Боровиковский Владимир Лукич
Портрет А. Е. Лабзиной и ее воспитанницы С. А. Мудровой 1803
холст, масло 75 х 60,7
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет А. Ф. Лабзина в синем кафтане с орденами Владимира и Анны 2-й степени, с книгой в руке
После 1816
холст, масло 79 x 65
Художник не раз обращался к образу Александра Федоровича Лабзина (1766–1825), хорошо знакомого и близкого ему человека. Лабзин был яркой, богато одаренной от природы личностью. Он преподнес Екатерине II «Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду»; по поручению Павла I он перевел «Историю ордена Святого Иоанна Иерусалимского» Верто, за что получил звание «историографа» Ордена. Занимал пост вице-президента Императорской Академии художеств. Лабзин известен как масон, основатель ложи «Умирающий сфинкс» (1800–1822), членами которой были Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основал журнал «Сионский вестник». В 1822 он был выслан в Симбирскую губернию, где и скончался. Портрет написан мягко и свободно, и хотя не дает глубокой характеристики модели, но привлекает своими красивыми, темными тонами. Легкой кистью вылеплено моложавое лицо Лабзина. Герой изображен с орденом Святой Анны II степени. В его руках масонские атрибуты – циркуль и молоток.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Анны-Луизы-Жермены де Сталь 1812
холст, масло 88,7 х 68
Анна Луиза Жермена де Сталь (1766–1817), урожденная Неккер – французская писательница. В Париже ее салон был влиятельным литературным и политическим центром. Высказанная де Сталь идея о взаимодействии литературы и общественного строя показалась опасной Наполеону Бонапарту, тогда первому консулу, и ей было приказано покинуть Францию. Писательница много путешествовала по Европе. В 1814, после падения Наполеона, вернулась в Париж. Портрет создан в год приезда де Сталь в Санкт-Петербург. Почти романтическая страстность и напор чувств сочетаются в портрете со строгим, немногословным языком классицизма: лаконичным рисунком и ритмом линий, скульптурной пластикой форм. Сильной и монументальной изобразил мятежную француженку художник. Внутренний напор, сила исходит от одушевленного мыслью, энергичного лица. Рядом с де Сталь изображен мраморный бюст Екатерины II, внук которой, император Александр I, в 1814 посетил салон писательницы в Париже и привлек ее своим свободомыслием, особенно обещанием уничтожить рабство в России.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет И. П. Дунина 1801
холст, масло 75 хб1,2
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет княгини Екатерины Алексеевны Долгорукой 1798
холст, масло 74,2 х 58,4
Портрет княгини Екатерины Алексеевны Долгорукой (1781-1860), дочери графа А. И. Васильева от брака с В. С. Урусовой, жены генерал-лейтенанта князя С. Н. Долгорукого. Фрейлина
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет М. Д. Дуниной 1799
холст, масло 70,5 х 57,8
Боровиковский Владимир Лукич Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне) 1794
Холст, масло 94,5 х 66
Екатерина II (1729–1796) изображена в соответствии с идеалом сентиментализма. Художник представляет ее в виде созерцательницы, совершающей прогулку в сопровождении своей любимой левретки и предающейся размышлениям на лоне природы. Вполне возможно, что этот портрет явился прообразом заключительной сцены повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Государыня изображена не в дворцовом интерьере, а среди густой зелени парка, ее одежда подчеркнуто неофициальна. Нет и привычных для императорского портрета атрибутов власти. Однако поза императрицы полна достоинства. Движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны. Окружающая ее природа прекраснее, чем пышные парадные залы. Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения.
Боровиковский Владимир Лукич
Лизынька и Дашинька 1794
Холст, масло 31,8 х 26,1 (овал)
Произведение относится к особому виду портретного жанра – малоформатному портрету, характерному для раннего периода творчества В.Л.Боровиковского. Овальный формат ритмически соответствует силуэтам фигур. Головки девушек склонились друг к другу, демонстрируя возвышенное чувство дружбы, трогательное согласие сердец – качества, высоко ценимые в эпоху сентиментализма. Настроению произведения соответствует нежный, голубовато-перламутровый колорит. По мнению исследователей, Боровиковский изобразил дворовых девушек архитектора Н.А.Львова. На них платья и украшения, присущие представительницам благородного сословия. Художник наделяет их способностью к возвышенным чувствам и мыслям, что было характерно для сентиментализма с его идеализацией «простого человека».
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет В. А. Шидловской 1798
холст, масло 73,2 х 59,6
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет В. Монычаровой (Варвары Ивановны Арапетовой) не датировано
холст, масло 79 x 64
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет гр. М. А. Орловой-Денисовой 1801
холст, масло 75 хб0
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Д. А. Державиной
Холст, масло 284 х 204,3
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой государственного деятеля и виднейшего русского поэта XVIII века Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены. Ее сестра М.А.Дьякова была замужем за одним из самых ярких представителей русского Просовещения – Н.А.Львовым, другом В.Л.Боровиковского и Д.Г.Левицкого, неоднократно портретировавшего и самого Львова, и его жену. Д.А.Дьяковой было 28 лет, когда она вышла замуж. Ее мужу Г.Р.Державину к этому времени исполнилось 52 года, он находился в отставке. После свадьбы супруги приобрели стоящее на берегу реки Волхов имение Званка, на фоне которого Боровиковский и изобразил Д.А.Державину. Героиня портрета – светская дама, нарядно и по моде одетая. Художник представляет ее среди зелени парка. Жестом руки она предлагает зрителю взглянуть на прекрасную усадьбу, на великолепный дом, стоящий на высоком берегу реки. В портрете использован изобразительный язык позднего классицизма – яркий локальный колорит, жесткость контуров, четкая выписанность предметов.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Д. П. Трощинского 1816 (?)
картон, масло 22,4 x 19,1
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Д. П. Трощинского 1819
холст, масло 119 х89
Портрет Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1754–1829) выполнен в конце творческого пути Боровиковского. Трощинский был выходцем из семьи войскового писаря. Он получил образование в Киевской духовной академии. Заслужив доверие графа А. А. Безбородко, будущий министр юстиции начал восхождение по служебной лестнице. Несмотря на успешную карьеру, он сумел сохранить прямоту нрава и самостоятельность убеждений, близость к просвещенным либеральным кругам. Крупный государственный деятель, статс-секретарь Екатерины II, Трощинский был с почетом уволен Павлом I после награждения орденом Святого Александра Невского. Также он был кавалером орденов Святого Владимира II степени и Святой Анны II степени. Добросовестно и точно изображен крепкий, твердый духом старик, сидящий прямо, в торжественной, статичной позе, с упрямым и замкнутым выражением лица. Статуя богини правосудия Фемиды и том «Собрания законов» на столе – символы неусыпных трудов и неподкупной совести бывшего министра юстиции.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Д. С. Яковлевой 1801
Холст, масло 74 х 60
Поступление 2000 года. Непосредственно для экспонирования в зале, где представлено творчество выдающегося мастера XVIII столетия В.Л.Боровиковского, был приобретен «Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой (урожденной Баратовой)». Модель написана зрелым мастером в 1801 году. Полотно происходило из парижского частного собрания. Интересна история бытования этого произведения, которое еще 100 лет назад Галерея пыталась заполучить у наследников изображенной. Старшая дочь П. М. Третьякова – А. Л. Боткина, состоявшая в Попечительском совете галереи, стремилась купить портрет у владельца, высоко оценив его качество. Но по ряду причин ей так и не удалось этого сделать. После Октябрьской революции «Портрет Д. С. Яковлевой» оказался за границей и попал в известную коллекцию Г. Басмаджана, выставка собрания которого состоялась в 1988 году в Государственной Третьяковской галерее. Именно эта работа знаменитого мастера украшала выставку, настолько совершенны были ее композиция и исполнение. Смуглая молодая дама на фоне пейзажа изображена в характерных для эпохи «ампирном» платье и тюрбане. Излюбленные Боровиковским розы олицетворяют молодость и красоту модели, происходившей из древнего княжеского грузинского рода. Вместо томления и меланхолии ранних портретов автора появляется образ сильной и яркой личности. Повышенное внимание уделяется пластичной, выпуклой, как бы «оскульптуренной» форме. Жемчужина коллекции Г. Басмаджана была куплена в 2000 году парижским антикваром, от которого она и поступила в собрание Третьяковской галереи. Так, мечта дочери П. М. Третьякова воплотилась в реальность век спустя, что оказалось возможным благодаря финансовой помощи Министерства культуры РФ.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Е. А. Нарышкиной
Холст, масло 72,8 х 59,6
Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785–1855) – один из лучших женских портретов, написанных Боровиковским в конце XVIII века. Нарышкина – дочь обер-камергера А. Л. Нарышкина. В первом браке она была замужем за сыном генералиссимуса А. В. Суворова графом А. А. Суворовым-Рымникским; овдовев, вышла вторично замуж за князя В. С. Голицына. Е. А. Нарышкина обладала хорошими музыкальными способностями. Итальянский композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату. Она была дружна с поэтами В. А. Жуковским и И. И. Козловым. Художник изобразил еще юную очаровательную девушку, с томной улыбкой взирающую на зрителя. Героиня одета в изысканно-скромное платье, по плечам небрежно рассыпались кудри. В портрете ощущается влияние эстетики позднего классицизма – четкий рисунок, определенность контуров, колорит, тяготеющий к локальным цветам.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Е. Г. Темкиной 1798
Холст, масло 71,5 х 58,5
Елизавета Григорьевна Темкина (1775–?) была дочерью императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г. А. Потемкина. Этот блестящий по мастерству исполнения, чуть более яркий и насыщенный по цвету, чем другие произведения художника 1790-х, выразительный по пластике портрет был написан по заказу графа А. Н. Самойлова, племянника Потемкина, в доме которого она воспитывалась. Елизавета Григорьевна родилась в Москве, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768–1774. В 1794 ее выдали замуж за И.Х. Калагеорги, обучавшего великого князя Константина Павловича греческому языку. Впоследствии супруг Темкиной занял должность губернатора херсонского и екатеринославского. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью, воспитавшей четырех сыновей и пятерых дочерей. Но из других источников известно, что она имела расточительный характер, часто материально нуждалась, хотя и обладала огромными поместьями на юге России.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет княгини М. И. Долгорукой 1811
Холст, масло 85,7 х 66,2
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой (1785–1814), дочери почетного гражданина Санкт-Петербурга, купца 1-й гильдии Апайщикова, относится к позднему периоду творчества художника. Изобразительный язык портрета отличается ясностью и лаконизмом. Фигура чеканным силуэтом вырисовывается на фоне стены. Художник мастерски объединяет отдельные цветовые пятна, приводя их к благородной гармонии. Неподвижная статная фигура княгини, ее чуть склоненная голова на высокой стройной шее, легкая сдержанная улыбка создают впечатление строгого и несколько холодного горделивого достоинства.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет княжны Е. Г. Гагариной 1801
холст, масло 74,6 х 61,5
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет князя А. А. Долгорукого 1811
холст, масло 85,7 х 66,3
Портрет князя Алексея Алексеевича Долгорукого (1775–1834) является парным к портрету княгини М. И. Долгорукой. Он интересен, прежде всего, как характерный пример позднего творчества Боровиковского. Начав карьеру с военной службы, князь Долгорукий оставил ее в 1803. В этот период его деятельность во многом была связана с Мальтийским орденом. В самом конце XVIII века князь носил звание командора, а затем был назначен прокурором в капитул Ордена. С 1808 Долгорукий успешно исполнял обязанности губернатора Симбирска. Во время войны с Наполеоном князь командовал Симбирским ополчением. В 1815 его назначили губернатором Москвы. В последующие годы служебная деятельность князя Долгорукого отличалась многообразием: он был сенатором (1817) и членом Государственного совета (1829), выполнял обязанности министра юстиции (1827–1829). Боровиковский запечатлел князя Долгорукого в мундире симбирского губернатора с орденами Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны I степени.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет князя А. Б. Куракина 1801-1802
Холст, масло 259 х 175
Князь Александр Борисович Куракин (1752–1818) с детства воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. Во время его правления, а также в царствование Александра I Куракин занимал важные государственные посты. Он был кавалером всех российских орденов. На портрете князь предстает во всем великолепии парадного придворного костюма, осыпанного сверкающими драгоценными каменьями. Недаром современники называли Куракина «бриллиантовым князем». На кресло брошена черная с белым крестом мантия кавалера Мальтийского ордена, гроссмейстером которого был император Павел I. Скульптурный бюст друга и покровителя князя представлен здесь же. На дальнем плане виднеется Михайловский (Инженерный) замок – резиденция Павла I, задуманная как неприступный рыцарский замок. Созданный на рубеже веков парадный портрет А. Б. Куракина вобрал в себя все достижения живописи XVIII столетия – торжественную композицию, блестящую живописную технику, выразительность детали. Великолепно передана фактура материалов: тяжелыми складками ниспадает бархатная скатерть, сияет золотая парча мундира, блестят ордена и драгоценности, переливается муар орденских лент. В портрете передана сложность человеческой индивидуальности: сквозь надменную снисходительность и барское высокомерие проглядывает легкая грусть и меланхолия, присущие чувствительному герою эпохи сентиментализма.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет М. И. Лопухиной 1797
Холст, масло 72 х 53,5
В портрете Марии Ивановны Лопухиной (1779–1803), урожденной графини Толстой, сформулирован эстетический идеал сентиментализма. Художника особенно привлекают нюансы в состоянии человека, жизнь его души. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения. Неясные, размытые контуры, сложные градации холодноватого колорита, переливающегося голубыми, сиреневыми, зеленоватыми, серебристыми оттенками, объединяют фигуру и пейзаж в единый гармоничный, музыкальный образ. Яркой голубизне васильков, цветущих во ржи, вторит насыщенный тон пояса героини, золотистые колосья перекликаются по цвету с цепочкой, украшающей руку Лопухиной, розовато-сиреневый шарф «соседствует» с поникшими розами. Васильки, колосья ржи, склонившиеся ветви олицетворяют образ сельского пейзажа, которому соответствуют изысканно простое одеяние героини, мягкое, задумчивое выражение ее лица. Человек эпохи сентиментализма стремится слиться с естественной природой, ощутить себя частью живой натуры
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Михаила Десницкого Не датировано
Холст, масло 75,5 хб2
Михаил Десницкий (1761–1821), в миру Матвей Михайлович, изображен в епископском облачении, с панагией, крестом и орденами Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны I степени. Насыщенная декоративная цветовая гамма построена на сочетании красного, черного и золотого. Михаил Десницкий был сыном пономаря, обучался в семинарии Троице-Сергиевой лавры, слушал курс богословия в Московской Духовной академии и лекции в Московском университете. Был близок масонам. Получив прекрасное образование, он служил в церкви Иоанна Воина, «что на Якиманке». Вся Москва собиралась на его проповеди, привлеченная их ясностью, легкостью и простотой. Сама Екатерина II дала высокую оценку его деятельности. Талантливого проповедника переводят в Санкт-Петербург. В 1799, овдовев, Десницкий принял пострижение и был возведен в сан архимандрита; в 1802 – в сан епископа Старорусского. Занимал кафедру в Чернигове (1803–1818). В 1814 стал членом Священного Синода. Лучшие проповеди вошли в специальные сборники.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Муртазы-Кули-хана 1796
Холст, масло 58,7 х 41,5
Муртаза-Кули-хан, парадный портрет которого был исполнен Боровиковским по заказу Екатерины II, был братом персидского шаха Ага-Магомета. Спасаясь от преследований брата, он был вынужден приехать в Петербург, где был благосклонно встречен императрицей. Муртаза-Кули–хан прожил в российской столице около года. Портрет Муртазы-Кули-хана полностью укладывается в традиционную схему парадного портрета. Однако необычность, даже некоторая экзотичность самой модели выводит портрет за рамки привычного для искусства XVIII века репрезентативного изображения высокопоставленной персоны. Тонкое «восточное» лицо обладает ярко выраженной индивидуальностью. В нем присутствуют и грусть, и меланхолия, и загадочность – богатая гамма чувств, к отражению которой так стремились художники эпохи сентиментализма. Гористый пейзаж, на фоне которого изображен герой, тематически связан с фигурой.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Н. И. Дубовицкой 1809
холст, масло 71,2 х 58,4
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет неизвестной в желтой шали 1800
холст, масло 75,2 х 61,6
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет неизвестной в зеленом венке
не датировано
цинк, масло 15 х 11; (овал)
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет П. Н. Дубовицкого 1804
холст, масло 72,5 х 59,7
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет Павла I в белом далматике 1799-1800
Холст, масло 49 х 33,8
Портрет Павла I (1754–1801) – эскиз к большому парадному изображению императора, написанному Боровиковским для конференц-зала Императорской Академии художеств. В 1799 в Зимнем дворце Павел возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. В документах, связанных с коронацией, обер-церемониймейстер Валуев пишет: «Павел прежде других регалий велел возложить на себя так называемый "далматик" из бархата – древнюю одежду византийских императоров, возложил на себя венец, после чего новгородский митрополит вручил ему скипетр и державу, затем возложил цепь ордена Андрея Первозванного и потом уже порфиру». Император представлен на портрете в торжественном одеянии, в котором он желал видеть себя на парадных изображениях. Павел стоит на возвышении у трона, на фоне уходящей в глубину фантастической дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет поэта Г. Р. Державина 1795
картон, масло 28,7 х 23,5
Портрет знакомого Боровиковского, крупнейшего русского поэта допушкинской поры Гаврилы Романовича Державина (1743–1816), написанный с натуры, представляет героя, облаченного в светло-синий сенаторский мундир, с орденом Святого Владимира II степени на красной ленте, на фоне рабочего кабинета, в окружении книг и деловых бумаг. Служитель муз и государственный деятель, автор многочисленных поэтических творений и сенатор, кабинет-секретарь Екатерины II, президент Коммерц-коллегии, министр юстиции – Державин предстает на портрете как истинный представитель эпохи Просвещения, гармонично сочетающей в себе разум и чувства, эмоциональное и рациональное начала. Это небольшое, камерное по формату произведение не лишено парадных черт. Рука Державина демонстративно указывает на деловые бумаги и рукописи, лежащие на столе. Среди них знаменитое творение Державина – ода «Бог», прославившая поэта и переведенная на все европейские языки.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет сестер княжон А. Г. и В. Г. Гагариных 1802
Холст, масло 75 хб9,2
На портрете Анны Гавриловны (1782–1856) и Варвары Гавриловны (1784–1808) Гагариных представлены дочери действительного тайного советника князя Г.П.Гагарина. Одна из изображенных – А.Г.Гагарина впоследствии стала женой майора П.В.Головина и в его подмосковном имении Деденево (Новоспасское) основала женское общежитие, на основе которого в 1861 году возник Спасо-Влахернский женский монастырь. Девушки, изображенные на фоне зелени парка, музицируют. Одна из них поет, другая аккомпанирует ей на гитаре, демонстрируя излюбленное в сентиментализме «родство душ». По сравнению с более ранними произведениями Боровиковского в портрете сестер Гагариных более явно проступают черты позднего классицизма. Художественный язык становится более определенным, ясным и конкретным, колорит приобретает яркость и локальность цветов, контуры четче очерчены, в картине появляется намек на сюжет, рассказ.
Боровиковский Владимир Лукич
Портрет торжковской крестьянки Христиньи около 1795
картон, масло 24 х 19 (овал)
Торжковская крестьянка Христинья жила в доме друзей Боровиковского Львовых и была кормилицей их дочери. Христинья предстает перед зрителем в национальном костюме, на фоне прозрачно-голубого неба и зеленоватого занавеса. Живописец любуется нежным лицом, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником. В живописи одежды и фона мерцают изумрудно-зеленые, сиренево-розовые, голубые и золотистые оттенки. Они придают изображению еще большую привлекательность, создавая впечатление поэтичности и изящества образа. С неподдельной искренностью и теплотой передает Боровиковский обаяние скромной и приветливой крестьянской женщины. Хотя портрет и выполнен с натуры, Христинья выглядит не столько реальной крестьянкой, сколько воплощенной мечтой художника-сентименталиста, последователя Карамзина, утверждавшего, что «и крестьянки любить умеют!»
Бродский Исаак Израилевич
В. И. Ленин в Смольном 1930
Холст, масло 190 х 287
Художник выбирает конкретное время и место действия сюжета картины – первые месяцы советской власти, центральный комитет которой располагался в здании Смольного института благородных девиц в Петрограде. Смольный был тогда «штабом революции». Бродскому было важно передать абсолютное портретное сходство, характерность сосредоточенно-делового облика Ленина. Фигура написана практически в натуральную величину, что усиливает ощущение реальности, дает возможность зрителю почувствовать себя будто рядом с вождем. Столь же достоверно и также тщательно изображен живописцем и кабинет. Цветовой строй картины максимально приближен к реальным краскам. Художник выписывает каждую деталь, вплоть до электрического провода с розеткой. Эта конкретизация помогает усилить достоверность изображения и подчеркивает историческую значительность момента. Картина написана после смерти Ленина и призвана канонизировать образ вождя мирового пролетариата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий