понедельник, 15 июня 2015 г.

МИХАЙЛОВСКИЙ (ИНЖЕНЕРНЫЙ) ЗАМОК. ЧАСТЬ 3.












Лестница открывала анфиладу парадных апартаментов бельэтажа. Претерпевший со временем значительные изменения интерьер при реставрации 2001–2003 гг. максимально приблизился к первоначальному варианту. На стене сохранилось изображение российского герба с включенным в него мальтийским крестом.

































Шпалеры императорской шпалерной мануфактуры

Все представленные на выставке шпалеры выполнены на Императорской шпалерной мануфактуре, созданной по указу Петра I в 1717 году в Петербурге. Шпалеры — вытканные ручным способом безворсовые настенные ковры. Обычно одну шпалеру создавали несколько мастеров. На ткачество одного квадратного аршина (0,51 кв. м) шпалеры четырьмя мастерами требовался месяц.

Ранний период деятельности мануфактуры представлен на выставке шпалерой «Вирсавия у фонтана» (1727). Она относится к числу первых, известных нам шпалер, исполненных русским мастером, о чем свидетельствует подпись, вытканная в правом нижнем углу. Имя ткача — Антон Афанасьев. 1730—1740 годы — период активной деятельности мануфактуры. Создаются более сложные многофигурные произведения, обогащается красочная палитра. К этому периоду относится шпалера «Время, срывающее оковы с веры или Мученичество».

Вторая половина XVIII века — время дальнейшего совершенствования производства на Петербургской шпалерной мануфактуре. Среди произведений этого времени почти сразу особое место занял жанр портрета, до сих пор практически не распространенный в шпа­лерном ткачестве. Как правило, на Петербургской шпалерной мануфактуре делались портреты царствовавших особ, членов их семьи и лиц, тесно связанных с придворным окружением. На выставке представлены три парадных портрета — «Портрет Екатерины II», «Портрет великого князя Петра Федоровича», — (оба выполнены с живописных оригиналов Ф.С.Рокотова), и «Портрет Павла I».

К концу XVIII века в шпалерном ткачестве все ощутимее становилось влияние нового стиля — классицизма. Все большее место, начиная с последней четверти XVIII века и до 1840-х годов, занимали произведения на мифологические, библейские и евангельские сюжеты, виртуозно повторяющие живописные оригиналы извест­ных западных и русских художников. Популярными становятся работы итальянских художников-академистов — братьев Каррачи, Гвидо Рени, а также русских художников академического направления — А.Лосенко, Г.Угрюмова, С.Щедрина. Поздний период деятельности мануфактуры показан на выставке целым рядом шпалер: «Спор отцов церкви о христианском догмате», исполненная в конце XVIII века по живописному оригиналу Гвидо Рени; «Рождество Христово или поклонение пастухов», вытканная в 1841 году с картины Корреджо «Рождество»; и «Святое семейство» (1832). В 1857 году Петербургская шпалерная мануфактура была закрыта. Тем не менее, созданные ее ткачами работы внесли существенный вклад в сокровищницу русского искусства.


















В этом помещении, на месте трагической гибели Павла I, в 1857–1858 гг. для Николаевской Инженерной академии была устроена домовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Проект был выполнен К.А. Ухтомским. Интерьер церкви частично сохранился до наших дней.










Константиновские покои

Иностранные художники в России (XVIII – первая половина XIX вв.)

Экспозиция, расположившаяся на втором этаже Михайловского замка, насчитывает около 400 произведений искусства из фондов Русского музея, многие из которых ранее не экспонировались. Основу коллекции составляют произведения живописи и скульптуры, гравюры, рисунки, нумизматика и предметы декоративно-прикладного искусства, создающие широкий контекст искусства иностранных художников, работавших в России.

Работы живописцев Г.–Х. и И.–Ф. Гроотов, Л.–Ж. Лагрене, Л.–Э. Виже-Лебрен, П.–А. Ротари, Дж. Валериани, С. Торелли, Дж. Доу, К. Робертсон и многих других замечательных художников демонстрируют изысканность и репрезентативность парадного портрета того времени. В живописную "панораму" экспозиции органично вписаны скульптурные работы А. Трискорни, Л.–М. Гишара и Ж.–Д. Рашетта.

Среди экспонатов также представлены акварели Дж. Кваренги, П. Гонзага, Э. Вестерлинга, А.–Ж. Лебрена; изделия Императорского фарфорового завода, работы медальеров К. Леберехта, Ф.–Г. Мюллера, Г.–Х. и И.–Г. Вехтеров.







Шурман - Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева


Гзелль Георг. Николай Буржуа




















Каравак Луи. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны


Empress Elizabeth by Louis Caravaque


Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. Георг Христофор Гроот. 1743


1. Гроот Георг Кристофор. Конный портрет Петра III.
2. Грот Георг-Христоф. Екатерина II Алексеевна







Торелли С.-Екатерина II (в образе Минервы, покровительницы искусств




И.-Б. Лампи. Портрет светлейшего князя П. А. Зубова


И.-Б. Лампи 1796. Портрет П. А. Зубова




Е. П. Самойлова , 1790-e гг.






1. Николай Борисович Юсупов. 1790-ые.
2. С. Торелли. Орлов Григорий Григорьевич (06.10.1734-13.04.1783 гг.)






С. Торелли. Екатерина Великая
























Жерар Делабарт. Вид ледяных гор в Москве во время Сырной недели (Масленица), 1795 год.




Иоганн Георг Майр (1760-1816)Guard mounting at the Palace Square




Ж. Делабарт.Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста
























































Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Лот с дочерьми


Мужик с тараканом


Жан Лоран Монье. Анна Семеновна Муравьева-Алостол с сыном Матвеем и дочерью Екатериной, в зам. Бибиковой, 1799






Монье Жан Лоран (в России 1795-1808). Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1807


Де Вейлли. Портрет И. И. Шувалова. 1755




Н. А. Демидов








Christina Robertson - Empress Alexandra Fedorovna,1841-42


Maria Yak. Naryshkina with children by G. Dawe


Charlotte von Lieven 1821 by George Dawe 1781-1829




Царь Александр I (George Dawe)


Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны, Жены Павла I




К.Робертсон. Портрет А.С. Шереметевой


Кристина Робертсон. Граф Шувалов Павел Петрович


Кристина Робертсон. Портрет княжны Марины Николаевны с детьми. 1849
















Вигилиус Эриксен. Екатерина II у зеркала




Аткинсон Д. А., Катание с гор на Неве. 1792 год


Вигилиус Эриксен. Конный портрет Екатерины Великой, 1762


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена








В. Эриксен. Столетняя царскосельская обывательница с семьей




Сальватор Тончи. Демидов, Николай Никитич

Комментариев нет:

Отправить комментарий