



Вознесенский Софийский собор
Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила - до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.



Собор был построен в 1782—1788 годах архитекторами Ч. Камероном и И. Е. Старовым, колокольня построена позже, в 1903—1904 годах, архитектором Л. Н. Бенуа.



В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.

Монументальные четырех-колонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один - более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.


В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии - одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.







В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.



Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 – 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.



В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В середине восьмидесятых годов, едва началась "оттепель", верующие Царского села, где в то время не осталось ни одной действующей церкви, решили обратиться к властям с просьбой о возвращении им Софии. В 1990 году полуразрушенное и изувеченное здание было возвращено православной церкви и на Вознесение 1989 года среди черных стен, под осыпающимися сводами в нем была отслужена первая служба. Сразу же началось восстановление храма. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому - Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника - скульптор В. Г. Козенюк.



В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.
Феодоровский (Государев) собор в Царском Селе
В начале 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда и родилась идея строительства храма для собственных Его Императорского Величества Конвоя и Сводного пехотного полка.


С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна приняла самое непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. – основная сумма расходов.
Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.



Эрнест Липгарт . Император Николай II. 1900.

Эрнест Липгарт . Император Николай II. 1914.
Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея —соорудить храм в стиле церквей XVII — XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».







Был назначен новый архитектор — академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.







Вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Располагается на северной стороне собора.

Мозаика в абсиде
20 августа 1912 года состоялось освящение нового собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери - фамильной святыни Романовых.
Высота Феодоровского Государева собора — сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.




Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.



Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.




А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской — родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.






Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора — Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.

Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского.
Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.

Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года









В соборе есть еще один — Нижний — Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым.
Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, — в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.













Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI —XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.



Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения.

А.Маковский. Императрица Александра Федоровна 1914

И.Галкин. Императрица Александра Федоровна

Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.



Подушка вышитая святыми царственными мученицами во время заключения
26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор»

Великая Княгиня Ольга Александровна Романова. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой, 1917 г.
После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.
Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кино-фото-документов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.
Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.
В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий