воскресенье, 28 июня 2015 г.

ШАРЛОТТА ПРУССКАЯ - ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1798-1860), ЖЕНА НИКОЛАЯ I

Царицы, восхитившие Пушкина.
 «Звезда-харита средь харит» 
Портрет императрицы Александры Федоровны. ГИМ. Середина 1830-х годов. Франц Крюгер

Когда мы говорим об эпохе романтизма, нам бывает трудно совместить два ее лика: героический (лик Наполеона) и тот уютный мир «венского» романтизма, романтизма Шуберта и Штрауса, который культивирует скромные радости бытия. Александр и Елизавета в какой-то степени «выпали» из эпохи «бурного» романтизма. Наследовавшие им Николай и Александра вполне (попервоначалу) соответствовали своему времени после наполеоновского «венского» романтизма.
 
oie_2210466Y080BBeE.jpg
 
Правда, Николай довольствовался чисто внешней романтической атрибутикой: любовью к рыцарскому антуражу да романами сэра Вальтера Скотта, – он и Пушкину советовал, как известно, переделать «Бориса Годунова» в роман на манер шотландского «чародея».
    Но сам Николай был натурой весьма прозаической и прагматичной, и сам любил повторять про себя: «Мы, инженеры…»
    А вот его жена… О ней наш дальнейший рассказ.
 
oie_2243627NSsTqbId.jpg
Фридрих Вильгельм III  и Луиза Августа Вильгельмина Амалия, Friedrich Georg Weitsch

     Старшая дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма Третьего и королевы Луизы родилась в 1798 году. Ее нарекли Шарлоттой, – отчасти потому, что это было популярное имя в семье прусских королей, отчасти потому, что так звали возлюбленную Гетева Вертера.

Friedrich_Wilhelm_III._und_seine_Familie.jpg
Фридрих  Вильгельм III с семьей

    Отец Лоттхен был натурой совершенно непримечательной, зато мать, королева Луиза, считалась первой красавицей своего времени. Она пыталась кружить голову Наполеону, ей самой вскружил голову русский царь Александр, но в итоге войн и мужских обманов бедняжка умерла молодой, в 34 года, с разбитым сердцем и почти потерянною короной.
 
oie_2244753bS3utyPC.png
Луиза Августа Вильгельмина Амалия, Иосиф Мария Грасси (также Джузеппе Грасси)
 
Детские годы Лоттхен провела в Мемеле, – нынешней Клайпеде, – это почти все, что оставил ее отцу от Прусского королевства Наполеон.
  Хорошо, однако, то, что хорошо кончается: Бонапарт был побежден, а подросшая Лоттхен сосватана за брата русского царя великого князя Николая Павловича.
oie_2252557Qd0k7dZP.jpg
Мемель

     Все было до ужаса мило и по-немецки сентиментально: юные Николай и Шарлотта считались едва ли не самой красивой парой в Европе и влюбились друг в друга с первого взгляда. Конечно, этот союз «крепил русско-германскую дружбу» на том этапе, но был со стороны «молодых» совершенно лишен и намека на прагматизм. Российская императорская корона Лоттхен вроде бы не светила: наследником Александра считался Константин. Но она и не расстраивалась по этому поводу: своего жениха Шарлотта сразу предупредила, что ей нравятся лишь «маленькие, милые, уютные и удобные вещицы». Ни один из этих эпитетов к российской императорской короне, конечно, не подходил.
В 1816 году была сыграна пышная свадьба, и принцесса Шарлотта Прусская стала именоваться великой княгиней Александрой Федоровной.
oie_225154372fE0PmZ.jpg
 
Великий князь Николай Павлович и великая княгиня Александра Федоровна

     В отличие от супруги царя Александра Первого бывшая «Лоттхен» сразу пришлась русскому Двору «ко двору». Свекровь полюбила ее все с той же немецкой сентиментальностью, – экс-Лоттхен отвечала ей тем же. Не слишком образованная, любезная, очень «понятная» и «своя», веселая, счастливая, красивая, умопомрачительно грациозная, Александра Федоровна стала украшением русского Двора.
Александра Федоровна. А. Ф. Лагрене. Собрание Подстаницких. Конец 1810-х - начало 1820-х
 
Царь Александр любил именно с ней открывать балы. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем А.Ф. всю жизнь. Она тоже платила ему большой приязненностью. Пушкин отмечал в ней легкость духа и человечность счастливого существа. А уж ее красота и изящество… При Дворе молодую прозвали Лалла-Рук в честь героини романтической поэмы Т. Мура. 
 
Такой и запечатлел ее Пушкин в «Евгении Онегине»:

…в умолкший тесный круг, 
Подобно лилии крылатой, 
Колеблясь, входит Лалла-Рук, 
И над поникшею толпою 
Сияет царственной главою 
И тихо вьется и скользит 
Звезда-харита средь харит.
 
Фрагмент завершающей процессии представления «Лалла Рук» с изображениями Александры Федоровны и Николая Павловича. Lalla Rookh. Divertissements mele de chants et de danses. Execute au chateau Royal de Berlin le 27 Janvier 1822
Фрагмент завершающей процессии представления «Лалла Рук» с изображениями Александры Федоровны и Николая Павловича.Lalla Rookh. Divertissements mele de chants et de danses. Execute au chateau Royal de Berlin le 27 Janvier 1822
 
     Настоящая дружба связала Александру Федоровну с ее учителем русского языка – В.А. Жуковским. Вероятно, это была единственная в 19 веке русская государыня, которая даже при помощи Жуковского не смогла «превозмочь» русский язык, зато человеческие качества Василия Андреевича она оценила сполна и именно ему поручила воспитание своего первенца. А в «тесном кругу» семьи и придворных она прекрасно обходилась родным немецким и общеупотребимым французским…
Портрет В.А. Жуковского. 1820-е., П.Ф. Соколов

     Хотя русские стихи читала и любила, и понимала их сердцем больше, чем муж-коронованный «инженер»… 
 
oie_226917wZqgG2zA.jpg
Великая княгиня Александра Федоровна. П.Ф. Соколов


Первые тучи – первые грозы

     Трудно сказать, до какой степени Александра и Николай были «не в курсе» планов царской семьи именно им передать императорскую корону. Согласно официальной версии, только в 1819 году Александр Первый объявил им об этом. И молодожены разрыдались, – так они не хотели вылезать из уютного мирка своего счастья в мир большой политики!
oie_226839gSSYLPHA.jpg
 

     Однако же в 1818 году Александра Федоровна родила своего первенца, и рожать свекровь погнала ее в Москву, – а это уже был знак того, что ожидается появление на свет не просто члена царской семьи, но возможного будущего государя. С немецкой аккуратностью Александра Федоровна «не подкачала» и родила сына Александра. Правда, роды были непростыми, а главное, Александра Федоровна вдруг испытала огромную тревогу за будущее младенца. Вещее сердце матери: ведь родился будущий Александр Второй!.. Это ощущение тревоги ей запомнилось навсегда.
oie_221626340LuV0SbN.jpg
 
Великая княгиня Александра Федоровна со старшими детьми, George Dawe
oie_22757389OsYhtcD.jpg
Великий князь Александр Николаевич (будущий царь Александр II ) с  младшей сестрой, великой княгиней  Марией  Николаевной
Художник неизвестен
 
948px-Petr_Sokolov_001.jpg
 
 Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княжны Марии Николаевны, П.Ф.Соколов 

     Когда через несколько лет маленькому Александру Николаевичу объявили, что он станет наследником престола, мальчик горько расплакался. Снова предчувствие? Может быть…
oie_227592031006IVO.jpg
Великий князь Александр Николаевич, П.Ф.Соколов

     Однако счастливые и во всех смыслах «безукоризненные» Николай и Александра больше подходили на роль императорской четы, чем взбалмошный, бездетный Константин и его морганатическая супруга полячка княгиня Лович.
 
oie_2281343jFUSxMxN.jpg
Портрет великого князя Константина Павловича (1779 – 1831) 
 
oie_2281518HcKMT4e.jpg
 Иоанна (Жанетта) Грудзинская, получившая от Александра I титул её светлости княгини Лович
 

     Итак, когда Александр Первый умирает, все узнают, что императором должен стать по его завещанию Николай.
     Мы прекрасно знаем, что тогда началась «смута»: восстание некоторых гвардейских частей на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Этот день был самым страшным в жизни Николая и Александры: оба понимали, что не только корона, но и сама их жизнь висит на волоске. С того дня Александра Федоровна стала страдать нервным тиком, а Николай сделался упрямым и жестоким, что пугало ее.
File:Peterburg, Senate Square, 1825, dec. 14.jpg
На Сенатской площади, 14 декабря 1825, бумага, акварель, Музей Пушкина, Санкт-Петербург 
 
 
     На робкие просьбы жены помиловать декабристов Николай гневно вскричал: «Как ты можешь говорить мне об этом, – ты, ты! Ведь они хотели убить твоих детей!..»

     Это был, конечно же, «аргумент»: Александра отступила. Но волнения тех дней еще скажутся. Вскоре Александра Федоровна родит третью дочь, которую назовут в ее честь. Александра-младшая будет разительно отличаться от упрямых и бойких старших своих сестер Марии и Ольги тихим нравом, задумчивостью, мягкостью. Она станет любимицей матери и всей семьи, и угаснет в 18 лет, – это будет второй страшный удар для Александры Федоровны.
 
oie_228354pytkkXk5.jpg
Великая княжна Александра Николаевна
oie_22836497DZY4Zrx.jpg
Великая княжна Александра Николаевна
 
Alexandra_Nikolaievna.jpg
Великая княжна Александра Николаевна, Christina Robertson
 
 
Сия «семейная» подоплека многое объяснит нам в политике Николая… 

Прощание с молодостью. Коттедж
  oie_2293992XahPYfT.jpg

     Летом 1828 года Николай и Александра делают визит в Берлин. Здесь, при Дворе отца, русская императрица отпразднует свое 30-летие. Праздник этот войдет в историю немецкой культуры. Еще бы: лучшие поэты воспоют выдержанный в духе средневековых турниров праздник Белой Розы, – так поэтически называют саму Александру Федоровну.
 
Коронационный портрет императрицы Александры Фёдоровны, George Dawe
 
oie_22111944BRBXGTzQ.jpg
Императрица Александра Федоровна
 
Carl_Christian_Philipp_Reichel_Empress_Alexandra_Fyodorovna.jpg
Рейхель Карл Яковлевич. Портрет императрицы Александры Федоровны

     Правда, на торжестве не будет любимого мужа: он срочно уедет в Россию «по делам». Среди этих «дел» – подготовка главного подарка для супруги.
Награждение участников праздника. 1829 год. Адольф фон Менцель
 
Бал в Новом дворце. 1829 год. Адольф фон Менцель
 
Выезд рыцарей на празднике Волшебство Белой Розы 1829 года. Адольф фон Менцель
 
Выезд рыцарей с обнаженными мечами. 1829 год. Адольф фон Менцель
 

     Вскоре после возращения в Питер Александра Федоровна стала хозяйкой еще одного дворца. Шотландец А. Менелас воздвиг в Петергофе здание в духе английских загородных коттеджей, – так его и прозвали: Коттедж. Конечно, герои Диккенсовых хеппи-эндов сочли бы эти апартаменты чересчур пышными, но с точки зрения русской царицы, здесь все было так, как любила она: «маленькое, уютное, удобное и милое». Дворец был отделан в псевдоготическом стиле, его гербом стала белая роза, – любимый цветок А.Ф. и эмблема знаменитого праздника в ее честь в Берлине. Воздвигая этот дворец, Николай как бы говорил жене: молодость позади, начались семейные будни зрелости, – пускай же они будут безмятежными!..
 
b016159dff1fc202b92a89d8f0a8901c.jpg
Император Николай I и императрица Александра Федоровна
 
oie_2293830oAhRxyl3.jpg
Дворец -коттедж
 
Забавно, что если англичане умело сочетают дворянскую «средневековость» и буржуазный комфорт, и это есть выражение основ их «гражданского общества», то в России «английский» дворец царя ознаменовал для него и всего общества крест, который Николай поставил на всяких идеях либерализации жизни страны. Именно в 1830 году был окончательно положен им под сукно проект освобождения крепостных. Смысл политики Николая отныне состоял в консервации статус-кво, – ради покоя его семьи и его окружения… 
 
File:GauE GostinImperAleksFedPD.jpg
Гостиная во дворце «Коттедж» (Петергоф), Эдуард Петрович Гау
 Э.П. Гау. Кабинет Николая I в Коттедже. Бумага, акварель. 1855.

Эпоха маскарадов
 
     Конечно, время брало свое: быт высших слоев и Двора понемногу демократизировался. Появились публичные маскарады, где высшие сословия могли смешиваться с прилично одетыми «простолюдинами», затевать там интрижки, полировать себе кровь общением самым непринужденным. Публичные маскарады – «хит» питерских бальных сезонов в 30-е годы. Это нашло отражение, как минимум, в двух программных произведениях М.Ю. Лермонтова – в драме «Маскарад» и в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»
 
File:Alexander Y Golovin Scene from Maskerad.jpg
 ГОЛОВИН, Александр Яковлевич: Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад"
 
oie_22104337JxL4NjD5.jpg
 
Императрица Александра Федоровна, К.Брюллов
 
oie_22104656YwaEONEe.jpg
Императрица Александра Федоровна в кабинете Коттеджа

     Между тем, мало кто знает, что расцвет маскарадов был связан с определенной очень существенной переменой в интимной жизни августейшей четы. Александра Федоровна любила танцевать буквально «до упаду»: в результате, частые роды (4 сына, 3 дочери и 2 выкидыша на «почве» балов) подточили ее здоровье. В 1832 году врачи категорически запретили ей вести интимную жизнь… «Ради жены» Николай смирился с необходимостью воздержания.
 
771px-Nicholas_and_Alexandra_by_Ladurner (1).JPG
Император Николай I и императрица Александра Федоровна, Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855)
 
 

     Некоторое время супруги развлекались его рассказами о том, как та или иная светская красавица пытается соблазнить царя. Как бы демонстрируя незыблемость своих супружеских уз, Александра намеренно окружает себя прелестными фрейлинами. Кроме того, она искренне любит все прекрасное и изящное. Отсюда и ее настойчивое желание познакомиться и ввести в придворный круг Н.Н. Пушкину.
 
Alexander_Brullov_Alexandra_Feodorovna_.jpg
Императрица Александра Федоровна, А.П.Брюллов
 
Natalia_Pushkina.jpg
Наталья Пушкина. А.П.Брюллов 
 
oie_221118544j21BJjw.jpg
 

     Царская чета одно время успешно «сублимируется» в маскарадах Энгельгардта. Но затем… на этих же маскарадах царь заводит одну интрижку, другую, третью, – и уже не рассказывает об этом жене. Зато, как всякий деспот и собственник, он ревниво следит за своей супругой. К ней приставлена графиня Софья Бобринская. Правда, она становится лучшей подругой царицы, – именно Бобринская иногда сопровождает и ее в маскарад…     
 
oie_2211312hmwEgpWg.jpg
Графиня Софья Александровна Бобринская, урождённая графиня Самойлова, П.Ф.Соколов
 
oie_22104750XurbtA52.jpg
Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I, неизвестный художник
 
oie_22112280I4Wi4NZ.jpg
Император Николай I на маскараде. А. Ладюрнер
 
 Впрочем, в отличие от мужа и рано повзрослевших дочек императрица может позволить себе разве что легкий флирт, «мазурочную болтовню», – не больше. На официальных балах царь сам утверждает список тех, с кем будет танцевать его жена, причем чаще раза в два года ни одна фамилия в списке не повторяется…
oie_22123042yBLuBTug.jpg
Императрица Александра Федоровна с дочерью великой княжной Марией Николаевной, Карл Павлович Брюллов 
 
oie_22112424gNUosjHe.jpg
 
О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843.


     Самое большее, на что смогла отважиться А.Ф., было ее увлечение князем А. Трубецким, которого она в переписке с Бобринской называет Бархатом. И хотя Лалла-Рук и Бархат – лишь партнеры по редким танцам, конспирация не излишня: царь в конце концов отсылает Трубецкого за границу.
oie_221138517FAgqu1g.jpg
Князь Александр Васильевич Трубецкой (14 июня 1813 — 17 апреля 1889) 

     Ходили слухи, что со временем царь «осчастливил» всех более-менее хорошеньких дам и девиц во дворце. Одна придворная дама объяснила путешественнику маркизу де Кюстину, что если б она отказала царю, то первым бы осудил ее за это собственный муж…

     Теперь нам становится ясным, как задевали, как бесили царя-завзятого лицемера всякие упоминания о «разврате» в высших сферах, которые столь часты у Лермонтова! Отсюда и Николаевская неожиданно злобная эпитафия поэту: «Собаке собачья смерть».
     А между тем, не все веревочке виться: Николай не на шутку влюбился, да так, что уже не стал скрывать этого… 

  Варенька и финал

     «Итак, она звалась»… Варварой. Больше того, она являлась родной племянницей фаворитки его отца знаменитой Нелидовой. Варенька Нелидова была фрейлиной А.Ф. И тут царица вдруг потеряла самообладание, почувствовав, что грянуло не чувственное очередное увлечение мужа, а большое чувство.
 
Christina_Robertson._Portrait_de_l'impératrice_Alexandra_Fedorovna._1840-41.jpg
Императрица Александра Федоровна, 1840-1841 гг., Кристина Робертсон
 
oie_22112459wn9VLeif.jpg
 
 Императрица Александра Федоровна в 1841 г. Christina Robertson


     Императрица устраивает форменный бунт. И отнюдь не на коленях: она собирается в Италию и забирает с собой Вареньку. Две недели идут приготовления к поездке. Две недели Николай не говорит жене ни слова, – это единственная, но какая размолвка в их долгой совместной жизни!..

     Через несколько дней после отъезда жены царь срывается с места и летит вослед путешественницам. В Неаполе они соединяются. О чем говорили все трое, знают только они. Но в Питер троица возвращается вроде бы примиренной.
File:Franz Ludwig Catel Spaziergang in Palermo.jpg
Franz Ludwig Catel Spaziergang in Palermo
File:Salon der Zarin in Palermo.jpg
Салон императрицы Александры Федоровны в Палермо 
 
 
     Нужно отдать должное Вареньке: она – сама деликатность, никогда не афиширует свои особые отношения с царем. Он также соблюдает абсолютную корректность к жене, и. кажется, еще больше балует ее, строя для нее прелестные дворцы и даря массу «милых маленьких» (и весьма дорогих) вещей. В возведенном в московском Кремле главном, коронационном, дворце империи самые роскошные (несравнимые с его собственными) помещения – апартаменты императрицы.
 
oie_22123550so0XjHrV.jpg
Будуар А.Ф. в Кремле

     Первый праздник страны – по-прежнему ее день рождения в Петергофе.

     Современники отмечают, между тем, болезненный вид А.Ф. и в то же время то, что она одевается, «как молодая». А в интерьерах романтический антураж молодости сменяется тяжеловесной роскошью нового, для Европы давно буржуазного, века (стиль «фешенеблей»).
 
Alexandra_FyodorovnaRobertson.jpg
Императрица Александра Федоровна, Кристина Робертсон
 
     В 1854 году эта новая буржуазная Европа продемонстрирует свою мощь «жандарму» Европы Николаю: разразится война. Из окон Коттеджа можно будет видеть английские военные корабли. Падет Севастополь, вовсю обсуждается возможность высадки англо-французского десанта в окрестностях Петербурга. Бывшие союзники Николая Пруссия и Австрия предают его…

     В отчаянии царь ищет смерти: на парадах он в одном мундире стоит на пронизывающем зимнем ветру. Наконец, успех достигнут: царь простужается и быстро сгорает в огне болезни. У постели умирающего – Александра Федоровна. В коридоре бродит совершенно обезумевшая от горя Варенька. Царица просит мужа проститься с Нелидовой, – но верный долгу и приличиям, Николай не допускает любовницу к своему одру.
 
     Испуганному заплаканному сыну Александру он хрипит: «Держи все!» и сжимает кулак.
oie_22143850opkpYPz0.jpg
Император Николай благословляет сына своего Александра Николаевича на царство, 18 февраля 1855 г.
 
     Это были последние слова Николая. 


  Эпилог

     Для России начинается новая эпоха. Новая эпоха начинается и для обеих женщин – вдовствующей императрицы и экс-фаворитки. Нелидова отдает все деньги, которые ей завещал царь (200 тысяч), на благотворительные нужды, оставшись не только без средств к существованию, но и без крова, – ведь до этого, как большинство фрейлин, она жила во дворце. И тут происходит удивительное: на следующий день после смерти Николая его вдова предоставляет сопернице придворную должность! Больше того: теперь обе женщины не расстанутся до смерти  Александры  Федоровны. Память о любимом человеке сделает их лучшими подругами!
 
Franz_Krüger_003.jpg
 Александра Федоровна, Franz Krüger

     Александра Федоровна окружена прежним почетом, – сын, новый император, любит ее, да и характером он, кажется, больше в мать. Но силы с каждым годом уходят из когда-то прекрасной женщины. Теперь она многие месяцы проводит на немецких курортах. Однако в начале июля каждого года возвращается в «гнилой» Петергоф, где по-прежнему царит на главном празднике России, – своем дне рождения. Она все так же любезна, мила, грациозна, она сама заваривает чай гостям.
 
 
Maria_Alexandrovna,_Alexandra_Fedorovna_and_Alexandra_Iosiphovna_by_M.Zichy.jpg
 
Зичи Михаил Александрович. «Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны»
 
Alexandra_Feodorovna,_1856_Hermitage.jpg
Александра Федоровна. 1856. Franz Xaver Winterhalter

     Последний раз императрица-мать делает это в июле 1860 года. Осенью Александра Федоровна слегла окончательно. На призыв священника простить всем обидчикам она возразила: «Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии!..» Предательства им Николая она не смогла забыть и на смертном одре.

     20 октября 1860 года этой, такой «обыкновенной» и все-таки по-своему замечательной женщины не стало. Последними словами ее были: «Ник, я иду к тебе…»
721px-LagreneeAlexandraNicholas_I.jpg
Император Николай I и императрица Александра Фёдоровна
 

     Варенька Нелидова пережила и ее сына, и ее внука, и увидела коронацию последнего русского императора Николая Второго – правнука своей августейшей подруги. Нелидова ушла из жизни в 1897 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий