суббота, 27 июня 2015 г.

АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВНА, ПАЛАТИНА ВЕНГРИИ. (1783-1801.

Александра Павловна, палатина Венгрии. (1783-1801)
Александра Павловна Романова (1783-1801), старшая и любимая дочь императора Павла, пережила своего несчастного отца только на четыре дня и умерла всего в 17 лет. Но эта прекрасная цесаревна навсегда осталась в памяти венгров, и её до сих пор почитают.
Боровиковский-Портрет_великой_княжны_Александры_Павловны.jpg
Боровиковский Владимир Лукич. (1757-1825). Портрет принцессы Елизаветы Вильгельмины Вюртембергской (1783-1801)
Портрет любимой внучки Екатерины II был написан В.Л. Боровиковским по заказу двора в связи с предстоящим браком княжны. Ее выдавали замуж за австрийского наследника эрцгерцога Иосифа, палатина Венгерского. По воспоминаниям современников Александра Павловна (1783-1801) была «очень красива и чрезвычайно добра». Она была умна, прекрасно образована (говорила на четырёх языках)и наделена художественными способностями. Она рисовала, писала стихи, переводила. Она была слабого здоровья, осталась православной в католической стране, сильно тосковала по России и умерла в восемнадцать лет после трудных родов. Таков ли характер героини, изображенной Боровиковским? На первый взгляд – нет. Осанка изображенной женщины полна величия. Это торжественное представление особы королевской крови. Замкнутый силуэт фигуры и взгляд, направленный вдаль, устанавливают невидимую преграду между моделью и зрителем. На лифе платья – звезда ордена Святой Екатерины, на груди – медальон с портретом царствующей Императрицы. Оба предмета не украшения, а регалии. Русские княжны удостаивались ордена Екатерины большого креста при крещении. Это означало принадлежность к кругу избранных особ, обязанностью которых было патриотическое служение в соответствии с девизом «За любовь и Отечество». Медальон с портретом монарха также воспринимался как «жалованная» награда.
Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник «Павловск».
 
На картине слева направо изображены: вел. кн. Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит вел. кн. Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький вел. кн. Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит вел. кн. Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена вел. кн. Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве вел. кн. Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - вел. кн. Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - вел. кн. Михаил Павлович. У правого края картины стоят вел. кн. Александра и Елена Павловны.
Портрет Великой княжны Александры Павловны в русском национальном костюме. Неизвестный художник

Родилась Александра 29 июля 1783 в Санкт-Петербурге. Она была третьим ребёнком у Павла и его второй жены Марии Федоровны и первой девочкой. Великая  её бабушка Екатерина II рождению внучки не обрадовалась и заметила:  «По правде сказать, я несравненно больше люблю мальчиков, нежели девочек». Зато отец души не чаял в ребёнке, поэтому, когда Екатерина забирала детей у родителей одного за другим, Александра страдала от разлуки с ними сильнее остальных детей (всего их было 10).
В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I.
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. А. Рослин, 1777
 
Воспитанием Александры и четырёх ее младших сестер занималась  Шарлотта Карловна Ливен, женщина строгая, но добрая и справедливая. Во всяком случае, она отлично справилась со своими обязанностями,  так как её подопечные были прекрасно воспитаны и образованы.
Шарлотта Карловна Ливен, Дж. Доу, 1821. ГРМ (Санкт-Петербург)
 
Пять принцесс, дочери Павла Петровича и Марии Федоровны
 
Александра была таким милым и одарённым ребенком, что даже строгая бабушка-императрица смягчилась и по-своему полюбила её. «До шести лет, она ничем не отличалась особенным, но года полтора тому назад вдруг сделала поразительные успехи: похорошела, выросла и приняла такую осанку, что кажется старше своих лет. Говорит на четырёх языках, хорошо пишет и рисует, играет на клавесине, поет, танцует, учится без труда и выказывает большую кротость характера. Я сделалась предметом её страсти, и, чтобы мне нравиться и обратить на себя моё внимание, она, кажется, готова кинуться в огонь», — писала Екатерина II барону Гримму.
 
Портрет Великой княжны Александры Павловны. И. Б. Лампи, 1792 г.
 
Портрет Великой княжны Александры Павловны.
 
Короткое детство оказалось у прекрасной цесаревны! В 11 лет бабушка решила выдать её замуж за короля Швеции Густава IV. Исключительно по политическим мотивам. Не терпелось властной императрице вместе с молодым королём прибрать к рукам и его государство. Что оставалось делать бедной девочке? Малышка смиренно согласилась.
 
Портрет великой княжны Александры Павловны в детском возрасте. 1791г. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822).
Портрет великой княжны Александры Павловны в детском возрасте. 1791 г. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). 
Великая Княгиня Александра Павловна (1783-1801)
 
Несмотря на то, что Екатерина очень желала этого брака, шведы сильно ему противились, они вовсе не хотели попадать в полную зависимость от сильной России. Регент короля, его дядя, начал вести переговоры о браке племянника  с принцессой Луизой Макленбургской, и в шведских церквях даже стали служить молебны о её здравии.  Тогда на границу со Швецией был послан сам Суворов «для осмотра крепостей», и переговоры с Петербургом возобновились.
Александра тем временем выросла и превратилась в прелестную девушку с разнообразными дарованиями: она  прекрасно рисовала, лепила из воска, хорошо играла и пела, переводила с нескольких языков — такая невеста украсила бы собой любой трон.
 
oie_1019287ykJtejT9.jpg
Рисунок Великой княжны Александры Павловны
 
Портрет Великих княжен Александры и Елены. М.-Л.- Э. Виже-Лебрен, 1795 г.
 
Портрет Великих княжён Александры и Елены.
 
oie_10193632OPG7yZB.jpg
Портрет Великих княжён Александры и Елены. 
 
Через три года в Европе заговорили о свадьбе. Россия обещала в обмен на брачный контракт огромные финансовые субсидии для ослабленной войнами и неурожаями Швеции. В 1796 оду в Петербург инкогнито, под именем графа Гага, прибил 17-летний король Швеции Густав. Он был совершенно очарован своей невестой, на всех балах танцевал только с ней, да и Александре галантный жених пришёлся по нраву. Был назначен и день помолвки—11 (24) сентября 1796г. в  полдень в тронном зале Зимнего дворца. Но тут произошло непредвиденное.
oie_1193659HzLZgDrl.jpg
Портрет Густава IV Адольфа
oie_101940470ChIdzdK.jpg
Король Густав IV Адольф. Картина Пер Крафт Младшего
oie_10191930ajwPMrIb.jpg
Портрет Великой княжны Александры Павловны. П. Жарков
 
Императрица Екатерина  требовала, чтобы Александра сохранила православие, она была настолько уверена в своей власти, что ей и в голову не могло прийти, что король-протестант мог думать иначе!  Вероятнее всего, на Густава было оказано сильное давление со стороны дяди-регента,  оппозиция боялась усиления влияния России и пугала короля народными волнениями. Так или иначе, но в день помолвки жених в Зимний дворец так и не пришёл.  
Файла:. Toselli - Панорама Санкт-Петербург, 1820 - (1) JPG
А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820. Зимний Дворец.
Johrdan_staircase (1).jpg
 
A.Н. Воронихина. Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца 
 
4 часа длились переговоры, но ни к чему не привели.  Граф Зубов вошёл в тронный зал и объявил императрице, что Густав IV отказался подписывать брачный договор, в который был включён пункт о том, что великая княжна сохраняет православную веру. Императрица в гневе несколько раз ударила  графа скипетром — до этого она себе подобного никогда не позволяла. Было объявлено, что помолвка отложена, Александре сказали, что жених её болен. Тут с Екатериной случился первый  апоплексический удар (инсульт), который стал причиной болезни, от которой через 2 месяца императрица скончалась.  
 
Виды залов Зимнего дворца. Тронный зал императрицы Марии Федоровны
 
Король Густав покинул Россию. Вскоре он женился на Фредерике Баденской, родной  сестре Елизаветы Алексеевны, супруги будущего императора Александра I, которая в это время как раз находилась в Санкт-Петербурге — не это ли послужило также причиной упорства шведского короля?
oie_115511923k56sGn.jpg
Портрет Густава IV Адольфа (1778-1837) и Фредерика Баден (1781-1826), Йонас Forsslund (1754-1809)
 
Во всяком случае, для России это оказалось во благо — Густав не пользовался популярностью у своих подданных, и  в 1808 году они его свергли с престола, оставшиеся годы он жил как частное лицо в Швейцарии, Фредерика Баденская его покинула, и в 1838 году бывший король Густав умер. Но будь в то время Александра королевой Швеции, России пришлось бы вводить туда войска и восстанавливать на троне королевскую чету, а это война, так что всё оказалось к лучшему!
Прекрасная цесаревна недолго оставалась без жениха. Жених  нашёлся быстро, да ещё какой!  В то время Россия и Австрия в противовес Франции заключают дружески-политический союз, одновременно скрепляя его помолвкой  с наместником  австрийского императора в Венгрии Иосифом-Антоном-Иоганном Габсбург-Лотаринским  (1776-1847). 
 
 
Эрцгерцог Иосиф из Австрии, Палатин Венгрии
 
Мария Луиза в Тоскане в 1773
Герцогиня Мария Луиза и герцог Леопольд со своей семьей во Флоренции (1776), эрцгерцог Иосиф сидит на руках у  матери  Марии-Луизы, Иоганн Zoffany , Zoffani
Семья императора Леопольда II
 
File:Family of Leopoldo I, Grand Duke of Tuscany and Maria Luisa of Spain.jpg
Семья императора Леопольда II
 
Брат императора Австрии Франца-Иосифа, эрцгерцог Иосиф был 9 ребенком в семье и 7 сыном австрийского императора Леопольда   II и его жены императрицы Марии-Луизы, урождённой принцессы испанской. После гибели старшего брата в 1796 году в возрасте 20 лет Иосиф стал палатином Венгерского королевства (наместником императора в Венгрии).
Александр Леопольд Австрийский палатин Венгрии (брат Иосифа )
 
Гордые венгерские аристократы признали деятельного и умного Йожефа (Иосифа по-венгерски) и в 1796 году избрали наместника из Вены своим надором (вождём дворянского ополчения, верховным воеводой и пожизненным правителем Пештского комитета). 
Молодому, обаятельному  и скромному наместнику 23 года,  в феврале 1799г. он приезжает в Россию для знакомства с прекрасной невестой великой княжной Александрой Павловной и сразу влюбляется в неё! Да и немудрено —  шестнадцатилетняя Александра красива, прекрасно образована, воспитана и богата (Александра Павловна, любимица отца, получила от него в приданое полтора миллиона рублей золотом, бриллианты, золотую посуду и прочее). 
Портрет великой княжны Александры Павловны. Э. Майлс, 1797 г.
 
Портрет эрцгерцога Иосифа Антона
 
Граф  Федор Васильевич Ростопчин так описывает это сватовство: «Эрцгерцог всем отменно полюбился как своим умом, так и знаниями. Он застенчив, неловок, но фигуру имеет приятную. Выговор его более итальянский, чем немецкий. Он влюбился в великую княжну, и в воскресенье имеет быть комнатный сговор, после коего через 10 дней эрцгерцог отправится в Вену, а оттоль к армии в Италию, коею он командовать будет».
 
Портрет эрцгерцога Австрийского, палатина Венгерского Иосифа Антона. Э Строли, 1796 г.
File:Gatchina palace. Painted porcelain.jpg
Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века
Конный портрет императора Павла I c сыновьями и палатином Венгерским Иосифом, худ.неизвестен
 
19 октября 1799 года  в Гатчинском дворце состоялось пышное венчание палантина  Венгрии Иосифа и великой княжны Александры, ставшей после этого княгиней.  Император Павел пожаловал зятю Андреевский орден. Спустя месяц после свадьбы, 21 ноября 1799г. молодая чета отправилась в Австрию. Александра, покидая Россию, как будто предчувствовала свою печальную судьбу. Она была тиха, грустна и часто говорила  своей статс-даме графине Пален, что никогда больше не увидит своих родных. Император Павел плакал, прощаясь с дочерью. По воспоминаниям графини  Варвары Головиной, фрейлины императрицы Марии Федоровны «он беспрестанно повторял, что не увидит её более, что её приносят в жертву». Александра, прощаясь с отцом, потеряла сознание, и её на руках отнесли в экипаж.
Александра Павловна Романова великая княгиня, 1783-1801, палатина венгерская
Боровиковский Владимир Лукич. (1757-1825)

Следует принять к сведению, что дочери императоров и Великих князей после вступления в брак именовались уже не Великими княжнами, а Великими Княгинями.

Тем не менее, этот брак, задуманный прежде всего, в политических целях, превратился в союз двух любящих сердец, и по выражению современника, «мог бы стать примером каждому».
В Вене Александра была представлена императору Францу II и его супруге: «…когда великая княгиня представилась их цесарским величествам, император, узрев сверх чаяния, в лице своей племянницы живое изображение своей первой супруги, императрицы Елисаветы (Елизавета была родной тетей Александры Павловны – сестрой ее матери, Марии Федоровны -  содрогнулся.
Воспоминание счастливого с ней сожития привело его в чрезвычайное смущение духа, которое чрезвычайно огорчило сердце императрицы, нынешней второй супруги! После сего возгорелось против невинной жертвы непримиримое мщение…»**
Портрет великой княжны Александры Павловны. 
Франц II 
Портрет семьи  императора Франца-Иосифа, 1805, Joseph Kreutzinger
Портрет принцессы Елизаветы Вильгельмины Вюртембергской (первой жены  Франца-Иосифа)
 
Вторая жена императора, Мария-Терезия Бурбон-Сицилийская сразу же возненавидела Александру Павловну, опасаясь ее возможного влияния на императора, и просто завидуя ее молодости и красоте.
Однажды, Александра Павловна появилась на представлении в театре, в привезенных из России драгоценностях, рядом с которыми потускнели все украшения Марии-Терезии.
Императрица тотчас запретила Александре надевать их.
На следующий день, прическу и одежду Александры украшали только живые цветы, но по-прежнему, внимание всех присутствующих было приковано к ней одной.
Вторая жена Франца, Мария Терезия Сицилийская, мать его детей.
 
Портрет великой княжны Александры Павловны. Э. Майлс, 1797 г.
Эрцгерцог Иосиф Австрийский
 
Наконец окончилось тягостное пребывание в Вене, и Иосиф привёз молодую жену в свою резиденцию в Пеште. Вот что писал «Венгерский Курьер» об их путешествии: «29 января в полдень от венского двора отъехала украшенная, запряженная шестеркой лошадей карета наместника венгерского короля Иосифа и великой княгини Александры, в сопровождении пышного кортежа и многочисленных фургонов…. Когда кортеж достиг Обуды, навстречу вышли главы магистратов Пешта, Буды и Обуды и поклонами приветствовали супружескую пару... Кортеж въехал в Будайскую крепость через Венские ворота». На официальном приеме присутствовали многочисленные представители дворянства, епископы римской католической церкви и епископ Денеш Попович - представитель прихода православной церкви. Во главе шествия следовали конные гвардейцы Буды и Пешта. Свита эрцгерцога была пешей, а герцоги и охрана конным строем сопровождали супружескую пару. Как только шествие достигло двора королевского дворца, раздалось три оружейных залпа и прозвучало троекратное приветствие «Vivat!». Торжества и приемы продолжались 2 и 3 февраля. Следующие две недели княгиня Александра Павловна знакомилась с окружением наместника венгерского короля.
Портрет Александры Павловны 

9 марта 1800 года газета Wiener Zeitung писала: «... в Буде проходили празднования в честь дня рождения наместника венгерского короля. Великая княгиня, Его высочество наместник венгерского короля, пригласили в Буду маэстро Иосифа Гайдна, который любезно выступил в Королевском Дворце с исполнением своей известной оратории «Сотворение мира». События следовали одно за другим. Уже в апреле освятили часовню, построенную для супруги эрцгерцога Иосифа. Большие приготовления предшествовали празднованию именин Александры Павловны. Празднование знаменательного дня 6 мая в Крепостной Часовне в Парламенте, а также на острове Маргит и в Королевском Дворце продолжалось несколько дней. Заключительным аккордом торжеств было проведение концерта в Дворцовом театре, на который был приглашен Бетховен, которому тогда было 30 лет.
Это был в первый и единственный концерт Бетховена в Буде.
Мраморная табличка на стене Театра в крепости напоминает об этом событии.
Иосиф старался сделать жизнь своей юной супруги в Венгрии как можно приятней — светские приёмы, балы, прогулки верхом. Однажды Иосиф предложил ей командовать парадом гвардейского полка, и по её команде гвардейцы маршировали, перестраивали шеренги и стояли смирно — восторгу Александры не было предела!
 
oie_10194946EDbvjwFh.jpg
 
oie_10195218hLJpQtaf.jpg
Вместе с Александрой Павловной в Венгрию был послан православный священник, отец Андрей Самборский, благодаря которому стало известно о жизни великой княгини в Австро-Венгрии и о подробностях её смерти. Он был одним из самых образованных людей в России, служил при русской миссии в Лондоне и имел светские привычки. Александра выросла у него на глазах, и они были очень привязаны друг к другу. Сразу по прибытию в Австро-Венгрию начались религиозные притеснения Александры, католические священники весьма рьяно пытались обратить её в свою веру, и отец Андрей был для неё настоящей опорой.
Самборский Андрей Афанасьевич. В.Л. Боровиковский
 
Александра всем сердцем полюбила Венгрию, прекрасный голубой Дунай, лесистые зелёные холмы в окрестностях Буды (Офена во времена Александры). Конечно, и Буда, и Пешт не могли сравниться ни с Петербургом, ни с Веной — средневековые домики тесно лепились друг к другу, ни театров, ни музеев, ни дворцов — ведь вельможи предпочитают жить в столице, лишь изредка взлетают ввысь шпили великолепных готических соборов. Но ведь можно всё изменить, построить, сделать столицу Венгрии поистине прекрасной! Об этом вместе с мужем мечтала юная венгерская палатина.
oie_10193923oGxyGoyY.jpg
oie_10195145eVHsYL94.jpg
 
oie_101952490cZ4KIQg.jpg
 
oie_10195122TZ8KpHYw.jpg
Александра Павловна сама с удовольствием надевала венгерский костюм, и не на карнавал, а на торжественные приёмы, да ещё и мужа уговорила надеть, ведь они — правящая чета Венгерского королевства. Она изучала обычаи и нравы венгров и всё больше привязывалась к своей новой родине. Венгры утверждают, что Александра подала Иосифу идею создания венгерского национального флага — красный, белый и зелёный цвета до сих пор составляют цвета флага современной Венгерской республики.
oie_10192545QQnTkjDL.jpg
Портрет Великой княжны Александры Павловны. В.Л. Боровиковский, 1798 г.
Портрет эрцгерцога Иосифа, Палатин Венгрии (1776-1847), Иоганн Петер Крафт
 
Венгры были счастливы видеть великую княгиню в своей стране. Молва о её красоте и доброте разнеслась повсюду, а известие, что палатина ждёт ребёнка, вызвало у патриотов Венгрии надежды на независимость страны от власти Австрии, даже были планы возвести на престол наследника, которого родит Александра Павловна. Август Коцебу писал, что по всей Венгрии раздавались карточки, на которых были изображены колыбель ожидаемого принца и розовый куст, окружённый терновником. На кусте были две распустившиеся розы — палатина и будущий наследник, а терновник олицетворял преследующие её страдания, проистекающие из Вены. 
Обо всём этом немедленно узнали в Вене и очень опасались, что, когда палатина родит наследника, в Венгрии действительно начнётся восстание, и она отделится от Австрии, создав в стране собственную династию. Мария-Терезия немедленно приняла меры — супругов вернули в столицу. 
Поселили наместников Венгрии не в Шенбруннском дворце, а в сыром промозглом доме, и Иосифа немедленно отправили в действующую армию. Около Александры Павловны из близких людей оставался только священник Андрей Самборский, благодаря запискам которого стало известно о последних днях её жизни: «Императрица австрийская явно показывала своё нерасположение венгерской палатине, ибо почти ежедневно проезжая мимо жилища её высочества, ни единожды не осведомилась о состоянии здоровья, несмотря на то, что великая княгиня в беременности своей была подвержена частым припадкам. Доктор, определённый к ней, был противен её природному характеру, давал лекарства неприятные, ибо он более искусен был в интригах, нежели в медицине, а притом в обхождении груб».
 
Гравюра с изображением Иосифа
Гравюра с изображением Александры Павловны
 
Питание Великой княгини было отвратительно. Она почти не могла есть то, что по приказанию императрицы готовили ей повара (есть подозрение, что в пищу княгини добавляли яд). Отец Андрей тайком приносил ей еду, пряча под рясой. Как-то княгине захотелось свежей рыбы, и он купил её на базаре в Вене, а его дочь рыбу приготовила, «великая княгиня покушала в охотку. Я имел счастье исполнять должность верного комиссара, а моя дочь — преусердной поварихи». Несладкое житьё было у венгерской правительницы. Она даже хотела пожаловаться на дурное обращение отцу, императору Павлу, но мудрый Самборский её отговорил, справедливо полагая, что при вспыльчивом характере Павла это могло окончиться военными действиями.
Портрет Александры Павловны
 
Портрет Александры Павловны в венгерском национальном костюме
 
Если в первые месяцы в Буде беременность Александры Павловны протекала легко, то в Вене наступил перелом. Александру начали мучить судороги в ногах, обмороки, тошнота. Из Буды по распоряжению императора Павла прибыл штаб-лекарь Эбелинг, но помочь ничем не смог. Так прошли трудные три месяца в Вене.
Александра Павловна с Иосифом-Антоном с трудом выбралась из негостеприимной Вены обратно в Буду (Офен). Великая княгиня немного оправилась, гуляла, вышивала, помогала бедным. Тем временем французская армия подошла к границам Австрии. Наместника Иосифа срочно вызвали в Вену командовать войсками, Александра собиралась плыть за ним в Вену по Дунаю, но императрица прислала за ней экипаж, в котором бедная палатина, чуть живая, добралась до Вены. 
File:Balthasar Wigand Erzherzog Carl und Regiment.jpg
Balthasar Wigand (1771-1846)
 
Как будто предчувствуя свою скорую смерть, в Шернбруннском дворце она написала своё завещание. Но к столице подошли войска Наполеона, и несчастная женщина была вынуждена спешно возвратиться обратно в Офен, в Венгрию. Иосиф Венгерский остался оборонять столицу. В сражении под столицей австрийская армия была разбита Наполеоном, известий об Иосифе не было, что ещё больше обострило и без того болезненное состояние великой княгини.
 
Только перед самыми родами смог вернуться Иосиф в Офен. Роды начались 21 февраля и были трудными, доктор Эбелинг вынужден был сделать родовспоможение, и Александра едва не умерла в тот день, когда родился ребёнок — девочка, которая прожила только несколько часов, мать же не смогла избежать сепсиса или родильной горячки. Через некоторое время великой княгине стало лучше, доктора уже разрешили ей вставать с постели. 
 
 
3 марта 1801 года на приёме во дворце счастливый Иосиф объявил, что палатина поправляется. Но после полудня она почувствовала сильный жар, затем у неё начался бред, во время которого она умоляла отца Андрея отвезти её обратно в Россию, в любимый Павловск. В 6 часов утра 4 марта 1801 года великой княгини не стало, она скончалась, не приходя в сознание. Иосиф, задремавший у окна в кресле, услышав крик отца Андрея, бросился к постели жены и потерял сознание.
 
Портрет великой княжны Александры Павловны. Репродукция.
 
«Я имел непоправимое несчастие потерять жену мою. Её уже нет, и с нею исчезло всё моё счастие», — писал Иосиф императору Павлу, не зная, что тот никогда не получит этого письма: 11 марта 1801 г. он был задушен белым шарфом в своей спальне в Михайловском замке. Два гонца встретились на границе — один вёз в Петербург известие о кончине Александры Павловны, другой — в Буду о смерти Павла I.
Мария Федоровна, императрица Российская, на расстоянии почувствовала несчастье с дочерью. Когда её ночью разбудила камер-фрейлина, чтобы сообщить о смерти Павла, она вскочила и воскликнула: «Умерла Александра?!»
 
 
oie_10193128QZNaORDn.jpg
Эрцгерцог Иосиф тяжело переживал смерть любимой жены. Только через пятнадцать лет он нашёл в себе силы жениться вновь, но сердце его было навсегда отдано Александре. Генерал В. Броневский, побывавший в Венгрии спустя много лет после смерти Александры Павловны воспоминал: «Во дворце мебель, все вещи сохранялись в том виде, в каком они были при жизни Александры Павловны. Так, на открытом фортепиано лежала тетрадь русских арий; эрцгерцог заметил своею рукою песню "Ах, скучно мне на чужой стороне", которую супруга его пела последний раз в жизни». 
 
oie_1019283114xxTUw7.jpg
 
oie_10194412mhSFDR2F.jpg
 
Эрцгерцог Йожеф забальзамировал тело любимой супруги, и она была погребена в усыпальнице на холме, в живописном местечке Урем (Ирем), которое так любила при жизни. Александре Павловне, как представительнице императорской фамилии, было положено вечное молитвенное поминовение, и над местом её погребения в 1803г. был возведён небольшой православный храм, освящённый в честь Святой царицы Александры. С годами храм пришёл в запустение и был разграблен, но в настоящее время восстановлен. В Иреме до сего дня чтят память русской царевны — палатины венгерской, а православные Венгрии почитают её как чтимую в этой стране Святую.
 
oie_10194255bG4VXRXo.jpg
 
oie_10194630zWW161P9.jpg
File:AlexandraPavlovnaChapel.jpg
Хра́м свято́й му́ченицы Цари́цы Алекса́ндры 
File:Görögkeleti sírkápolna (Alexandra Pavlovna sírkápolnája) (7478. számú műemlék) 2.jpg
Хра́м свято́й му́ченицы Цари́цы Алекса́ндры 
 
File:Görögkeleti sírkápolna (Alexandra Pavlovna sírkápolnája) (7478. számú műemlék) 3.jpg
Хра́м свято́й му́ченицы Цари́цы Алекса́ндры 
 
oie_10194112Wr5tZCfx.jpg
 
oie_1117555Vg67yWQY.jpg
 
В 1978 году тело Александры Павловны перезахоронили в фамильную усыпальницу Габсбургов. Когда вскрыли гроб, то врачи были поражены — тело было нетленным, и даже серебряные украшения, которыми было расшито её платье, не потемнели. Экспертиза показала, что Александра была неизлечимо больна, у неё была скоротечная чахотка, так что даже при благополучных родах она бы долго не прожила. Но издавна существует версия, что её отравили, и при вскрытии она нашла своё косвенное подтверждение: на руках покойной были обнаружены красные пятна — следы от брома. Яд или лекарство? Неизвестно.
 
oie_11175946oSbqRh1A (1).jpg
oie_11173931tMAgGNXE.jpgoie_1117407plrj2UAV.jpg
 
oie_1117398A5TQUmCT.jpgoie_11173834wQDCJ97R.jpg
В 1990 году силами Свято-Сергиевского будапештского прихода началось постепенное возрождение храма. Активные работы по восстановлению здания и прилегающего к нему кладбища были осуществлены силами прихода и Фонда русской церковной культуры при участии мэрии Юрёма к 200-летию этого уникального российского храма-памятника. Параллельно возобновились регулярные богослужения, в храме вновь зазвучали молитвы.
oie_11172748SmpyfAQG.jpg
11 сентября 2004 года состоялись торжества, посвященные возвращению останков Великой княгини Александры Павловны Романовой на место их исторического упокоения - в храм святой мученицы царицы Александры.
oie_111728197eAlSfeM.jpg
oie_11181038iXrq4BvZ.jpg
oie_11181134xwh5ngBg.jpg
 
Ограждающая стена с нишами для керамических икон с северной стороны кладбища: копия образа Пресвятой Богородицы "Царскосельская", иконы св.страстотерпца царя Николая и св. короля Иштвана. Работа известной венгерской керамистки Марии Петраш.
350940_original.jpg
 
oie_11173012gN5gIu7s.jpgoie_11173113FfIWKfMN.jpg
 
oie_11173150XUKA5J1H.jpgoie_11173518eTWXbcRZ.jpg
 
Русское кладбище на территории храма
oie_1118939F5lf0qzK.jpg
oie_11181012xEoYAXQn.jpg
 
 
oie_1118114llm46E9P.jpg
 
Модель памятника великой княгине Александре Павловне, установленного в Павловском парке в 1815 году по проекту скульптора Мартоса. 

Летом 1814 года во время празднования победы над Наполеоном, на перспективе одной из Двенадцати дорожек Павловского парка, около "Крика" в садике, где в детстве любила играть рожденная в Павловске Великая Княжна Александра Павловна, был установлен монумент памяти о ней из алебастра. Через год он был заменен мраморным памятником. Памятник изображает Гения, удерживающего летящую ввысь прелестную женщину, по словам В.А. Жуковского «более небесную, нежели земную».
На круглом, прекрасно полированном коричневом гранитном пьедестале, как аккорд неземной духовной чистоты, воспринималась скульптурная группа: молодая прекрасная женщина, подняв лицо к небесам, устремляется ввысь, в иной мир. И тщетно пытается Гений Жизни удержать её на земле:

Я гений жизни. Перед нами
Лежит далекий, длинный путь.
С надеждами, мечтами, снами...
Тебя люблю, моею будь!
Знай: наслаждений дивных чашу
Я принесу тебе, дитя!
Цветами путь наш я украшу,
Тебя лаская и любя!
Прочь от меня уносишь всё ты,
И ввысь уносится твой взгляд,
Печали полон и заботы.
Не уходи, вернись назад!
Перед тобою на колени
Я встал, дитя. Молю, взгляни!..
Я здесь, я здесь, твой жизни Гений!
Мои мольбы не оттени!

Изабелла Гриневская. Павловск. 1923.
Скульптурная группа, выполненная И.П. Мартосом, была установлена в центре открытого павильона - ротонды, выполненной по проекту Карла Ивановича Росси. Четыре пары легких колонн несли небольшой плоский купол.
 
oie_10192923Pe7GHW6n.jpg
 
К синтезу скульптуры и архитектуры подключалась и природа. Площадка была густо обсажена сиренью, жимолостью, акациями. Четыре пирамидальные туи стояли по сторонам, замершие в почетном карауле. В 1868 году у памятника была установлена металлическая решетка, выполненная по проекту И.Я. Потолова. 
Если правда, что Характер - это Судьба, то в скульптуре Мартоса как нельзя лучше выражены были и прелестный, не успевший, правда, до конца развиться и сформироваться, но, несомненно - незаурядный, характер и трагическая Судьба Палатины Венгерской - Русской Цесаревны Александры, старшей из пяти дочерей Павла Первого, любимой внучки Екатерины Великой. Памятник, установленный Мартосом в Павловске, как и могила Александры Павловны в Офене, до наших дней не уцелел! Разрушен во время Второй мировой войны.
Давно нет на земле ни друзей, ни врагов великой княгини. Мария-Тереза, её давний недруг, умерла в возрасте 37 лет. Зато жизнь её любимого супруга была долгой и плодотворной. За время своего правления (51 год) он много сделал для Венгрии: возвёл в Будапеште множество прекрасных построек, заключил в гранит берега Дуная, разбил прекрасные сады. При нём строятся заводы и железная дорога; он был инициатором строительства Венгерского национального музея, основал венгерскую Академию наук, внеся на это немалые личные деньги, выучил венгерский язык. 
oie_1115343THMS1BWL.jpg
oie_11153341eqQfeNP0.jpg
 
oie_11153256t2vAQ4Tt.jpg
 
oie_11153318uq28aUfx.jpg
Эрцгерцог пользовался большой любовью подданных, в 1860 году на главной площади Пешта ему был установлен памятник. «Он был рождён австрийским эрцгерцогом, но умер венгерским гражданином», — сказал о нём Ференс Глатц, президент Венгерской академии наук, на открытии выставки, посвящённой 150-летию со дня смерти Йожефа Габсбурга. Скончался эрцгерцог Иосиф 13 января 1847 года в Офене (Буда). После его смерти в Венгрии началось национально-освободительное восстание.
 
Palatine_Joseph,_1847.jpg
Палатин Иосиф, 1847.

Комментариев нет:

Отправить комментарий