воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Пленницы судьбы | Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873) "Она покровительствовала многому и создала многое…"

Пример ее жизни показывает, что Великая княгиня была великой не только по титулу, а по сути ее высокой души и высокого ума. 

ujo6oymc8a.jpg
Девятого (22) января совершается память Августейшей невестки Государя Императора Павла I Петровича (1754-1801) Великой Княгини Елены Павловны – принцессы королевского Дома Вюртемберг Фридерики Шарлотты Марии (1806-1873), ставшей по воле Божией Августейшей супругой Великого Князя Михаила Павловича (1798-1849), младшего (четвертого) Августейшего сына Императора Павла I Петровича.
 

Рождение принцессы.


Принцесса королевского Дома Вюртемберг Фридерика Шарлотта Мария появилась на свет 28 декабря 1806 года (10 января 1807 года) в семье герцога Вюртемберг Павла Карла Фридриха Августа (1785-1752), генерал-майора Русской Армии и кавалера орденов Святого Владимира 2-го класса и Святой Анны 1-го класса
и принцессы герцогского Дома Саксен-Альтенбург Шарлотты Георгины Фридерики Луизы Софии Терезии (1787–1847) .
Августейший дядя принцессы Фридерики Шарлотты Марии – герцог Саксен-Альтенбург Иосиф Фридрих Эрнст Георг Карл (1789-1868) Высочайше пожалован был Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.
 

 

Избранница Великого Князя.




В 1821 году в возрасте 15 лет юная принцесса из немецкого владетельного Дома избирается Вдовствующей Императрицей Марией I Феодоровной (1759-1828), также принадлежавшей к королевскому Дому Вюртемберг, в венценосные невесты младшего и любимого Августейшего сына своего Великого Князя Михаила Павловича.

Самостоятельно, при помощи словаря и учебника грамматики, принцесса Фредерика Шарлота Мария изучила русский язык.
В 1823 году прибывает принцесса в Россию, и в первый же день преставления высокородной невесты высшему петербургскому свету каждому из 200 представленных ей лиц смогла сказать несколько приветливых слов по-русски. Этот дар чувствовать собеседника и располагать к себе и позднее составлял отличительную черту принцессы.
Мария Федоровна
В том же 1823 году принцесса Фридерика Шарлота Мария принимает Православие с именем Елены Павловны и Высочайше жалуется титулом Великой Княгини.
Восьмого (21) февраля 1824 года 17-летняя принцесса королевского Дома Вюртемберг Фридерика Шарлота Мария сочеталась законным браком по Греко-восточному православному обряду с двоюродным венценосным братом своего державного отца, герцога Вюртемберг и Андреевского кавалера Пауля Карла Августа (1785-1852) – Великим Князем Михаилом Павловичем.
 Джордж Доу (1781-1829) портрет Великий князь Михаил Павлович

Августейший супруг старше был избранницы на восемь лет, и в свои 26 лет уже служил в чине командира Гвардейского корпуса, состоя членом Государственного Совета, пребывая в чине генерал-инспектора по инженерной части, будучи активным участником в работе Следственной комиссии по делу декабристов.
Большая церковь Зимнего дворца

 

Августейшая невестка.




В 1828 году по кончине Вдовствующей Императрицы Марии I Феодоровны, согласно Ее Высочайшему завещанию к Великой Княгине перешло управление Мариининским и Повивальным институтами. Помимо того, Великая Княгиня состояла шефом 10-го Драгунского Новгородского полка.
Государь Император Николай I Подвиголюбивый (1796-1855), питавший к Великой Княгине чувство глубокого уважения, нередко советовался с ней в семейных делах и при всей своей державной самостоятельности прислушивался к ее мнению. Самодержец Всероссийский отозвался о своей Августейшей невестке так: « Это ум нашей семьи». И действительно, Великая Княгиня обладала энциклопедическими знаниями, прекрасно была образована и одаренная тонким чувством изящного.

 

Державная покровительница.




Великая Княгиня Елена Павловна любила беседовать с видными учеными и художниками.
Всю свою жизнь проявляла она большой интерес к искусству и покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Ей, по словам сенатора А. Ф. Кони, «доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант.
Великой Княгиней Еленой Павловной даны были средства художнику Иванову на перевезение знаменитой картины «Явление Христа народу» на Родину.
Антон Рубинштейн всю жизнь с восторгом вспоминал о ее плодотворном покровительстве и задушевном к нему отношении.
Под влиянием музыкальных вечеров у Великой Княгини зародилась мысль об учреждении Русского музыкального общества и его органов – консерваторий. За осуществление этой мысли Великая Княгиня Елена Павловна взялась со свойственной ей пылкостью и настойчивостью. Принесла для этого личные материальные жертвы и даже продала свои бриллианты» . Так содействовала Великая Княгиня преобразовательной деятельности, чему, как видим, всецело помогала и материально.
В 1856 году Великая Княгиня выступила с инициативой освобождения крестьян в своем имении, селе Карповка Полтавской губернии. По просьбе ее товарищ Министра внутренних дел Николай Алексеевич Милютин (1818-1872) со своим единомышленниками составил сначала записку, а после проект освобождения крестьян в селе Карловка с наделением крестьян полевой землей за выкуп. В 1859 году проект Высочайше утвержден был Государем Императором Александром II Николаевичем (1818-1881), после его утверждения Главным комитетом по крестьянскому делу.

 

Тяжелые испытания.




Великая Княгиня Елена Павловна много страдала, но терпеливо переносила, посылаемые ей Господом испытания для укрепления веры и надежды.
Четверть века длилось семейное счастье ее. От державного союза с Великим Князем Михаилом Николаевичем появилось на свет пять Августейших дочерей – венценосных внучек Государя Императора Павла I Мученика. Однако, к несчастью, Княжны Александра и Анна Михайловны скончались в младенчестве (в 1832 и 1836 гг.).
Августейшие старшие дочери Великие Княжны Мария и Елизавета Михайловны оставили свет также друг за другом (в 1846 и 1845 гг.) в самом расцвете сил в возрасте 21 года и 19-ти лет.
Мария Михайловна (1825-1846)
Вел. кн. Елизавета Михайловна (1826-1845), с 1844 года замужем за герц. Адольфом Нассау.

Кончина четырех венценосных дочерей подточили силы Великого Князя Михаила Павловича и через три года после последней утраты старшей Августейшей дочери Марии.
Портрет великих княжон Екатерины Михайловны и Марии Михайловны. (Гау)
(Vladimir Ivanovich Hau) Дочери великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны — Екатерина (1827-1894), Елизавета (1826-1846) и Мария (1825-1846).
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией (Карл Брюллов, 1830)
Портрет великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича верхом.
Великий Князь скончался, оставив на руках любящей венценосной супруги единственную державную дочь – Великую Княгиню Екатерину Михайловну (1827-1894).
Екатерина Михайловна (1827—1894), вступила в брак с Георгом, герцогом Мекленбург-Стрелицким. 

Вдовствующая Великая Княгиня Елена Павловна в последующие 24 года жизни носила траур по Августейшему супругу и венценосным дочерям.

В память об умерших дочерях великая княгиня Елена Павловна основала Елизаветинскую детскую больницу и «приюты Елизаветы и Марии» в Петербурге и Павловске.
 

Дела милосердия.


Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1862 г.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Великая Княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – предшественницей Русского общества Красного Креста. Тогда же Великая Княгиня обнародовала воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным.
Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста
Ее Дворец, известный и теперь как Михайловский, превратился в большой склад вещей и медикаментов. Великая Княгиня направила в Севастополь отряд врачей, в состав которого входили хирурги во главе со знаменитым хирургом Николаем Ивановичем Пироговым (1810-1891).
По окончании войны в 1858 году в ее Дворце открылись первые классы консерватории под руководством музыканта и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894).
Еще до войны с конца 1840-х годов и до самой кончины по инициативе Великой Княгини Елены Павловны в Михайловском Дворце проводились вечера – « четверги », на которых обсуждались вопросы политики и культуры, литературные новинки.
Ф. М. Тютчев
Здесь всё возможно, всё я помнить буду
Всё кстати, всё прелестно до конца
В таком дому всегда есть место чуду —
Оно — обычай Вашего дворца.
Её Высочеству Великой княгине Елене Павловне
В последние годы жизни Великая Княгиня занята была мыслью об устройстве такого лечебного заведения, в котором молодые врачи могли бы совершенствоваться в практической деятельности и которое, одновременно, могло стать объединяющим центром для научной и учебной деятельности врачей. Мысль эта осуществилась лишь после ее кончины, открытием в 1885 году « Клинического института Великой Княгини Елены Павловны ».
Так, хотя официально Великая Княгиня и не принимала участие в государственной деятельности, мы видим, что всею своею жизнью оставила она заметный след в истории России.

 Федор Яковлевич Алексеев (1753-1824) Михайловский замок

 

Личные качества




Портрет Великой Княгини Елены Павловны Ж.Кур. 1842 г.
Многочисленные факты, приводимые в воспоминаниях современников указывают на неординарные личные качества Великой княгини Елены Павловны.
Самостоятельно, с помощью учебников изучила русский язык; в результате могла не только в день своего приезда в Россию (1823) приветствовать каждого из 200 представленных особ по-русски, проявив присущий ей по отзывам современников дар чувствовать собеседника и располагать к себе, но и прочесть в подлиннике «Историю Государства Российского» Карамзина.
Графиня Блудова так характеризует в своих записках Елену Павловну:
Брюллов К. Портрет великой княгини Елены Павловны 1829
«Еще 45 лет назад я в первый раз увидела её и эту стремительность походки её, которая поражала как особенность внешняя, привлекательная, как живое радушие. Эта стремительность была лишь верным выражением стремительности характера и ума её, стремительности, которой она увлекала все мало-мальски живые умы, которые её самую иногда увлекала и приводила за собой не мало разочарований, но сама по себе была очаровательна. Ни лета, ни болезнь, ни горе не изменили этой особенности».
Обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного. Она любила беседовать с видными учеными и художниками. Всю свою жизнь проявляла большой интерес к искусству и покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Ей, по словам сенатора А. Ф. Кони, "доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант. Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи».
(Christina Robertson)
"Это женщина с обширным умом и превосходным сердцем. На её дружбу вполне можно положиться, если она раз удостоит ею. Воспитанная под надзором Кювье, друга её отца, принца Вюртембергского, она сохранила воспоминания о всём, что видела и слышала в молодости. Выданная молодой замуж, она не переставала изучать науки и быть в сношениях со знаменитостями, которые приезжали в Петербург или которых встречала во время своих путешествий за границей. Разговор её с людьми сколько-нибудь замечательными никогда не был пустым или вздорным: она обращалась к ним с вопросами, полными ума и приличия, вопросами, которые просвещали её… Император Николай Павлович говорил мне однажды: «Елена — это учёный нашего семейства; я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завёл со мной разговор об истории Православной Церкви; я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему более, чем он сам знает…». Граф П. Д. Киселёв
А. С. Пушкин
Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
Экспромт «Циклоп», 1830
Дружила с И. С. Тургеневым, по некоторым сведениям, имела доверительные отношения с А. С. Пушкиным: после пожалования в камер-юнкеры А. С. Пушкин представлялся ей и после сообщал жене: «Я поехал к Её величеству на Каменный остров в том приятном расположении духа, в котором ты меня привыкла видеть, когда надеваю свой великолепный мундир. Но она была так мила, что я забыл и свою несчастную роль и досаду». О доверительных отношениях говорит и факт получения Еленой Павловной копии запрещенных для чтения членам императорской фамилии «Записок Екатерины II» именно от Пушкина, который 8 января 1835 года отметил в дневнике: «Великая княгиня взяла у меня „Записки Екатерины II“ и сходит от них с ума».
Общаясь с интеллектуальной элитой России, Великая княгиня демонстрировала широкий кругозор и блестящие знания, по словам князя В. Ф. Одоевского «вечно училась чему-нибудь». Свидетельства современников неоднократно указывают на эти свойства характера Елены Павловны:
вела долгие беседы с профессором Арсеньевым, желая ближе познакомиться с историей и статистикой России;
вела богословские разговоры с епископом Порфирием Успенским и с архиепископом херсонским Иннокентием, который, по его словам, был «удивлен и почти унижен» сознанием, что великая княгиня, близко зная историю и основания православия, захватила его некоторыми вопросами врасплох и вынудила у него просьбу дать ему время справиться для категорического ответа;
В. А. Инсарский вспоминал, что его товарищи — агроном Лоде и лесовод Петерсон — читали лекции Великой княгине по этим предметам. (…) Понятно, что если эта «сушь» не отталкивала её, то и другие занятия не были ей чужды"
Портрет Великой Княгини Елены Павловны.
Д. А. Милютина, представившего Елене Павловне «Первые опыты военной статистики», она пригласила в Павловск и в разговоре «обратила внимание на такие подробности, на которых едва ли останавливались многие даже из ученых специалистов»
Д. А. Оболенский, познакомившись с Великой княгиней, впервые «увидел женщину, которая ясно знала и понимала, что такое Гражданская палата»
А. И. Кошелев считал, что «Она была чрезвычайно любезна и поражала обширностью и развитостью своего ума, взгляд её на дела был истинно государственным».
Современника поразило требование к воспитанницам Мариинского института на экзамене по истории говорить о темных сторонах нашего прошлого «с русским чувством, но правду».
По характеристике ЭСБЕ:

Выдающиеся свойства ума и тонкая сердечная деликатность великой княгини, выражавшиеся в умении ставить себя в положение других, разделяя и понимая их интересы, способность делать это с чарующей простотой, сразу уничтожавшей условность и натянутость отношений, чуткость в симпатиях и верность в дружбе завоевывали ей преданность всех встречаемых и отыскиваемых ею на жизненном пути. До конца своих дней она интересовалась всеми явлениями в области знания и умственной деятельности, часто приходя, где было нужно, на помощь своим участием, содействием и материальной поддержкой.
По поручению Елены Павловны были переведены и изданы на французском языке литургия Святого Иоанна Златоуста, краткий молитвослов и покаянный канон Андрея Критского, «чтобы познакомить иностранцев с красотою и глубиною нашего богослужения и облегчить принявшим православие понимание наших молитв». В 1862 году в Карлсбаде А. И. Кошелев с одобрения Великой княгини инициировал подписку на строительство там православного храма, законченную уже через два года.
Великую княгиню также отмечает личная скромность и непоказная самоотверженность:
«…как она могла при огромных размерах, принятыми лечебными учреждениями своими, уделять столько мелких сумм, раздаваемых с руки на руки. Никто из нас не помнил, чтобы она когда-либо отказала в такой помощи по просьбе кого-либо из нас. Она могла не отказывать никому, потому что себе отказывала во многом. Однако она жила открыто, (…) давала не часто, но великолепные большие праздники, одевалась, по своему положению в свете, всегда богато. (…) Но баловства самой себе она не позволяла, фантазий разных не имела. Даже в то время, когда поездка за границу всех членов императорской фамилии оплачивалась казной, она отказывалась не раз от требуемых докторами поездок»

Л. Ноэль. С оригинала Ф. Виннергальтера Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Хозяйка Михайловского дворца


Кончина Великой Княгини.



Появившись на свет в Светлую неделю Рождества Христова 28 декабря (10 января), Великая Княгиня предстала пред Господом в Неделю Крещения Господня. Случилось это в Санкт-Петербурге девятого (22) января 1873 году на 67-м году жизни.
Великая Княгиня Елена Павловна погребена была в Императорской усыпальнице, в соборе Святых всехвальных Апостолов Петра и Павла, рядом со своим дорогим Августейшим супругом и венценосными дочерьми Александрой и Анной.

По словам графа П. А. Валуева, с кончиной Великой княгини Елены Павловны: «угас блистательный умственный светильник. Она покровительствовала многому и создала многое…»; «Вряд ли кто её заменит», — с грустью записал И. С. Тургенев.


Память



28 апреля 2004 года, в Санкт-Петербурге прошла установка памятника Великой княгине Елене Павловне. Закладка памятника состоялась в сквере Санкт-Петербургской Медицинской Академии последипломного образования. В освящении закладного камня принял участие Директор Академии Н. А. Беляков. Чин освящения совершил священник Санкт-Петербургской Митрополии отец Александр.
31 мая — 2 июня 2006 года в Михайловском (Инженерном) замке состоялся третий, заключительный тур конкурса «Русская принцесса» — совместный проект Государственного Русского музея и Правительства Ленинградской области.
Александра Трушникова - победительница конкурса
"Хрустальную туфельку", символ конкурса, и венок принцессы получила Александра Трушникова из города Всеволожск. Вице-принцессами стали: Лилия Батршина из Приозерска и Олеся Малиновская из Кингисеппа. Сюрпризом вечера стала церемония награждения: венок на голову победительнице надела княжна Екатерина Голицына пра-правнучка Елены Павловны.
 Александра Трушникова - победительница конкурса "Русская принцесса"
Конкурс «Русская принцесса» посвящен 200-летию со дня рождения Великой княгини Елены Павловны. Это — отклик на выдвинутую правительством России идею Проекта национального образования и своеобразная альтернатива многочисленным конкурсам красоты. Конкурс призван помочь современным девушкам в выборе женских идеалов на примере жизни одной из выдающихся женщин прошлого, чьи дела, образ мыслей и сейчас могут быть образцом для подражания.
Гелиогравюра Григория Николаевича Скамони 
«…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…  Анри Дюнан, основатель Международного Комитета Красного Креста,из письма Российскому обществу Красного Креста (1896 г.)

Пример ее жизни показывает, что Великая княгиня была великой не только по титулу, а по сути ее высокой души и высокого ума. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий