суббота, 27 июня 2015 г.

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ И КОРОЛЕВА НИДЕРЛАНДОВ АННА ПАВЛОВНА (1795-1865). ЧАСТЬ 2.

oie_2965250FqBK3VGH.jpg
Великая княгиня Анна Павловна, Jean-Baptiste Van der Hulst
Королевский вензель Анны Павловны 

Они опять были матримониальными, эти обстоятельства. И опять в них властно вмешивалась политика. 21 февраля 1816 года сверкающий снегами Санкт-Петербург, словно пытаясь согреться в вихре бесконечных балов и маскарадов, санных катаний и забав на ледяных горках, пышно праздновал бракосочетание цесаревны Анны Павловны с наследным принцем Нидерландов и Люксембурга Людвигом – Вильгельмом Оранским.
File:Enluminure de Ch. Beggrow, Saint Petersbourg 3.jpg
 Enluminure de Ch. Beggrow, Saint Petersbourg, Литография К. П. Беггрова
File:Waterslides on the Mars field place in 1820s.jpg
"Катальные горы на Царицыном лугу". Литография К. П. Беггрова с рис. К.-Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 

Наследник короны молодого государства, недавно появившегося на карте Европы, и сам был молод и привлекателен, отлично образован в Оксфорде и Берлинской военной академии.
Храбро отличился в сражении при Ватерлоо, получив серьезную рану в плечо. Вдовствующая Императрица – мать Мария Феодоровна очень благоволила к молодому принцу, симпатизировала ему и Екатерина Павловна, в конце 1812 года ставшая вдовою.
oie_2019229XrflsYCx.jpg
О. А. Кипренский. Портрет принца Г. П. Ольденбургского, 1811. Екатерининский дворец-музей, Пушкин

Тверская владетельница неожиданно потеряла своего обаятельного супруга, принца Георга Ольденбургского, в результате острого тифа, которым он заразился, посещая раненных в местных лазаретах. Сломленная горем вдова, по упорному настоянию родных и врачей, поехала в 1814 году в Европу, на лечение, попутно сопровождая царственных брата и невестку, знакомясь со всеми знаменитыми деятелями того времени, политиками, царедворцами, министрами - членами Венского конгресса.
11053.jpg
Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник. Эрмитаж
oie_2918747NQl2rgPp.jpg
Императрица Елизавета Алексеевна

На нем то, легендарном «танцующем конгрессе», и было, кстати, в 1814 году учреждено королевство Нидерланды и его скромный трон. Королевство сие соединило насильно, вопреки языку, религии, хозяйственному укладу бельгийцев и голландцев. Почему так случилось?
Талейран, министр иностранных дел Франции, умнейший человек «эпохи Наполеона», которая уже клонилась к закату, ясно писал в своих мемуарах: « Создание нового Нидерландского королевства, решенное еще до заключения мира ( в Париже, весной 1814 года), было, несомненно, враждебным против Франции мероприятием, оно было задумано с целью создания вблизи нее неприязненного к ней государства, потребность которого в защите делала его естественным союзником Англии и Пруссии (извечных противников Франции)» Близость к столь мощным союзником, правда, не спасла Нидерландское королевство от распада, во время волны революционных потрясений 1830 года, но тогда, в эпоху военной славы Императора Российского и торжества мира, кто мог об этом думать?
Все праздновали победу над «корсиканским выскочкой – самозванцем» и упорно искали покровительства и благосклонных взоров России.
oie_29195353494bNTq7.jpg
Император Александр I и Императрица Елизавета Алексеевна

В 1815 году отец принца Оранского провозгласил себя королем Нидерландов Вильгельмом Первым. Его сын, разумеется, тотчас стал же наследным принцем. Началось обустройство нового государства. Под пристальной опекой союзников и, конечно, России.
 
oie_2919579WZawjoKa (1).jpg
Король Виллем I. Жозеф Паелинк
oie_29195748pMlR6HWH.jpg
 Король Виллем I, Mattheus Ignatius van Bree 
 Фридерика Луиза Вильгельмина Прусская, королева-консорт Нидерландов (1774-1837)
oie_3013514OmJmD32H.jpg
Вильгельмина Прусская, королева-консорт Нидерландов (1774-1837)
Ван дер Хюлст, Жан Баптист. Портрет Вильгельмины Прусской. Ок. 1830-1840. Дерево, масло. Частное собрание.
oie_3013144INRRtdlz.jpg
oie_3012029M24IKuUl.jpg
oie_2971645QGTvklIj.jpg
Виллем II

Энергичная и неутомимая даже в горе Екатерина Павловна, княгиня самого сильного отныне в Европе Царствующего дома, тотчас обратила в сторону новоиспеченного наследника двойной короны умный и любопытствующий взор. Она старалась отнюдь не для себя, нет - нидерландский дофин был младше ее на четыре года, к тому же, у нее самой было двое детей от первого брака. Думать о своем собственном будущем Екатерина Павловна должна была с особою осторожностью. Она старалась прежде всего для младшей сестры Анны. Были ведь и еще и другие титулованные кандидаты в мужья Анны.
К примеру, герцог Беррийский – член восстановленной в правах власти во Франции династии Бурбонов. Всем обязанные императору Александру, они ловили из его уст каждое слово и перспектива породнится с домом Романовых Бурбонов весьма прельщала! Но дальновидная императрица – мать Мария Федоровна в переписке с родными сокрушалась: «Можно ли желать отдать свою дочь этому молодому человеку после всего, что произошло во Франции, ибо если счастье и обстоятельства приведут его снова в эту страну, то он будет там ходить вечно на вулкане, который может каждую минуту поглотить его и все его семейство. Аннета вполне разделяет мои мысли и нисколько не желает этого брака»..
 
oie_29638497gURKQHP.jpg
Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский

Достаточно было одной, вскользь выраженной мысли в этом письме матери, чтобы Великая княгиня Екатерина Павловна, а вместе с нею и Император Александр Первый решительно отказали герцогу Беррийскому в дальнейших поисках руки Цесаревны Анны, а наследника Нидерландов, напротив, пригласили в Россию знакомиться с родиною предполагаемой невесты. Принц Вильгельм приглашение принял и уже в начале 1816 года царствующий Дом Романовых праздновал сразу две свадьбы: Екатерины Павловны, ставшей теперь королевой Вюртембергской и ее младшей сестры Анны Павловны, в будущем королевы Нидерландской.
Великая княгиня Екатерина Павловна, королева Вюртембергская
oie_2920332n889L7Iy.jpg
Король Вюртембергский  Вильгельм I 
oie_301318513H4VwrLi.jpg
Приезд принца Виллема
oie_30131932Wa1Dyy47.jpg
oie_30203847LTpX5WeA.jpg
Пинеман, Ян Виллем. Свадебный портрет престолонаследников Виллема II и Анны Павловны. Дерево, масло. Тилбург, Городской музей Тилбурга.
oie_30203946KvsAAyM.jpg
Брачный договор между принцем Оранским и великой княжной Анной Павловной, ратифицированный 9 марта 1816 г. российским императором Александром I. С вислой печатью в позолоченной серебряной коробке. Гаага, Королевское собрание.
oie_301319559i7BGw7k.jpg

Русский нежный тюльпан осторожно готовили к пересадке на нидерландскую почву. Но празднества свадебные растянули на целых полгода. Слишком тяжело было матери – императрице расставаться с последней, младшей дочерью. Все понимали это. Молодые пошли навстречу ее невысказанному желанию и оставались в России до ранней осени. Дальние земли терпеливо ждали свою юную повелительницу.
oie_30123429eO3OF3Hv.jpg
oie_302130188qGudkmZ.jpg
Неизвестный гравёр. Вид на Сустдейк. ок. 1840. Цветная литография. Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".

После смерти короля Виллема II дворец Сусдейк стал летней резиденцией Анны Павловны.
oie_30212911qOMMCc3O.jpg
Два листа из серии 27 фотографий "Нередактированные фотографии, часть Большого альбома Сустдейка". Эббенхорст, Ян. Портрет короля Виллема II со шпагой, саблей и маршальским жезлом. Памятник королю Виллему II и Лев Ватерлоо. Гаага, королевское собрание.

Во дворце Сусдейк в память о подвигах своего покойного мужа Анна Павловна создала Зал Ватерлоо. После смерти Анны Павловны интерьер дворца был запечатлен на фотографиях. Это ранние примеры интерьерной фотографии.
oie_30212825F7UC708a.jpg
Вейнанц, Аугустус. Интерьер Готического зала с видом на стену с органом и окном-розой. Амстердам, Рейксмузеум.
oie_30212847LLSrpnxA.jpg
Вейнанц, Аугустус. Интерьер Готического зала с видом на стену с органом и окном-розой. Амстердам, Рейксмузеум.

Виллем II считался истинным ценителем живописи. Для его коллекции он спроектировал и построил Готический зал.
На летнем празднике в Павловске 6 июня 1816 юный лицеист Пушкин преподнес наследной принцессе Оранской Анне Павловне и ее молодому супругу, принцу Вильгельму, свое торжественное стихотворение: пылкое, полное восторга военной доблестью жениха, красочно описывающее победу союзников над Наполеоном в битве при Ватерлоо. Там не было ни слова о прелестно – застенчивой принцессе Анне, однако, она тотчас выучила стихотворение, полное торжественной легкости наизусть и упросила императриц: и матушку, и невестку - как то отметить юного стихотворца, выразить ему восхищение. Ей стало известно, что он написал длинные героические стансы всего лишь за два часа!
oie_16105719deRNjN6S.jpg
Портрет наследного принца Виллема II и великой княжны Анны Павловны 
oie_30203829MfDlg4Ly.jpg
Гребнер, Виллем. Герой Нидерландов (Раненый Виллем II после битвы при Ватерлоо). ок. 1816. Гравюра по картине Матеуса Игнатуса ван Брее. Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".
oie_2964552DcmreZDT.jpg
Виллем II
oie_3021839Lb9MXY36.jpg
oie_3021822hEWKwND0.jpg
Виллем II
oie_2964232ImVxfPVJ.jpg
Виллем II
oie_3011592222Yc0z7T.jpg
Виллем II

Обе Императрицы улыбнулись ее осторожной просьбе и, не сговариваясь, подарили юному Поэту по золотым часам.
А Анна Павловна увезла с собою листок плотной веленевой бумаги, исписанный летящим, чуть наискось почерком, как одну из самых драгоценных реликвий, наряду с другими ценными сокровищами своего русского приданного: тканями, фарфором, столовым серебром, драгоценностями, картинами, мебелью, библиотекой, музыкальными инструментами, коллекцией сервских ваз и брюссельских гобеленов и кружев.
 
oie_30132015n2vuAdgw.jpg
Приезд  великой княгини Анны  Павловны в Гаагу

Едва прибыв в Гаагу, принцесса Анна Оранская терпеливо принялась изучать голландский язык и историю страны, ставшей для нее отныне второю родиной. Повсюду, где бывала, она интересовалась историей здешних мест, легендами, песнями, сказаниями, собирала старинные вещи, поделки местных мастеров. Вскоре из них уже можно было создать целый музей. Был в ее владении и самый настоящий музейный экспонат, пусть и маленький.
 
oie_2965431ZsjTR9JT.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.
 
oie_2965454HB4WScOv.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.
Портрет Великой княгини Анны Павловны, наследной принцессы Оранской. Дж. Доу, 1824-1825 гг.

Свекор Анны Павловны, король Вильгельм Первый, зная привязанность невестки к своей родине, и в честь рождения первого сына – наследника династии - подарил в ее владение домик в Заандеме, в котором когда-то, в давние времена, жил плотник - корабел Петр Михайлов – русский кесарь Петр Первый - прапрадед Анны. Она распорядилась соорудить над хрупким деревянным строением защитный каркас, и все годы жизни Анны Павловны в Нидерландах крохотный приют Петра Первого был под тщательною опекою его памятливой праправнучки.
 
oie_296593ntMqI5TK.jpg
Петр I
oie_30143337oLhY8KTw.jpg
oie_2965825NVNADB9h.jpg
Домик Петра I (Нидерланды)
Портман, Кристиан Юлиус Лодевейк. Принцесса Оранская принимает Александра, великого князя и престолонаследника российского, в домике царя Петра I в Заандаме. 17 апр 1839 г. Холст, масло. Гаага, Королевское собрание

Голландский язык дался русской принцессе не очень легко, но вскоре она говорила на нем свободно, лишь с легким акцентом. Родной же ее язык, русский, напротив, становился в устах принцессы все более тяжелым и архаичным, она уже часто смешивала обычные слова с церковнославянскими, поскольку общалась, в основном, только со своим духовником Александровским, знатные русские путешественники попадали в Гаагу редко.
 
oie_2971931XYvwm2l4.jpg
Ван дер Хюлст, Жан Баптист. Портрет Анны Павловны. 1837. Холст, масло. Гаага, частное собрание.

Цитата из каталога, где брошь названа "крестиком". "Анна Павловна изображена с украшениями (диадема, крестик и серьги) из золота и бирюзы. Бирюза – символ счастливой семейной жизни, поэтому её любили в эпоху романтизма. В 1829 г. крестик вместе с другими украшениями был украден из дворца в Брюсселе, но позднее был возвращён. Диадему унаследовала принцесса София. Такая же диадема находилась в собственности матери Софии (сестры Анны Павловны). Она попала в Нидерланды из Вюртемберга, и её до сих пор носят члены королевского дома".

Амстердамский гравёр Андре Бенуа Бааро (Таурель) создал на основе этого портрета гравюру, на которой изобразил королеву Анну Павловну в похожем платье и драгоценностях, но с более длинными локонами.
Барро, Андре Бенуа (Таурель). Портрет Анны Павловны, королевы Нидерландов. 1845. По картине Жана Баптиста ван дер Хюлста. Гравюра на стали. Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн". На гравюре украшения отличаются от изображённых на картине.
oie_2964812u67scjuy.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.
oie_29789zfLX0xYr.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.

Но неутомимая Анна Павловна продолжала обширную переписку с родными и даже с Василием Андреевичем Жуковском, постоянно снабжавшим ее всеми литературными новинками на русском и немецком языках.
Так, 3 декабря 1839 года она писала поэту из Гааги: «Василий Андреевич! С искренним удовольствием получивши Ваше письмо из рук моего Александра* (* Старший сын Анны Павловны, наследный принц Оранский, в 1839 ездил в Россию и Берлин – С.М), почитаю приятною обязанностью благодарить Вас за содержание оного и за доставление стихов, вами сочиненных в полях Бородинских, за стихи, внушенные с любовью к отечественной славе. Они глубоко отзываются в душе моей, коей чувствования к родине неизменны. Благодарю Вас за счастье быть русской и помнить дни незабвенной и неизгладимой славы»!
 
oie_30214651GedDQ0Qd.jpg
Розенталь, С. Портрет Анны Павловны в русском костюме. По живописному оригиналу Жана Кретьена Валуа. Литография. Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".

Анна Павловна одета в типичное для русского двора платье с соответствующими украшениями. Наряду с бриллиантами и жемчугом костюм украшают сапфиры. Эти сапфиры после смерти Анны Павловны унаследовал принц Хендрик, а после того, как он умер бездетным, их, согласно завещанию Анны Павловны, вернули дому Оранских. Некоторые камни ювелир Меллерис по заданию Виллема III использовал для изготовления гарнитура, диадему из которого королева Максима носила во время коронации 30 апреля 2013 года.
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.
oie_2964929fXA2BIVt.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.

Ощущение «счастья быть русской, однако, не прибавляло Анне Павловне уверенности в том, что она полностью довольна своею семейной жизнью. Отношения ее со свекром и мужем складывались не очень легко, ибо вся царственная троица, все они вместе обладали достаточно тяжелыми характерами, при всей их незаурядности!
 
oie_301234461e8Ovy30.jpg
Портрет Виллема II и портрет Анны Павловны, принцессы Оранской. 
Сглаживали углы и шероховатости в постоянных, «взрывных» семейных дисскусиях, пожалуй, только дети, да еще - усилия стареющей и постоянно болевшей королевы Вильгельмины, свекрови принцессы Оранской, умершей в 1837 году.
Детей же было у наследной принцессы Нидерландов пятеро – четверо сыновей* (* Самый младший из них, Вильгельм – Фридрих – Эрнст умер в возрасте четырех месяцев. – С. М.) и единственная дочь - принцесса София, ставшая впоследствии наследной принцессой Веймарской.
Гийо, П. Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской. По картине Францискуса Йозефуса Кинсуна. Литография. Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн".

На этом портрете, как и на многих других, в частности на картине Ж.Б. ван дер Хюлста, Анна Павловна изображена в ожерелье из необыкновенно больших жемчужин. Это колье вместе с другим жемчугом изначально было частью богатой коллекции жемчуга Романовых. Во время пожара в брюссельском дворце в 1820 году жемчуг выбросил из окна слуга, благодаря чему украшения уцелели. Колье унаследовала принцесса София, носившая его вплоть до почтенного возраста.

На этой гравюре среди жемчугов Анны Павловны можно увидеть сделанную около 1825 года ферроньерку - женское украшение, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. В Голландии ферроньерку носили где-то до 1835 года, в основном, члены королевской семьи и придворные дамы, а затем в упрощённом виде она вошла в женский народный костюм Северных Нидерландов.
Неизвестный гравёр. Портрет вдовствующей королевы Анны Павловны. ок 1860. По оригиналу Никеза де Кейзера. Литография. Дордрехт, музей

Литография была изготовлена с большого портрета Анны Павловны в полный рост, который в 1847 г. написал Никез де Кейзер (Гаага, Королевское собрание, инв.№ SC 03/20). Благодаря надписи на литографии внизу ясно, что она была напечатана после смерти короля Виллема II и Анна Павловна здесь уже вдова. На самом деле поза и украшения аналогичны изображённым на коронационном портрете де Крейзера. С диадемы сняли флероны, заменив их каплевидными жемчужинами. После смерти Анны Павловны эта диадема досталась принцессе Софии. Королева Вильгельмина надевала её около 1920 г. В настоящее время диадему также надевают как с жемчужными дополнениями, так и без них.
oie_29645272pdUxZ1S.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.
oie_30177414K61s0wo.jpg
Королевская семья около 1827 года. Слева, Виллем II, Анна  Павловна, их дети Виллем Александр  (будущий  Виллем III), Александр, Софи и Генри. В центре Король Виллем I и королева Вильгельмина. Справа  принцесса Марианна, принцесса Луиза и принц Фредерик.
oie_296561xCiEPDxQ.jpg
Анна Павловна с дочерью Софией

Но и детям бывшей русской Великой княгини Анны в царственном гнезде приходилось ох, как несладко!
Отец и дед Вильгельмы всячески баловали их, мать же шумные сорванцы несколько побаивались. От этого характеры их были неровны и взбалмошны, подвержены частой смене настроений. Манеры нидерландских наследников короны иногда казались окружающим странными, не слишком приятными, но все, не сговариваясь, отмечали их глубокий, подвижный ум, и какую то несколько диковинную для нидерландских владетельных князей, искреннюю любовь к далекой России. Особенно развита она была у старшего принца Александра Оранского. В Берлине и Пруссии его за это дружно недолюбливали и считали всерьез «чудаковатым русофилом».
 
Слева направо, Виллем Александр  (будущий Вильгельм III), Александр, Виллем II, Анна Павловна, Софи и Хендрик. Жан-Батист Ван дер Хульст. 1832

Эта картина - единственный портрет Виллема и Анны со всеми детьми. Вдали виден дворец Тервюрен, построенный для Виллема в благодарность за его подвиги при Ватерлоо. Дворец был любимой резиденцией супругов. В 1879 г. он сгорел.
Портрет Виллема, Александра и Хедрика в русских мундирах. После 1825.
oie_30123540hiNjUZit.jpg
Старшие сыновья Анны Павловны  Виллем Александр (будущий Виллем III) и Александр
oie_30123623m9e0EBPM.jpg
Виллем Александр  (будущий Виллем III) и София
oie_51637329yW0vq3W.jpg
София с братом 

Но наследного принца последнее это мало трогало, ибо он в полной мере обладал здравомыслием, настойчивостью и умением отстаивать свое мнение, как и подобает принцу и сыну будущего короля. Второй брат, Вильгельм, талантливый, разносторонне развитый юноша, обладающий яркими музыкальными способностями, во всем подражал брату. Королева Нидерландская искренне надеялась, что страну ожидает прекрасное будущее - трон казался нерушимым - но жестоко ошиблась!
 
oie_2964254KzQZAXWo.jpg
Портрет Анны Павловны, принцессы Оранской.

Ее младший сын - любимец, принц Вильгельм, умер в возрасте тридцати лет в результате несчастного случая, а подножие трона едва не рухнуло от раскола страны на две части, в результате эха очередной французской революции. Судьба Анны Павловны вновь оказалась во власти политики и чьих-то жестоких дерзаний, наложив на характер бывшей русской Цесаревны неизгладимый след.
oie_2973202XPR5JBm.jpg
Коронация Виллема II
Виллем II — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский. Художник Николаса Пинемана .
Виллем II — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский.
oie_296500cy5aHM5F.jpg
Королева  Нидерландов Анна Павловна 

Она стала королевой в 1840 году, вскоре после смерти свекра, Вильгельма Первого, после раздела Нидерландов, после революционных волнений и после того, как душа ее была опустошена потерями близких и родных, неизбежных, впрочем, даже в обычном течении человеческой жизни, не говоря уже о королевской! К этому времени Бельгия уже десять лет как получила независимость. Вильгельму Первому Оранскому не удалось вопреки своему горячему желанию сохранить целостность страны!
Он не мог своими силами усмирить южные провинции и обращался за помощью к мировым державам: Франции, России, Англии, Австрии. Тщетно.
oie_30213042LQd2Ay3S.jpg
Episode of the Belgian Revolution of 1830 (1834), Museum of Ancient Art, Brussels.
oie_3013216r1j1S7ON.jpg
De slag bij Boutersem/Bautersem, 12 augustus 1831, gedurende de Tiendaagse Veldtocht, Nicolaas Pieneman
oie_30132044uJH8PSFE.jpg

Каждая из них была занята своими проблемами: Россия – восстанием в Польше, Австрия – стремлением удержать около себя взбунтовавшуюся Италию. Англия встала на сторону бельгийцев. А Франция сохраняла настороженный нейтралитет – ей было выгодно, что с отделением Бельгии от Нидерландов, на ее границах исчезнет барьер, установленный в 1814 году, волею Венского конгресса Бельгийский национальный конгресс проголосовал в 1830 году за независимость своей страны, за конституционную монархию. При этом бельгийский престол никогда не должен был занимать ни один из представителей династии Оранских!
oie_297458EJNMOolf.jpg
Виллем II — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский.
oie_297475uJjEQBp.jpg
Виллем II — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский.

Семейству Анны Павловны пришлось тогда поспешно освободить чудесный дворец в Брюсселе, украшенный ценными вещами, которые были в свое время привезены русской княгиней – цесаревною из России, для нового бельгийского монарха Леопольда Саксен – Кобургского.
oie_2964123KBEyQdA.jpg
Виллем II — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский.

Гордая принцесса Оранская из рода Романовых тяжело переживала распад страны, ставшей ее второю родиной, все те драматические события, которые безжалостно разделили и саму маленькую землю и ее жителей на два враждующих лагеря. Терзания души усиливались еще и оттого, что даже с собственным мужем, королем – музыкантом и ценителем искусства Вильгельмом Вторым, королева Анна в последние годы не могла найти общего языка.
 
Мартин, Джон. Портрет Виллема II, короля Нидерландов.
Вейнанц, Аугустус. Король Виллем II в своём кабинете во дворце Кнётердейк, в дверном проёме - Виктор Троссарелло. 1847. Гаага, Королевское собрание.

Наружно она никак не выказывала неудовольствия чрезмерными тратами супруга на собственные удовольствия и коллекцию полотен голландских мастеров живописи. Но наедине спорила с ним и о стиле поведения, и о безмерной непрактичности, впрочем, никогда не выходя за рамки этикета, которому всегда придавала большое значение. Уважение ее к мужу, несмотря ни на что, сохранялось и после его смерти. Она заказала придворным ювелирам браслет из золотых медальонов, с миниатюрным портретом супруга.
Каждый из этих пятидесяти медальонов содержал на своих пластинках названия и даты сражений в которых участвовал принц и монарх нидерландский: в Португалии, Испании, при Ватерлоо. Вдовствующая королева надевала его в важные дни жизни и на особые семейные торжества.
oie_30132156CAgOIqea.jpg
Спанье, Элиас. Кончина его величества короля Виллема II. 1849. По оригиналу Хермана Фредерика Карела тен Кате. Литография. Дордрехт, музей "Хейс ван Гейн"
oie_2965749x3PBxtvm.jpg
oie_29717300ht9K6XB.jpg
oie_2963614JEoBIrYn.jpg
Виллем II — король Нидерландов и великий герцог Люксембургский.
oie_30131747CvQXoVKL.jpg
oie_3013164hgD09Rwu.jpg
oie_30131623IrTUzMkt.jpg
oie_301314319ZwAXYIQ.jpg
oie_30131645bbI9BpOc.jpg
oie_301410179F3FcMQA.jpg
oie_3014837W8S8xJ7M.jpg
Детей, пристрастие матушки к жестким нормам поведения нередко - весьма раздражало, а принц Александр часто демонстративно предпочитал занятия музыкой и верховой ездой заседаниям в парламенте. Это тоже беспокоило королеву безмерно. Несомненно, она задумывалась о будущем своих детей и страны, с трудом выжившей в вихре революционных бурь. Никто не мог проникнуть в ее сердце, да и не старался особо… Часто это не дано простым смертным.
Замечали только внешнюю холодность, строгость и сдержанность «излишне королевских», непривычных в той среде манер Ее Нидерландского Величества. Многим современникам казалось, что она слишком надменна и строга, что всякая сердечность слегка чужда ей, и все это как то портит ее.
Королева  Нидерландов Анна Павловна 

Кому то она и вовсе напоминала неровностями настроения и требовательностью отца своего, императора Павла Первого. Она часто спорила с сыном Виллемом Александром, находя, что он непозволительно много времени уделяет музыке и пению. Анна Павловна не находила позорным это занятие, просто считала, что будущий король должен уделять внимание и другим вещам, более серьезным. Однако, позволила сыну брать уроки пения и открыть на свои средства первую в Гааге консерваторию.
Пристрастие к пению и обольстительным певицам, все - таки, в конечном итоге, разрушило семейную жизнь короля Виллема III*( *Коронационное имя принца Виллема  Александра. – С. М.) с умной и энергичной, обаятельной принцессой Софией Вюртембергской. Анна Павловна все знала, сочувствовала невестке – блистательной умнице, переписывающейся с членами Французской академии, но что она могла поделать с упрямым «музыкальным медведем»? Он все таки был ее сыном.
oie_30191440QvskAyyh.jpg
Король Виллем III
София Вюртембергская
София Вюртембергская
oie_30191344tLZ90VYT.jpg
София Вюртембергская
София Вюртембергская
oie_30191620C15IDi89.jpg
София Вюртембергская
oie_30191421hO6eN0Qv.jpg
София Вюртембергская

Но разлад в его семье, чему послужила явная разница в характерах и интелектах молодой королевской четы, некоторая неприкаянность внуков, а на этой почве слабость их здоровья, немало тревожили вдовствующую королеву и прибавили ей морщин и рубцов на сердце. Анна Павловна становилась все более сдержанной и молчаливой. Предпочитала шумной светской толпе одинокие чтения и прогулки с внуками.
Пытаясь со стороны понять тайну натуры высокородной голландской королевы - вдовы, Марфа Степановна Сабинина, придворная музыкантша и наставница детей ее дочери, герцогини Софии Веймарской, осторожно писала:
« У Анны Павловны был трудно уживчивый характер, и все ее боялись. В выражении ее лица было что-то суровое… Надо полагать, что окружавшая ее среда, излишне буржуазная, была причиной ее капризного характера… Если бы Анна Павловна попала из России не в Голландию, страну торговую и богатую, может быть, ее характер развился бы совсем иначе, как это получилось с великой княгиней Марией Павловной, вошедшей в Веймаре в среду умственной жизни .
oie_30211016uysvMHKa (1).jpg
Анна Павловна 

Да, к великому сожалению, умственная жизнь и жизнь сердца королевы Нидерланской «в стране торговой и богатой», не так давно ставшей королевством – всего за каких то 50 лет – срок, слишком малый для истинной монархии! - оставалась тайною за семью печатями и для подданных и для близких… Что же, быть может, Ее Величество просто предпочитала жить согласно заповеди : « Пусть левая твоя рука не знает, что творит правая» - кто знает?...
 
oie_29643599FTj619a.jpg

Анна Павловна основала в Нидерландах более пятидесяти сиротских приютов, воспитательные и инвалидные дома, в 1847 году уговорила супруга пойти на ряд изменений в налоговой системе и конституции, чтобы каким то образом облегчить стране и ее населению бремя неурожая. Не считаясь с собственным, не очень надежным финансовым положением, Ее Величество выкупила из казны, на часть своего «русского» приданного, (продав набор драгоценностей) после смерти супруга, дворец в Сустдейке, превратив его в обширную галерею национального искусства.
Но, чтобы достойно оплатить долги неугомонного мужа, короля - эстета, Анна Павловна продала обширную коллекцию живописи, собранную супругом Николаю Первому, своему венценосному брату. Она не могла допустить, чтобы ее и в глаза и за глаза народ мог презрительно назвать мотовкою и должницей!
oie_301928181ZyFhVAj.jpg
Император Николай I

Пользоваться народной казной в личных интересах она совершенно не считала возможным, потому-то и писала брату - государю в октябре 1849 года, из Гааги в Санкт -Петербург, предлагая купить картины: «Тебе известно о наследстве Виллема. В задачу комиссии, созданной для изучения и рассмотрения этого вопроса входило собрать необходимые данные и оценить имущество и наличные активы, равно как и сосчитать долги. Последние, как оказалось, составляют 4,5 миллиона гульденов. Для их уплаты нам нужно будет продать всю свою землю и недвижимость в этой стране. Поэтому я обращаюсь к тебе, любимый брат и друг, с просьбою, чтобы ты в этот роковой час согласился купить собранные Виллемом картины, к которым ты так привязан. Если ты исполнишь эту просьбу, мои дети будут спасены. Ты спасешь также честь семьи!» Николай Первый приобрел коллекцию голландских полотен, и они и поныне украшают залы Эрмитажа, считаясь бесценнейшим сокровищем. Анна Павловна спасла детей и фамилию от разорения.
oie_30194218BPmbHL04.png
oie_30194248dyCJmJnA.png
oie_301941404phKz8Lh.png
Интерьеры Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской живописи

Но что осталось у нищей и гордой королевы? Уважение народа и особая приверженность к придворному этикету, которую этот народ прощал ей охотно.
Не прощали Ее Нидерландскому Величеству сей безобидной слабости лишь высокомерные вассалы – графы, бароны и фрейлины. Не только при своем, но и при русском дворе.
Анна Феодоровна Тютчева, фрейлина Цесаревны, а потом – Императрицы Марии Александровны, к примеру, ядовито писала о визите Анны Павловны в Россию, в июле 1853 года: «Королева Анна - очень почтенная женщина, полная старых придворных традиций и приверженности к этикету, и еще не послала к чертям все приличия, как это принято в наше время. Наши молодые великие князья и княгини, покатываются от смеха и гримасничают за спиной у своей тетушки. Они лучше бы сделали, ежели бы последовали ее примеру!» - лицемерно вздыхала далее умная фрейлина, но уже на другом листе дневника своего отмечала:
« Из ее реверанса можно выкроить десять наших…».
oie_2964338eSipTjG9.jpg
oie_30212557HEb8ocT2.jpg
 
 Анна Павловна

Да, времена неумолимо менялись. Менялись и нравы, и Анна Павловна, разумеется, уже не могла отыскать на родине, не виданной ею более двадцати восьми лет, примет того, что было ей так знакомо, привычно в юности, в ее детские годы.
Из Москвы и Петербурга, где ее встретили родные, она двадцатого июля 1853 года прибыла в Троице-Сергиеву Лавру, где дала большой обед для духовенства, посетила почти все монастырские церкви, Успенский собор и даже - могилу Бориса Годунова.
Сопровождавший ее архиепископ Ярославский Леонид в своих вдумчивых и теплых воспоминаниях писал:
«Королева была очень любезна старалась говорить с каждым. Она сказала, что всегда и на чужой стороне помнила и любила Россию; что, если она не приезжала сюда в течении двадцати восьми лет, то виною тому были ее несчастья: «Вы знаете мои обстоятельства: наша страна была разорвана надвое, и я не могла оставить в не счастии тех, с кем жила прежде в счастии; это было бы недостойно русской великой княжны.
Потом я лишилась сына, мужа; при новом короле, моем старшем сыне, я и хотела бы уехать в Россию, но надо было руководить детьми, помогать им, долг матери меня удерживал. Когда я женила второго сына (* принца Генриха, на принцессе Амалии Веймарской, - С. М.), то почувствовала себя как бы развязанной и поспешила в Россию, где мне был оказан братом самый любезный, самый родственный прием. Я познакомилась со всем большим семейством. Если бы не этот случай, я бы осталась незнакомой всему молодому поколению Романовых.»

Умерла Анна Павловна 1 марта 1865 года в Гааге ,похоронена в церкви Ньивекерк в городе Делфт.
Похороны её величества Анны Павловны в Делфте.
…Она, увы, остается почти незнакомой и нам, уже не современникам, а - потомкам, хотя в Голландии* (*Нидерланды - неофициальное, второе название – С. М.) очень чтят ее память, а нынешняя королева Беатрикс, в особо торжественные дни ездит в парламент и в королевский дворец Ланге – Фоорхаут в старинной золотой карете – приданном русской прапрабабушки Анны, подарке к свадьбе от брата
Два браслета Анны Павловны с бирюзой. Нидерланды. Брюссель. Мастер Жозеф Жермен Дютали. Золото, бирюза, чеканка. Гаага, Королевское собрание.
Браслет с портретом Виллема II. Мастер Жан Батист Жозеф Дюшен. Золото, эмаль, чеканка. Гаага. Королевское собрание.
Браслет с камеей (портрет Виллема II). Франция. Париж. Мастер Жан Батист Жозеф Дюшен. Золото, мрамор, агат, чеканка, резьба. Гаага. Королевское собрание.

Приданое Анны Павловны занимало сто ящиков. Меха, бриллианты, шпалеры и мебель, туалетные приборы, зеркала, посуда... Оно было отправлено в Нидерланды на фрегате и размещено в четырёх дворцах.
Предметы "Гурьевского сервиза" из приданого Анны Павловны. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. Гаага. Королевское собрание.
Две декоративные вазы с морскими видами. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. Роспись Щетинина по оригиналу Иоханнеса Христиана Схотела. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Гага. Королевское собрание.
Бюст Виллема II
Бюст Анны Павловны

Комментариев нет:

Отправить комментарий