Рафаэль Санти
Малое Святое Семейство
1518, Лувр
Малое Святое Семейство
1518, Лувр
Шуберт Франц *Аве, Мария* (Клер Генри, мецццо-сопрано)
Картина "Малое святое семейство" (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа "Малым святым семейством", чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины "Большое святое семейство" ("Святое семейство Франциска I").
Рафаэль Санти
Святое семейство с агнцем. 1507
Дерево, масло. 29 х 21 см.
Музей Прадо, Мадрид
Святое семейство с агнцем. 1507
Дерево, масло. 29 х 21 см.
Музей Прадо, Мадрид
Картина Рафаэля "Святое семейство с агнцем" (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке.
Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим. Во Флоренции молодой художник стремился усвоить стиль таких мастеров, как Леонардо и ранний Микеланджело. Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте.
Есть несколько версий этой картины. Все они изображают Мадонну поддерживающей Христа, который сидит верхом на агнце – с фигурой старика Иосифа, господствующей над прочими. Данная версия, из музея Прадо (Мадрид), была позже помечена словами RAPHAEL URBINAS MDVII на декольте Богородицы. Искусствовед Педретти замечает, что версия «Святого семейства с агнцем», находящаяся в Вадуце, подписана 1504 годом, так что, видимо, именно её надо считать оригинальной.
Рафаэль Санти
Мадонна в зелени (Мадонна Бельведерская).
1506 Дерево, масло. 113 х 88 см.
Музей истории искусств Вена
Мадонна в зелени (Мадонна Бельведерская).
1506 Дерево, масло. 113 х 88 см.
Музей истории искусств Вена
Картина «Мадонна в зелени», именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской», изображает апокрифическую встречу между младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. Рафаэль представляет здесь мальчика-Христа принимающим крест от Иоанна.
Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело. Пирамидальная структура группы действующих лиц «Мадонны в зелени» вызывает в памяти Леонардо да Винчи. Но в заимствованной у Леонардо объемной концепции Рафаэль придаёт свою характерную идиллическую безмятежность.
"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств).
Рафаэль Санти.
Мадонна Диоталлеви.
Ок. 1504 Дерево, масло. 69 х 50 см.
Музей Боде, Берлин
Мадонна Диоталлеви.
Ок. 1504 Дерево, масло. 69 х 50 см.
Музей Боде, Берлин
"Мадонна Диоталлеви" (Madonna Diotallevi) Эта Мадонна некогда находилась в коллекции Диоталлеви Римини. Одно время считалось, что её написал Перуджино, но затем авторство Рафаэля стало почти общепризнанном. Лишь искусствовед Адольфо Вентури полагает, что «Мадонна Диоталлеви» создана каким-то третьим, неизвестным мастером.
На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино - учителя Рафаэля.
В этой Мадонне Рафаэля еще сильны отголоски готической живописи. Они особенно заметны в чересчур маленькой голове Марии. Сидя у неё на коленях, Иисус благословляет младенца Иоанна Предтечу. Ландшафт чем-то напоминает искусство северных мастеров
Хотя композиция «Мадонны Диоталлеви» и типы её персонажей напоминают стиль Перуджино, её строгая простота и яркие цвета могут быть признаны характерными особенностями искусства Рафаэля.
Фон «Мадонны Диоталлеви» типичен для умбрийской школы: это отдалённые, едва различимые холмы, выписанные в нежном, ясном воздухе.
Мадонна из Фолиньо
1511-1512 Дрезденская картинная галерея
1511-1512 Дрезденская картинная галерея
"Мадонна из Фолиньо" (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
(detail)
Рафаэль Санти, Madonna d'Orleans
"Орлеанская Мадонна" (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.
Рафаэль Санти.
Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи),
ок. 1505 Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см.
Национальная галерея, Лондон
Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи),
ок. 1505 Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см.
Национальная галерея, Лондон
Освободившись во время пребывания во Флоренции от влияния своего первого учителя, Перуджино, Рафаэль создал замечательные работы в новом стиле. К их числу принадлежит и Мадонна Ансидеи («Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем и Николаем из Бари»).
Алтарь Ансидеи принадлежит к типу так называемого «святого собеседования», где сидящая на троне Мадонна с младенцем и находящиеся рядом святые, как кажется, общаются друг с другом. Рафаэль исполнил этот алтарь по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи.
Рафаэль Санти
Мадонна Ансидеи (Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и Николаем Угодником). Ок. 1505 (detail)
Мадонна Ансидеи (Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и Николаем Угодником). Ок. 1505 (detail)
На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Они символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными особенностями часовни.
Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.
Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.
Рафаэль Санти.
Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани).
1507Дерево, масло. 131 х 107 см.
Старая пинакотека, Мюнхен
Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани).
1507Дерево, масло. 131 х 107 см.
Старая пинакотека, Мюнхен
Картина "Святое семейство Каниджиани" (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийской семьи Каниджани ( Доменико Каниджиани).
Мадонна и Праведная Елизавета (мать Иоанна Предтечи) сидят на траве со своими детьми. Иосиф Обручник стоит над ними. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом.
Пирамида, в которую идеально вписываются фигуры «Мадонны Каниджани», заимствована у Леонардо да Винчи, но взаимные чувства между участниками сцены, выраженные их взглядами и общим безмятежным настроением, придают композиции спокойный описательный характер. Поэтому общий тон картины довольно сильно отличается от напряженного и взволнованного искусства Леонардо.
В 1982 году немецкий реставратор Юбер фон Зонненбург предпринял восстановление «Мадонны Каниджани» и удалил искажающий синий слой краски, нанесённый в XVIII столетии в области неба. Теперь можно снова видеть оригинальную концепцию Рафаэля, с путти (ангелочками) слева и справа вверху.
Рафаэль Санти .
«Святое Семейство под дубом»
1518г
масло на дереве 144 x 110 cм
Музей Прадо, Мадрид
«Святое Семейство под дубом»
1518г
масло на дереве 144 x 110 cм
Музей Прадо, Мадрид
Raffaello Sanzio
Holy Family below the Oak (detail)
Holy Family below the Oak (detail)
Рафаэль Спнти
Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна.
1504-1505Темпера и золото на дереве. 172 х 172 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна.
1504-1505Темпера и золото на дереве. 172 х 172 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Эта панель и люнет являются относительно ранней работой Рафаэля и известны также как Алтарь семейства Колонна. Он написан для монастыря святого Антония Падуанского в Перудже. Рафаэль начал эту картину, когда ему едва исполнилось 20 лет, как раз перед отъездом во Флоренцию (1504) и завершил ее в следующем году после возвращения в Перуджу.
Влияние учителя Рафаэля, Перуджино, можно увидеть в консервативной композиции. Тем не менее, Рафаэль сумел вложить в эту тесно расположенную группу широту и достоинство, которые он почерпнул из работ Фра Бартоломео во Флоренции. Особенно красив способ, которым фигуры заполняют изогнутую форму люнета. По бокам Богоматери и Христа располагаются младенец Иоанн Креститель, святые Петр, Екатерина, Сесилия (?) и Павел.
Рафаэль Санти
«Святое семейство»
1518-20
Масло по дереву, 114 x 115 см.
Музей Прадо. Мадрид
«Святое семейство»
1518-20
Масло по дереву, 114 x 115 см.
Музей Прадо. Мадрид
Рафаэль Санти
«Мадонна Импаната»
1513-14
Масло по дереву, 158 x 125 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
«Мадонна Импаната»
1513-14
Масло по дереву, 158 x 125 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
РафаэльСанти, Мадонна Колонна.
Ок. 1508 Холст, масло. 77 х 56 см.
Государственные музеи, Берлин
Ок. 1508 Холст, масло. 77 х 56 см.
Государственные музеи, Берлин
Картина Рафаэля "Мадонна Колонна" (Madonna Colonna) датирована 1507 названа в честь римской княжеской фамилииКолонна, из числа которой вышло несколько пап. Написанная в 1508, в первый год пребывания Рафаэля в Риме, эта Мадонна исполнена в удивительно светлых тонах. Это наводит на мысль, что картина, возможно, не полностью завершена.
Младенец Иисус отвлекает Деву Марию чтения. Он смотрит на зрителя, протянув руку к декольте Мадонны и явно желая, чтобы она его покормила. Закручивание фигур («torsion»), заимствованное у великих флорентийских мастеров, сильно отдаляет эту картину Рафаэля от самодовлеющего, статического мира его первого учителя, Перуджино.
Рафаэль Санти
Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем).
Ок. 1508 Дерево, темпера, масло. 29 х 22 см.
Будапешт
Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем).
Ок. 1508 Дерево, темпера, масло. 29 х 22 см.
Будапешт
Эта картина Рафаэля была подарена супруге императора Карла папой Климентом XI. Позже, возможно, в качестве подарка императрицы Марии Терезии, она перешла во владение князя Кауница, а от него, в XVIII веке, – в коллекцию князя Эстергази – отсюда название «Мадонна Эстергази». Многочисленные репродукции свидетельствуют о популярности этой картины. Подготовительный эскиз Рафаэля к ней хранится в коллекции Уффици.
Рафаэль помещал своих возвышенных и прекрасных мадонн посреди идеализированных зеленых ландшафтов. Это хорошо демонстрирует удивительно утончённая небольшая панель «Мадонна Эстергази» (сейчас хранится в Будапеште). Она была написана в начале пребывания художника в Риме. Незавершённость этой работы раскрывает некоторые подробности процесса её создания. Идиллическая атмосфера пейзажа с римскими архитектурными мотивами дополняет гармонию фигур и цвета.
Святое семейство с Рафаэлем, Товием, святым Иеронимом, или Мадонна с рыбой
"Мадонна с рыбой" (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.
Рафаэль Санти.
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница).(La Belle Jardiniere)
1507 Дерево, масло. 122 х 80 см.
Музей Лувр, Париж
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница).(La Belle Jardiniere)
1507 Дерево, масло. 122 х 80 см.
Музей Лувр, Париж
Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель. Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени». Рафаэль не завершил эту картину, и она, по преданию, была закончена Ридольфо дель Гирландайо. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I. Эта картина известна в первую очередь гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур. Лицо Богородицы с «Прекрасной садовницы» служило моделью красоты для многих поколений художников.
«Прекрасная садовница» – кульминация всех флорентийских мадонн Рафаэля.
Raphaël
La Belle Jardinière (détail)
La Belle Jardinière (détail)
Рафаэль Санти.
Мадонна под балдахином.
1507-1508 Холст, масло. 276 х 224 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
Мадонна под балдахином.
1507-1508 Холст, масло. 276 х 224 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
Универсальность и неисчерпаемое разнообразие искусства Рафаэля позволяют ему переходить в своих картинах от простых форм к более монументальным и сложным, от спокойного настроения к мощной эмоциональности.
Примером его сложной и эмоциональной работы является «Мадонна под Балдахином». Её монументальная композиция заимствована отчасти из венецианской традиции, отчасти от Фра Бартоломео. Апсида церкви сильно напоминает крупные композиции великого венецианца Джованни Беллини, а влияние Фра Бартоломео проявляется в основном в монументальности и в позах фигур.
Полукруглое расположение святых вокруг Мадонны и возбуждение летающих ангелов, которые держат завесу балдахина, дают ощущение свободной циркуляции воздуха. Все фигуры «Мадонны под балдахином» поставлены по-разному и выражают широкое разнообразие чувств. В будущем оно будет ещё ярче продемонстрировано в крупных описательных композициях Рафаэля, который он создаст для Ватикана.
Богородица сидит на троне под балдахином. Святые Петр и Бернард находятся слева от неё, а святой Августин, и, вероятно, святой Иаков Старший (Зеведеев) стоят справа.
Рафаэль Санти
"Прогулка Мадонны" (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).
Рафаэль. Мадонна Солли,
ок. 1502
Дерево, масло. 52 х 38 см.
Берлинская картинная галерея
ок. 1502
Дерево, масло. 52 х 38 см.
Берлинская картинная галерея
До приезда во Флоренцию, Рафаэль уже создавал небольшие молитвенные изображения Мадонны с младенцем, связанные с тогдашней популярностью различных версий картин Перуджино. Интересную серию этого типа можно увидеть в нескольких примерах 1502-1504, написанных на тему Мадонны с книгой. На картине «Мадонна Солли» Дева Мария читает, а младенец Христос поворачивает голову в сторону её книги. В руках у него зяблик – прообраз его будущих Страстей, а Дева Мария читает пророчества о них.
Это картины «Мадонна Солли» (сейчас в Берлине, ранее принадлежала англичанину Эдварду Солли), «Мадонна Нортона Саймона» (в Калифорнии) и «Мадонна Конестабиле» (в Санкт-Петербурге).
Это картины «Мадонна Солли» (сейчас в Берлине, ранее принадлежала англичанину Эдварду Солли), «Мадонна Нортона Саймона» (в Калифорнии) и «Мадонна Конестабиле» (в Санкт-Петербурге).
Рафаэль Санти
Картина Рафаэля "Святое семейство Франциска I" (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца - короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном - Иоанном Крестителем. Позади - фигуры двух ангелов.
РАФАЭЛЬ
"Мадонна в голубой диадеме" Урбино, 1483 — Рим, 1520.
"Мадонна в голубой диадеме" Урбино, 1483 — Рим, 1520.
(Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).
"Мадонна делла Торре" (Madonna della Torre), Мадонна Макинтоша
ок. 1509 Лондонская Национальная галерея
ок. 1509 Лондонская Национальная галерея
Мадонна в шатре
1513-1514 Старая пинакотека, Мюнхен
1513-1514 Старая пинакотека, Мюнхен
"Мадонна в шатре" (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).
Putto with the Attributes of Vulcan
Drawing by Raffaello Sanzio in the Teylers Museum (facsimile)
1518
Drawing by Raffaello Sanzio in the Teylers Museum (facsimile)
1518
Putto Carrying the Medici Ring and Feathersn
Drawing by Raffaello Sanzio in the Teylers Museum
c.1513-14
Drawing by Raffaello Sanzio in the Teylers Museum
c.1513-14
Madonna col Figlio e S. Giovannino
Raffaello, studi per madonne col bambino circa 1507
Рафаэль.
Сикстинская Мадонна.
1513-1514.Холст, масло. 270 х 201 см.
Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская Мадонна.
1513-1514.Холст, масло. 270 х 201 см.
Галерея старых мастеров, Дрезден
На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Фигуры стоят на ложе из облаков, обрамленном тяжелыми занавесями, которые открыты в обе стороны. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары направлены на верующих, которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады, играет роль моста между реальным и живописным пространствами.
Рафаэль. Путти с Сикстинской мадонны (Sistine Madonna)
detail Putti (cherubs)
1512/1513
detail Putti (cherubs)
1512/1513
Два крылатых путти с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, вероятно, являются самыми известными живописными ангелами. Им уже полтысячелетия. Их непрерывный успех, не ослабевший по сей день, объясняется, видимо, тем, что в этих фигурках Рафаэль соединил истинное христианское религиозное чувство с языческими и светскими мотивами, детское озорство с высоким искусством.
Рафаэль.
Ангелочек с Сикстинской мадонны
Ангелочек с Сикстинской мадонны
Ангелочки с «Сикстинской мадонны» многократно воспроизводились в разных вариациях на других живописных полотнах, в книгах, газетах и журналах.
«Сикстинская мадонна», вероятно, предназначалась для украшения гробницы папы Юлия II. Святой Сикст был покровителем фамилии этого папы (делла Ровере), а святая Варвара и два крылатых «гения» в нижней части картины символизировали похоронную церемонию. Это полотно Рафаэля хранилось в монастыре Святого Сикста в Пьяченце, а затем было подарено его монахами королю саксонскому, Августу III. После капитуляции Германии во Второй мировой войне «Сикстинская мадонна» была перевезена в Москву, но позже возвращена в Дрезден.
(detail)
Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына.
Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий