воскресенье, 28 февраля 2016 г.

ПАВЛИНЫ ЭРМИТАЖА.



Рождественские каникулы…. Время зимних веселых уличных гуляний с ребятней и, конечно, посещений музеев и любования знаменитыми сокровищами искусства. В любимых галереях всегда есть что посмотреть, вот сегодня предлагаю всем, кто пока не может посетить Эрмитаж, снимки нескольких сокровищ из его коллекции. 
Вот - знаменитые часы Павлин. Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, и птицы движутся.





                             



Создание механических птиц очень древнее искусство - еще в античные времена фигуры "поющих" птиц украшали клепсидры - водяные часы. 
«В XVIII веке создатели автоматов стремились сконструировать такую систему, чтобы птицы не только пели, но и вели себя как живые и были изготовлены в натуральную величину. Так, в середине века вся Европа восхищалась механической уткой французского мастера Жака Вокансона, которая умела пить, есть, двигаться и вести себя самым естественным образом».



                             


Но мы сейчас смотрим часы Павлин, а их история началась в 1777 году, когда в Петербург прибыла герцогиня Кингстон. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Зная страсть Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.
Над ними потрудился немецкий мастер, обосновавшийся в Лондоне - Фридрих Юри – Кокс пригласил его для работы над этим заказом.






И вот Павлин прибыли в Санкт-Петербург в 1781 г. Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик И.П. Кулибин по просьбе Г.А. Потемкина отреставрировал часы. В часах Павлин объединено четыре самостоятельных механизма: три их них приводят в движение фигуры птиц, а четвертый является собственно часами.





В конце каждого часа механизм часов запускает сову. Ее клетка начинает вращаться, звенят колокольчики, сова поворачивает голову вправо и влево, моргая и постукивая правой лапкой. Клетка совершает двенадцать оборотов и останавливается.






Примерно через полторы минуты после начала движения совы ее механизм запускает павлина. Он распускает хвост, вытягивает шею, поворачивает и запрокидывает голову, приоткрывая клюв. Когда хвост полностью развернется, птица на секунду замирает.








Затем плавно поворачивается к зрителям хвостом, снова ненадолго замирает, возвращается в исходное положение, складывает хвост и втягивает голову;



                              


в конце своей работы механизм павлина запускает петуха. Тот, тряхнув несколько раз головой, кукарекает.


                           


С 1797 г. и по сегодняшний день часы Павлин являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же - это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.



                    


Кто такой Джеймс Кокс? Он - самый известный творец механизмов во второй половине XVIII в. Лондонский ювелир и золотых дел мастер. «Большое количество сложных автоматов, отличавшихся роскошью и разнообразием декора, было создано фирмой Кокса для европейских и восточных заказчиков. Настоящая слава пришла к Джеймсу Коксу в 1772 г., когда он открыл свой музей в Лондоне (Spring Gardens), где были выставлены многочисленные автоматы с фигурами экзотических животных, птиц, людей».




                             


В Эрмитаже есть еще и другие павлины

Флакон для духов в форме павлина
Золото, серебро, бриллианты, эмаль
Россия, 1770 - 1780-е гг.


                                              


Фигура павлина
Иран
Начало XX в.



                                            


Брошь в виде павлина
Золото, бриллианты, розы, рубины, сапфиры
Россия, 1880-е гг.





Настольное украшение в виде пары павлинов
Китай, 1740-е - 1750-е гг.


              


Китайский туалетный столик начала 18-го века. 
Стекло, ртуть амальгамы, бумага, серебро, филигрань, пакет с позолотой, дерево, бархат, перья павлина, перламутр, кристаллы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий