четверг, 10 марта 2016 г.

Версаль (Versailles). Часть 29./ Сады и фонтаны Версаля. Часть 4,


Francois Flameng (French, 1856-1923) Un concert a Versailles


Francois Flameng (French, 1856-1923) Das Volk von Paris kommt nach Versailles


Francois Flameng (French, 1856-1923) Moliere Demanding an Audience with-King Louis XIV at Versailles


Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.


Ricois François Edme. Vue du Chateau de Versailles

В эпоху Людовика XIV Версальский парк включал 15 боскетов, своеобразно декорированных и разделенных решетками. Большинство боскетов были спроектированы Ленотром. После кончины выдающегося мастера Мансар несколько видоизменяет декор некоторых боскетов.


Lami Eugène. Escalier du parc de Versailles

Построенный в 1681-1683 годах боскет «Рокайль» назывался при Людовике XIV«бальной залой», поскольку в центре него находилась мраморная площадка для танцев. В праздничные вечера гости усаживались на ступеньки зеленого амфитеатра, а музыканты располагались над каскадом.


Vue de Salle de Bal ou Bosquet des Rocailles dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Этот уголок в его современном виде был создан художником Робером в 1774-1775 годах, когда пересаживались деревья в Версальских садах. Таким образом, он отвечает не «французскому» типу парка, созданному Ленотром, а тяготеет скорее к паркам «английского» типа, распространенным в конце XVIII века.




















Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли. (296x524, 70Kb)Боскет Королевы создается в современном виде в 1775-1776 годы в результате пересадки парка, осуществленной по приказу Людовика XVI. Его планировка выполнена в соответствии с принципами парков «английского» типа на месте находившегося здесь прежде знаменитого Версальского садового лабиринта; этот лабиринт, состоящий из многочисленных узких аллей, скрывающих 39 фонтанов, был разбит в 1666 году по проекту Ленотра. Но, к сожалению, этот восхваляемый во всех путеводителях XVII века уголок постепенно пришел в запустение и был уничтожен в 1774 году.

Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли. 

Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа. Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.


«Вход в Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой ​​первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина. С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.




«Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного Исааком де Бенсерадом. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.


Жан Котелль

Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.










Жан Котелль

В 1778 году по распоряжению Людовика XVI на месте Лабиринта был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка.

Сквозь занавес листвы просвечивают лесопосадки, реализованные в шахматном порядке, которые были высажены здесь на месте двух вырубленных боскетов: Северного боскета «Дельфин» и Южного - «Жирандоль». Южные и симметричные им Северные площадки «в шахматном порядке» украшены мраморными термами, выполненными в Риме учениками Французской академии по моделям Пуссена для суперинтенданта Фуке; впоследствии были перекуплены Людовиком XIV.


Фонтан боскета «Жирандоль». По краям небольшого бассейна расположены «заросли» тростника, из которых вылетают наклонные струи. Они падают на маленький островок, посередине которого бьет водяной столб. 






Боскет «Жирандоль»

Вырытый в 1672 году Зеркальный бассейн входил в ансамбль, называвшийсяКоролевским островом. Когда в XIX веке Людовик XVIII велел архитектору Дюфуру реставрировать Версаль, Королевский остров, превратившийся к тому времени в болото, заменили лужайками и цветниками, и назвали садом Короля.


Боскет Остров Короля и Зеркальный бассейн, автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.

Этот окруженный изгородью сад, спланированный на английский манер, был засажен экзотическими деревьями и редкими растениями. Зеркальный бассейн (или «Лужайка»), отделенный от острова дорогой, - единственная сохранившаяся деталь оригинального ансамбля XVII века.






Боскет Каштановая роща, имеющий продолговатую форму, когда-то назывался античной или Водной галереей; его засадили в 1680-1683 годах; центральная аллея, засаженная апельсиновыми деревьями и тисами, пересекала его, повсюду били многочисленные фонтаны.


Античная галерея, автор Жан Жубер, около 1693 г.

24 античные статуи обрамляли эту аллею. В 1704 году боскет подвергается значительным трансформациям и вскоре превращается в Каштановую рощу - «зал», украшенный античными мраморными бюстами и двумя статуями.


Жан-Батист Мартен - Античная галерея в Версале

От первоначального проекта сохранились лишь контуры и два круглых фонтана, расположенные с двух сторон боскета.




Павильон «Колоннада», созданный архитектором Ардуэном-Мансаром, начал строиться в 1685 году и долго служил концертным залом.


Колоннада, автор Жан Котелль, около 1693 г.

До 1684 года здесь на месте колоннады находилась созданная Ленотром Родниковая роща с извилистыми тропинками, пересекавшими многочисленные ручейки.










19 июня 1684 года маркиз де Данжо записал в своем журнале: «Король велел построить мраморную колоннаду с большими фонтанами на месте родников».






В центре павильона располагается скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину», копия с оригинала Жирардона.


Vue du Bosquet de la Colonnade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


Giovanni Boldini. Kolonnade


Франсуа Фламенг (1856-1923). Купание придворных дам XVIII века.

Исполненные по эскизам Лебрена фонтаны «Осень» и «Зима» посвящены Бахусу и Сатурну, а фонтаны «Весна» и «Лето» - флоре и Церере. В 1668 году в честь «Большого королевского дивертисмента» на месте фонтанов «Осени», «Зимы» и «Лета» были установлены временные театры. Самым пышным из них был театр, сооруженный Карло Вигарини, в котором сыграли пьесу Мольера и Люлли «Празднества Любви и Бахуса». Зал был рассчитан на 1200мест, сцена 12-ти метровой ширины была освещена хрустальными люстрами с тремястами свечами.






Фонтан «Осень»


Фонтан «Зима»












Фонтан «Зима»


Фонтан «Весна»














Фонтан «Весна»


Фонтан «Лето»








Фонтан «Лето»

Боскет «Купольных павильонов» сначала назывался боскетом Славы по имени статуи, установленной в центре восьмиугольного фонтана.


Боскет купольных павильонов, автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1677-1678 годах Мансар расположил здесь друг против друга два павильона под куполами; отсюда и пошло нынешнее название этого боскета. 
























Боскет купольных павильонов, автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1684 году статую Славы перенесли в другую часть парка, и через два года здесь установили новые скульптуры из грота Фетиды, снесенного во время строительства Северного крыла дворца.














Giovanni Boldini. Scene Galante (wahrscheinlich Bosquet des Dômes)


Giovanni Boldini. Les Dômes (Versalles)

В 1671 году Ленотр создал боскет называвшийся «Залом Совета или залом Балов». Но в 1704-1705 годы Мансар его перестроил, назвав боскетом Обелиска


Зал Балов или Зал Совета, автор Этьен Аллегрен, около 1688 г.


Martin Pierre Denis. Vue du bosquet de la Fontaine de l'Obélisque dans les jardins de Versailles en 1713 (au deuxième plan Louis XIV à la promenade)

Фонтан «Обелиск» окружен бордюром из камышей, из которых бьют 230 фонтанных струй, соединяющихся в водную пирамиду, высота которой достигает 25 метров.








Фонтан «Энкелад» был реализован Гаспаром Марси в 1675 -1677 годах из свинца, первоначально покрытого позолотой. Сюжетом послужила легенда о погребении Титанов под каменными глыбами Олимпа, на который они, несмотря на запрет Юпитера, собрались взобраться.


Боскет Энкелад, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du Bosquet de l'Encelade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Скульптор изобразил гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью. 




















Боскет Водного театра — Боскет Зеленого круга. Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами. В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет. 


Боскет Водного театра — вид на сцену, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue de la partie supérieure du bosquet du théâtre d'eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зеленого круга.


Водный театр — вид на амфитеатр, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue de l'entrée du bosquet du Théâtre d'Eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Боскет Водная гора — Боскет Звезды. Изначально спланированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленая комната, этот боскет включал тропинку, опоясывающую центральный пятиугольный участок. В 1671 году боскет расширили, добавив более продуманную систему тропинок, которые усиливали новый центральный водный элемент — фонтан, напоминающий гору, — отсюда появилось новое название боскета: Боскет Водная гора. Боскет полностью перестроили в 1704 году и дали ему новое название Боскет Звезды.


Боскет Звезды или Водная гора, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du bosquet de l'étoile ou montagne dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В северной части парка, между «Зеленым кругом» и «Звездой», в некотором отдалении от проторенных аллей, укромно расположился круглый фонтан, в середине которого возвышается каменная отмель. Это - «Детский остров», шедевр свежести, появлением которого мы обязаны скульптору Арди. На камнях играют с цветами шестеро обнаженных детей, поодаль - двое других забавляются в воде фонтана. Выражение тел и лиц, проникнутое нежным весельем, приводит в изумление посетителей, случайно набредших на этот затерявшийся в зелени парка боскет.


Фонтан Детский остров.А.Н.Бенуа (1870-1960) Прогулка Короля. 1906г.


Фонтан Детский остров.Versailles. Bosquet de Enfants dorés (c.1912)




Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель). Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас. Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн. 


Боскет Трёх Фонтанов, автор Жан Котелль, около 1693 г.

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru
Боскет Трёх Фонтанов, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du Bosquet des Trois fontaines dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны. Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах. 








В 1830 году в боскете пересадили растения, и с этого времени фонтаны замолчали. Во время ураганов 1990 и 1999 годов парку был нанесен значительный ущерб. Боскет Трёх Фонтанов торжественно открылся после реставрации 12 июня 2004 года.






Боскет «Триумфальная Арка». Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре.


Vue du Bosquet de l'Arc de Triomphe prise du côté du Bassin du Dragon, avec Vénus accueillant Mars de Cotelle Jean, le Jeune


Vue du Bosquet de l'Arc de Triomphe dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета. 


Vue du Bosquet de l'Arc de Triomphe avec le groupe de la France triomphante dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


Vue du Bosquet de l'Arc de Triomphe prise du côté du Parterre du Nord dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Как и Боскет Трёх Фонтанов, этот боскет пережил реконструкции 18-го века, но был засажен новыми растениями в 1830 году и в этот год фонтаны закрыли. 









Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона.Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду; в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказе Мадам де Монтеспан при Людовике XIV. 


Боскет "Заводь", автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1704 году Мансар заново пересматривает декор, который отныне гармонично сочетается с перенесенными сюда из боскета Купольных павильонов (после разрушения грота Фетиды) скульптурной композицией «Солнечные кони». Этот ансамбль, созданный в 1664-1672 годы, включал три группы: «Служащие Аполлону нимфы» состояли из четырех главных статуй работы Жирардона, трех фигур меньшего размера, созданных Реноденом, а также двух конных групп работы Герена и братьев Марси. В центре бассейна - свинцовый с позолотой карниз, опиравшийся на цоколь - несколько скрывал все эти произведения.


Боскет "Купальня Аполлона", автор Пьер-Дени Мартен (Мартен младший), около 1713 г.

В таком виде боскет существовал до 1776 года. Затем Людовик XVI приказал заново пересадить парк, а художнику Робберу заказал новый проект композиции грота Аполлона. В 1778 году была осуществлена новая планировка в модном английско-китайском стиле. С тех пор огромный каменный грот с высокими колоннами, представляющий дворец Фетиды, с трех сторон окружает три знаменитые скульптурные группы.Новый боскет получил новое название — Грот Аполлона. Именно таким мы видим боскет в наши дни.

























Комментариев нет:

Отправить комментарий