Императрица Мария Федоровна (1759-1828), жена императора Павла I.
Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны. Мари Элизабет Луиза Виже
Едва похоронив одну невестку, императрица Екатерина стала думать о второй женитьбе сына. Великая княгиня Наталья Алексеевна умерла 15 апреля 1776 года, и чуть ли не на следующий день Екатерина заводит с сыном разговор: "Мертвых не воскресить, надо помышлять о живых. Были убеждены в своем благополучии; утратили это убеждение. Но зачем же отчаяваться обрести его вновь? Поищем этого новаго." 13 июня Павел Петрович выезжает в Берлин, где его ждет невеста – шестнадцатилетняя принцесса София-Доротея–Августа-Луиза Вюртемберг-Монбельярская.
Berlin Schloss Monbijou
Как и первая жена Павла, София-Доротея происходила из знатной, но небогатой семьи.
К моменту встречи молодых людей, отец Софии-Доротеи - Фридрих Евгений был всего лишь князем Монбельяр, а владетельным герцогом Вюртембергским стал намного позже.
Фридрих (II) Евгений
Мать принцессы, Фредерика Бранденбург-Шведт была племянницей короля Пруссии Фридриха II. Фридрих Евгений был страстным поклонником Руссо и даже активно переписывался с ним на тему воспитания детей В родительском доме юной принцессы всегда было весело, уютно, там внимательно и прилежно изучались все литературные новинки и научные открытия. Так, стоило братьям Монгольфье подняться в воздух на шаре, как при вюртембергском дворе был немедленно запущен в полет свой шар.
Фредерика Доротея София Бранденбург-Шведтская. Johann Georg Ziesenis
Еще в 1769 году, выбирая невесту для сына, Екатерина обратила особое внимание на эту принцессу. Несмотря на юный возраст, уже тогда она была «высокого роста, блистая здоровьем и замечательной красотой, по своему физическому развитию казалась значительно старше своих лет, а выдающимися нравственными ее чертами были кротость характера и чрезвычайная доброта, отпечатлевшаяся на самой ее наружности».
София Доротея Вюртемберг (1759-1776), будущая императрица Мария Федоровна. Художник неизвестен.
Увы, несмотря на прекрасные физические и душевные качества, принцесса была слишком мала для брака (ей едва исполнилось девять лет), и женой Великого князя стала другая.Теперь же все изменилось.
В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I
Для многодетной семьи со скромным положением, брак дочери с престонаследником одной из влиятельнейших держав, несомненно, был редкостной удачей. София–Доротея и Павел сразу понравились друг другу.
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. А. Рослин, 1777 г
Вскоре все было решено окончательно, и 12 июля 1776 года состоялась официальная помолвка Великого князя Павла Петровича и принцессы Софии-Доротеи Вюртембергской.
Alexander Roslin. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. ок.1777
Прощаясь с невестой, Павел вручил ей собственноручно составленную инструкцию из четырнадцати пунктов, где излагал свои представления о будущей семейной жизни. Павел вернулся в Россию и прибыл в Царское Село 14 августа, а 31 августа приехала и София-Доротея
«Великий князь Павел Петрович представляет императрице Екатерине II свою невесту, будущую великую княгиню Марию Федоровну». С. Торелли, 1776 г.
Принцесса очень понравилась императрице Екатерине.
Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет императрицы Марии Федоровны (эскиз) (Государственный Эрмитаж, Петербург). XVIII век
София-Доротея искренне любила своего будущего мужа. По словам самого Павла, его нареченная «…умеет не только разгонять мои мрачные мысли, но и возвращать мне веселое настроение, какого я за последние три года несчастий никогда не имел». 14 сентября принцесса Вюртембергская приняла православие и была наречена Марией Федоровной, а на следующий день обручилась с Павлом и стала Великой княгиней Марией Федоровной.
Великая княгиня Мария Федоровна
В этот же день невеста прислала жениху письмо: «Клянусь этой бумагой всю жизнь любить и обожать Вас и постоянно быть нежно привязанной к Вам; ничто в мире не заставит меня измениться по отношению к Вам. Таковы чувства вашего навеки нежного и преданного друга и невесты». Именно это письмо, она впервые подписала «Мария Федоровна»
В этот же день невеста прислала жениху письмо: «Клянусь этой бумагой всю жизнь любить и обожать Вас и постоянно быть нежно привязанной к Вам; ничто в мире не заставит меня измениться по отношению к Вам. Таковы чувства вашего навеки нежного и преданного друга и невесты». Именно это письмо, она впервые подписала «Мария Федоровна»
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. А.-Ф. Виолье, 1780-е гг.:
Портреты Великой княгини Марии Федоровны и Великого князя Павла Петровича. Г. Скородумов, 1782 г.
Через неколько дней после обручения, Великий князь снова получил от невесты письмо, уже на русском языке, причем, написанное очень грамотно, хотя она изучала новый язык всего лишь два (!) месяца. Столь же искренние чувства испытывал и Великий князь.
В день свадьбы Павел пишет Марии Федоровне: «Всякое проявление твоей дружбы, мой милый друг, крайне драгоценно для меня, и клянусь тебе, что с каждым днем все более люблю тебя. Да благословит Бог наш союз так же, как он создал его». Венчание состоялось 26 сентября 1776 года.
Портреты Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны. И. Пульман, 1782 – 1787 г., (с оригинала П. Батони, 1782 г.):
Медаль на второе бракосочетание Великого князя Павла Петровича
Как упоминалось выше, Мария Федоровна очень понравилась императрице Екатерине. Причем, одним из самых больших достоинств новой невестки было то, что она долгие годы безропотно оставалась в тени великой свекрови. Мария не обладала болезненным честолюбием первой жены Павла; главным жизненным принципом будущей императрицы стали строки французского стихотворения «Философия женщин»: «Нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость –вот в чем должно состоять ее учение и философия».
Карне с портретом Великой княгини Марии Федоровны. Россия, 1780 г.
Причем, соблюдение бережливости, иногда доходило до крайности. По сообщению секретаря французского посольства Корберона, Мария Федоровна забрала себе не только все платья своей предшественницы - Натальи Алексеевны, но даже обувь. Мария Федоровна всегда старалась соответствовать своему высокому положению, и помнить, что Великая княгиня является объектом самой пристальной оценки. И судя по отзывам современников, она блестяще справилась с этой сложной задачей: «То, что утомляет других женщин, ей нипочем. Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием и иногда работает даже с медальером».
Лампи-старший. Портрет императрицы Марии Федоровны.
Действительно, Мария Федоровна помимо рукоделия (шитья и вышивания) рисовала, лепила из воска, вытачивала на собственном токарном станке изделия из янтаря и слоновой кости, и даже занималась гравировкой по металлу и резьбой по камню.
Павел I с Марией Федоровной
И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1795. Музей-заповедник «Павловск». 1795
Главную свою миссию – обеспечение престолонаследия, Мария Федоровна выполнила более чем основательно, родив Павлу Петровичу десятерых детей (двойная «королевская норма»). Ее заслуги по укреплению династии Романовых, свекровь-императрица отметила следующей фразой: «Право, сударыня, ты мастерица детей на свет производить».
Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.
К сожалению, после рождения старших сыновей – Александра и Константина (1777 и 1779 гг.), Екатерина полностью отстранила Марию и Павла от участия в воспитании детей. Мария могла посещать их только в строго определенные сроки, т.к. отношения между Большим и Малым дворами оставляли желать лучшего.
Павловск, Старый Шале, Г.С. Сергеев
Появление в семье цесаревича сына-первенца Александра, было отмечено пышными празднествами, а молодые родители получили в подарок от императрицы «362 десятины земли по берегам реки Славянки с деревнями и крестьянами. Новая усадьба в 4-х верстах от Царского Села получила название села Павловского. На берегах Славянки появились сначала два деревянных великокняжеских дома: Паульлюст (“Павлова утеха”) и Мариенталь (“Мариина долина”).
В 1779 году по приглашению Екатерины II приехал архитектор Чарльз Камерон. Екатерина II поручила Камерону начать работы по преобразованию села Павловского».
В 1781 году, Екатерина отправила сына и невестку в путешествие по Европе. Павел и Мария путешествовали инкогнито, под именем графа и графини Северных, «по традиционному маршруту: из Санкт-Петербурга через Польшу и Австрию до Вены, с длительным пребыванием в Италии и Франции, посещением знаменитых замков в долине Луары, через Бельгию и Голландию в герцогство Вюртембергское», к родителям Марии Федоровны.
Папа Пий VI дает аудиенцию графу и графине Северным, посетившим Рим в рамках гран-тура
Шантийи. Замок. Гравюра XVIII в.
Но даже во время путешествия Павел и Мария получали от управляющего Кюхельбекера подробные письма обо всем, что происходило в Павловске.
Особенно пристальное внимание возведению и обустройству дворцово-паркового ансамбля уделяла Мария Федоровна. Павловск стал любимой резиденцией Великой княгини, наиболее полно выражающей ее вкус.
В 1783 году, после рождения первой внучки Александры, Екатерина подарила сыну «мызу Гатчино с тамошним домом, со всеми в нем находящимися мебелями, мраморными вещьми, оружейною, оранжерей и материалами и с двадцатью принадлежащими к той мызе деревнями».
«Став владельцем Гатчины, великий князь Павел Петрович преобразовал её по собственному вкусу. По его желанию архитектор Бренна заново отделал все покои. Гатчина стала любимым местом пребывания Павла Петровича, где он создал образцовое военное государство в миниатюре и, прежде всего маленькую армию.…»
Парад при Павле I в Гатчине. О. Г. Шварц
Таким образом, предпочтения супругов разошлись. Привязанность к разным резиденциям стала первым признаком охлаждения их отношений.
С течением времени, Великий князь «…находя в своей жене классическую красоту, неутомимую снисходительность, присущие ей как покорной супруге и нежной матери, преисполнился к ней отвращения…», тем более что «Великая княгиня хотя и очень любила его, старалась подчинить его себе и этим только раздражила его. Она окружила его интриганами, которые постоянно льстили его самолюбию и противодействовали доброте его характера».
Великая княгиня Мария Федоровна
К тому же, в 1784 году, Павел влюбился в фрейлину Марии Федоровны – Екатерину Ивановну Нелидову. Казалось бы, история вполне обычная – у наследника престола появилась любовница. Но, несмотря на все придворные сплетни, Нелидова была не любовницей Павла, а его возлюбленной. Причем для самого Павла разница между этими понятиями определенно была.
Екатерина Ивановна Нелидова (1756-1839)
«Тайна этой нежной связи была не только в том, что Павел восхищался остроумием и живостью характера Нелидовой, но и в том, что эта женщина полюбила его, Павла, бескорыстно и самоотверженно. Нелидова прекрасно видела все недостатки и пороки этого сумасбродного принца, но именно эта зоркая любовь, требовательная и откровенная, внушала Павлу доверие к его маленькой возлюбленной. Он пленен был ею, как женщиной, которая сумела сохранить свою власть над ним, не делая уступки его страсти».
Конечно, эта «дружба священная и нежная» не могла вызывать добрых чувств у Марии Федоровны, но единственное, на что она отважилась в борьбе с соперницей: пожаловаться свекрови-императрице. Екатерина, в качестве успокоительного средства заявила невестке, подойдя с ней к зеркалу: «Твоя соперница просто маленькая уродина».
Великая княгиня Мария Федоровна
Однако, «маленькая уродина» весьма успешно оттеснила Марию Федоровну на второй план, заняв господствующее место в сердце Павла. Мария Федоровна смирилась, не желая ухудшать и без того сложное положение. Находясь долгое время между двух огней (муж и свекровь), она желала только одного – сохранить семью. Первое сближение между женой и возлюбленной Павла произошло в 1794 году, а в ноябре 1796 года между ними был заключен «дружественный союз». В том же, 1796 году, Павел становится императором, а Мария Федоровна – императрицей.
«Коронация Павла I и Марии Федоровны. МАРТИН ФЕРДИНАНД КВАДАЛЬ»:
Но за корону Российской империи Марии пришлось заплатить, заплатить очень дорого семейным счастьем. Восшествие на престол еще более ухудшает ее, и без того непростые, отношения с мужем.В бумагах покойной императрицы Павел находит документ, выражающий согласие на отстранение его от престола, который должна была подписать его жена. И хотя подписи Марии Федоровны не было, эта бумага послужила одной из причин окончательного разрыва супругов. Во время коронационных празднеств в Москве, Павел страстно влюбляется в девятнадцатилетнюю Анну Лопухину.
Портрет княгини А.П. Гагариной, урожденной Лопухиной, Вуаль Жан Луи
Осенью 1798 года, Анна приезжает в столицу и становится фрейлиной императрицы. Все семейство Лопухиных осыпано милостями и почестями. Анне жалуется орден Мальтийского креста, которым никогда не награждались женщины. Таким образом, «император придал своей страсти и всем ее проявлениям рыцарский характер, почти облагородивший ее». Мария Федоровна была вынуждена вновь налаживать отношения с предметом страсти мужа. В отличие от Екатерины Нелидовой, Анна Лопухина «…была не очень умна и без всякого воспитания.», тем не менее, «Государыня из угождения супругу, обходилась с ней очень хорошо.»
Боровиковский Владимир Лукич. Портрет Марии Федоровны. XVIII век
Все эти события, конечно же, не прибавили счастья императрице. Тем более, что после рождения в 1797 году последнего ребенка – сына Михаила, между Павлом и Марией не было супружеских отношений, т.к. врачи настоятельно рекомендовали императору не подвергать опасности здоровье супруги. Их отношения настолько обострились, что Марии Федоровне пришлось обратиться к мужу «…с единственной просьбой относиться ко мне вежливо при публике» .
Портрет имп. Марии Фёдоровны. 1832. Л.Шульц
Однако, главная трагедия в жизни Марии Федоровны произошла 11 марта 1801 года. Павел I был убит в Михайловском замке группой гвардейцев-заговорщиков. Узнав о смерти мужа, Мария Федоровна «придя в сильнейшее негодование, открыто высказалась, что не верит в естественную смерть своего супруга. Она грозила убийцам своею местью и самыми ужасными наказаниями. Она требовала, чтобы ее пустили к телу супруга».
Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы.
"Как только она вступила в злополучную комнату, где теперь лежал на постели покойный государь в гвардейском мундире, она громко вскрикнула, бросилась на колени перед кроватью и целовала руки своего супруга… Потом она попросила ножницы, обрезала прядь волос государя и заставила свою дочь сделать то же самое.Вернувшись в свое помещение, прежде чем отправиться в Зимний дворец, она облеклась в глубокий траур.
Зимний дворец. К. Беггров
Портрет имп. Марии Фёдоровны. Первая половина XIX в., неизвестный художник.
Вдовствующая императрица «с отвращением относилась ко всем тем, кто принимал участие в убийстве ее супруга. Она преследовала этих людей неустанно, и ей удалось удалить всех, устранить их влияние и положить конец карьере...».
Zarin Maria Feodorowna /1759 - 1828) als Witwe Г. Кюгельхен. Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре.1801
После смерти мужа, Мария Федоровна предпочла переехать в любимый ею «Павловск, оставленный ей, как и Гатчина, по завещанию покойного Императора», где свято хранила память о покойном супруге и «не искала в забвении облегчения своего горя: напротив, она как бы находила утешение, выпивая до дна горькую чашу душевных мук. Самая кровать, на которой Павел испустил последнее дыхание, с одеялами и подушками, окрашенными его кровью, была привезена в Павловск и помещена за ширмами, рядом с опочивальней государыни, и в течение всей своей жизни вдовствующая императрица не переставала посещать эту комнату».
Портрет имп. Марии Фёдоровны в трауре. Между 1825 и 1827., Д.Доу
И все же, как ни цинично это звучит, именно смерть мужа дала Марии Федоровне реальную власть: она стала главой семьи и принимала решения о браках своих детей.
Умелое воздействие на сына-императора, основанное на испытываемом Александром чувстве вины за смерть отца, позволило Марии Федоровне сохранить господствующее положение при дворе: она уверенно оттеснила на второй план невестку –царствующую императрицу Елизавету Алексеевну.
И может быть, точь-в-точь повторяя поступок собственной свекрови, Мария видела в этом своеобразное отмщение за долгие годы, прожитые в тени Екатерины II – годы подчинения чужой, отнюдь не всегда доброжелательной, воле.
Император Александр I
Впрочем, Мария Федоровна бесспорно заслуживает самого глубокого уважения, как первая императрица России, занявшаяся благотворительностью на действительно высоком уровне и, в поистине государственных масштабах.
Некоторые основанные ею учреждения были первыми в России - училище для глухонемых и слепых детей в Павловске; бесплатная больница для неимущих в Москве (названная Мариинскою), согласно уставу которой: «всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедный и неимущий, будучи болен может явиться или кем приведен быть в оную больницу и в оную принят будет»; «Институт сердобольных вдов» - предшественник общества Красного креста.
Кроме того, под покровительством императрицы находились Воспитательное общество благородных девиц, более известное, как Смольный институт; воспитательные дома и сиротские училища в Петербурге и Москве, Гатчинский воспитательный дом; дом призрения инвалидных офицеров.
Воспитательное общество благородных девиц, К. Беггров. С рисунка С. Ф. Галактионова
Помимо благотворительности, предметом особой заботы императрицы было женское образование: благодаря ее содействию были основаны Екатерининские институты в Санкт-Петербурге и Москве; первое в России училище солдатских дочерей в Санкт-Петербурге; училище для дочерей Черноморского флота в Одессе; Харьковский и Симбирский женские институты.
Не меньшим вниманием пользовались и учебно-медицинские заведения: Павловский и Акушерский институты в Москве, Повивальное училище в Петербурге и многие другие.
Неустанные труды императрицы Марии на почве благотворительности впоследствии воспел в восторженных стихах В.А. Жуковский:
Благодарим! Благодарим…
Тебя за жизнь Твою меж нами!
За трон Твой, царскими делами
И сердцем благостным Твоим
Украшенный, превознесенный…
За благодать, с какою Ты
Спешила в душный мрак больницы,
В приют страдающей вдовицы
И к колыбели сироты!
Мария Федоровна скончалась 12 ноября 1828 года, на 70-м году жизни.
Она в самом прямом смысле стала Матерью Династии.
Многочисленные брачные союзы ее детей стали основой для укрепления родственных и политических связей династии Романовых с правящими домами Европы.
Император Павел I c семьей. Г.Кюгельген, 1800 г.
Дети Павла I и Марии Федоровны:
Император Александр I (1777 – 1825)
Цесаревич Константин, наместник Царства Польского (1799 – 1831)
Александра, палатина Венгерская (1783 – 1801)
Елена, наследная принцесса Мекленбург-Шверинская (1784 – 1803)
Мария, Великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенах (1786 – 1859)
Екатерина, герцогиня Ольденбургская и королева Вюртембергская (1788 – 1819)
Великая княжна Ольга (1792 – 1795)
Анна, королева Нидерландов (1795 – 1865)
Император Николай I (1796 – 1855)
Великий князь Михаил (1797 – 1849)
Доу Д. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Не позднее 1825 г.
Дудин О.Х. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. Резьба по кости. 1770-е гг. Эрмитаж.
Бакланов П. (?). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Около 1800 г. Петергофская гранильная фабрика (?). Халцедон-оникс, камея. Эрмитаж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий