофеева – сына богатого откупщика.




Рокотов Федор Степанович
Портрет Варвары Николаевны Суровцевой
вторая половина 1780-х
холст, масло
67,5 х 52 см (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Варвара Николаевна Суровцева (Суровцова), урожденная Пашкова. Ее родная сестра Екатерина была замужем за графом Девиером.



Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве
1761
холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Павла Петровича в детстве - произведение поистине уникальное. Вещь небольшая по размеру, но необычайно живая и довольно веселая по характеру. Внутри холста Павел заключен в дополнительную овальную раму, за которую шаловливо выскочил край горностаевой мантии. Да и цвета здесь детски-радостные — светло-красный бархат, пересеченный голубой лентой, белые пудреные волосы. Сам маленький Павел Петрович приветлив и весел, правда, если вглядеться, внимательней, можно заметить вопросительное выражение, словно бы даже некую растерянность, нечто похожее на тревогу. Ребенок схвачен с удивительной проницательностью и притом как раз в главном: в сочетании веселости, простодушия, печали и тревоги. В его лице все наполнено движением — и высоко вздернутые брови, и дрогнувшие в беглой улыбке губы, и быстрый, любопытствующий взгляд. Такого умения запечатлеть мгновенное и ускользающее до Рокотова не знала русская живопись!



Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Павла Петровича в юности
Конец 1760-х - начало 1770-х
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Второй портрет более официален и сдержан. Мальчик вырос, стал юношей, в полной мере осознающим свое высокое положение наследника царского престола. Однако и здесь так же сильно очарование неповторимой «рокотовской» живописной манеры. Модель как бы выступает из мерцающего сумрака, черты освещенного лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Портрет, кажущийся почти монохромным, тем не менее играет богатством изысканных цветовых сочетаний. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности, где нет ничего показного, внешне эффектного. virtualrm.spb.ru 



Рокотов Федор Степанович
Портрет княжны Е. Б. Юсуповой
конец 1750 — начало 1760-х
холст, масло
57 x 44 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Евдокия Борисовна Юсупова (175?-1780) — старшая дочь князя Б. Г. Юсупова от брака с И. М. Зиновьевой. С 1774 года — вторая жена Петра Бирона, герцога Курляндского и Семигальского, брак с которым в 1778 году был расторгнут. С 1777 года — кавалерственная дама ордена св. Екатерины Большого креста.



Рокотов Федор Степанович
Портрет А. Г. Бобринского в детстве
cередина 1760-х
холст, масло
59,5 x 47см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Дитя любви явилось на свет еще до дворцового переворота, возведшего великую княгиню Екатерину Алексеевну на престол. За два с половиной месяца до начала царствования она тайно родила сына. В ночь родов, рассказывали современники, ее гардеробмейстер В. Г. Шкурин, чтобы отвлечь внимание от происходящего во дворце, поджег собственный дом. Смотреть пожар сбежался весь дворцовый люд во главе с Петром III, незадачливым мужем. После появления младенца Шкурин взял его к себе и несколько лет воспитывал под видом то ли собственного сына, то ли племянника. Впоследствии верный слуга получил высокий чин камергера.

«В 1762—1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского — „привенчать“ (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х — первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие — угасший в конце ХVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то „молодым человеком“, то „маленьким господином“. Только в апреле 1775 г. за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 г. Бобриковской волости в Тульской губ.). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы».

В двадцать лет вступив поручиком в Конную гвардию, Бобринский уже знал о своем высоком происхождении. Императрица пожаловала ему герб, в который входили элементы личного герба Екатерины (доставшегося ей от рода Ангальт-Цербстских) и российский двуглавый орел. В 1796 году, в год своей смерти, матушка даровала Алексею Григорьевичу графский титул и чин генерал-майора. Он стал родоначальником славного и знаменитого рода Бобринских, много порадевших на российской государственной ниве. Сохранилось еще одно его живописное изображение — Неизвестный художник. Портрет графа А. Г. Бобринского в маскарадном костюме (Конец 1770-х гг. ГЭ).

Надо заметить, что Алексей Бобринский был не единственным внебрачным ребенком Екатерины II. От Орлова у нее, вероятно, также была дочь Наталья, впоследствии графиня Буксгевден. В июле 1775 года от любовной связи с Г. А. Потемкиным появилась девочка, названная Елизаветой Темкиной. В Третьяковской галерее хранится портрет Е. Г. Темкиной во взрослом возрасте работы В. Л. Боровиковского (1798).



Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестной в синем платье
1790-е
холст, масло
67 х 55 (овал) см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестной в желтом платье (из семьи Струговщиковых)
1770-е
холст, масло
58,5 х 47 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Рокотов Федор Степанович
Портрет Екатерины II 1779
холст, масло
82,5 х 64,5 см (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Рокотов Федор Степанович
Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти, рожденной Лачиновой 1785
холст, масло
72,5 х 56 см (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Рокотов Федор Степанович
Портрет великой княгини Марии Федоровны
холст, масло
79,5 х 64 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Рокотов Федор Степанович
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
начало 1780-х
холст, масло
65,5 х 55 см (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный



Рокотов Федор Степанович
Портрет Алексея Наумовича Сенявина
1770-е
холст, масло
56 х 43,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Наумович Сенявин (Синявин; 5 октября 1722 — 11 августа 1797) — русский адмирал из рода Сенявиных, командующий Донской и Азовской военными флотилиями.




Рокотов Федор Степанович
Портрет И. Л. Голенищева-Кутузова
Между 1762 и 1764
Холст, масло
57 х 45
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Рокотов Федор Степанович
Портрет Аграфены (Агриппины) Михайловны Писаревой (?), рожденной Дурасовой первая половина 1790-х
холст, масло
63,5 х 49,5 см (овал)




Рокотов Федор Степанович
Портрет Александра Петровича Сумарокова
около 1777
холст, масло
73 х 57 см (овал)
Государственный Исторический музей, Москва

Александр Петрович Сумароков (14 [25] ноября 1717, Москва — 1 [12] октября 1777, Москва) — один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Тесть Я. Б. Княжнина, дядя П. И. Сумарокова. Один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен. Похоронен на Донском кладбище в Москве


Рокотов Федор Степанович
Портрет графини Дарьи Ивановны Уваровой
вторая половина 1770-х
холст, масло
2,2 х 57,8 см (овал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Рокотов Федор Степанович
Портрет княгини А. А. Голицыной 1777
холст, масло
62 х 52,5 см
Ульяновский областной художественный музей




Рокотов Федор Степанович
Портрет княгини А. А. Куракиной
холст, масло
57,5 х 46,5 см
Тверская областная картинная галерея




Рокотов Федор Степанович
Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына
1760-е
холст, масло
62,7 х 51,8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Рокотов Федор Степанович
Портрет М. М. Голицына
1774
Холст, масло
62 х 51
Воронежский областной художественный музей




Рокотов Федор Степанович
Портрет М. Ф. Зотовой 1780-е
холст, масло
71 х 58 см
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»




Рокотов Федор Степанович
Портрет Никиты Акинфиевича Демидова
1760-е
холст, масло
58,5 х 47 см
Пермская государственная картинная галерея




Рокотов Федор Степанович
Портрет Петра III
холст масло
157 х 111 см
Нижегородский государственный художественный музей




Рокотов Федор Степанович
Портрет М. И. Воронцова
Холст, масло
81,0 x 63,0
Эрмитаж

Воронцов, Михаил Илларионович (1714—1767) — камер-юнкер императрицы Елизаветы Петровны. С 1742 г. женат на ее двоюродной сестре А. К. Скавронской. С 1744 г. граф и вице канцлер, с 1758 по 1765 г. — канцлер.

Изображен в красноватом кафтане с золотым шитьем, с голубой лентой ордена
Андрея Первозванного, сидящим в кресле с бумагой в левой руке.


Рокотов Федор (1730-е — 1808)
Федор Степанович Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных.

В 1755 году в Москву приехал граф И. И. Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И. И. Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его. Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство.


Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757) — автопортрет Рокотова?
холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сопоставляя многочисленные факты, кандидат искусствоведения И. Г. Романычева с уверенностью утверждает, что «со средины 1750-х гг. Рокотов находился в. Петербурге и обучался, очевидно, в Гарнизонной школе, возможно, в самом Кадетском корпусе, как классный ученик или приватно обучающийся... Но так или иначе, он был тесно связан со Шляхетным Кадетским корпусом». В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что большинство портретируемых Рокотовым были выпускниками этого заведения. Это ещё одна причина, по которой «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире» многими исследователями считается единственным автопортретом художника.

Изображенное на нем лицо с мальчишескими пухлыми губами может показаться по-юношески беспечным, если бы не серьезный взгляд живых, светлых, очень внимательных глаз, выражающих большое достоинство и говорящих об уме и немалой энергии. И хотя рисунок здесь еще довольно робок, а живопись достаточно суха, но молодой художник сумел передать личные качества человека, его живой конкретный образ. Этот портрет — только пролог к дальнейшему творчеству Рокотова. 

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником. Вероятно, это одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.


А. Зяблов (А. Зяблов-крепостной живописец Н. Е. Струйского, обучался у Рокотова)
Кабинет И. И. Шувалова
(копия с несохранившегося оригинала Ф. Рокотова)
1757
холст, масло
72.5 x 118.5
Государственный исторический музей, Москва


В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.

С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».

С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.


Дом Рокотова на Старой Басманной, 30

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.

Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.


Памятный камень на территории Новоспасского монастыря 

Комментариев нет:

Отправить комментарий