четверг, 10 марта 2016 г.

Версаль (Versailles). Часть 7.









План расположения основных внутренних апартаментов Большого Королевского дворца



1. Королевский внутренний двор; 2. Апартаменты дофина, наследника трона; 3. Комнаты "Mesdames" дочерей Людовика XV; 4. Королевская часовня; 5. Галереи 17-го столетия; 6. Королевская опера; 7. Галерея битв; 8. Салон Геркулеса (Геракла); 9. Салон Изобилия; 10. Салон Венеры; 11. Салон Дианы; 12. Салон Марса; 13. Салон Меркурия (Гермеса); 14. Салон Апполона; 15. Салон Войны; 16. Зеркальная галерея; 17. Салон Мира; 18. Спальня королевы; 19. Дворянский салон; 20. Зал для совместных обедов или Вестибюль королевы; 21. Зал стражи или Зал гвардейцев; 22. Салон "Бычий глаз" или второй вестибюль; 23. Спальня короля; 24. Кабинет королевского совета.

Пройдя по лоджии, прилегающей к лестнице Королевы, мы пересекаем зал Караула и Первую переднюю (или Аванзал Большого столового прибора); строгое убранство этих двух залов относится к 1692 году. Затем мы попадаем в Приемную с Овальным окном, это окно, расположенное в нижней части плафона, расписанного сценами детских забав, по форме напоминает бычий глаз, отсюда и пошло его название. 

Лестница Королевы.

Первая, построенная в 1672 году лестница, была также из мрамора, затем в 1681 году ее заменили новой, которую можно видеть сегодня. Необходимо было придать ей современные размеры, которые бы гармонично сочетались с только что законченной лестницей, ведущей в покои Короля с противоположной стороны дворца. Архитектурный фон настенной росписи в жанре обманной перспективы принадлежит кисти Менье, Персон выполнил фигуры персонажей, а Белен де Фонтене цветочные мотивы. Барельефы в стиле «позолоченного металла» над дверьми произведение Легро и Массу. 




Child in party.Philippoteaux, Félix Henri Emmanuel, 1815 - 1884


Louis XIV recevant le Grand Condé dans le grand escalier de la reine à Versailles après sa victoire de Seneff en 1674, par Charles Doerr (1825-1894).




Лестница Королевы соединяла апартаменты короля и королевы. Построена (1679–1681) по проекту Ж.Ардуэн-Мансара. Декор: разноцветный мрамор, барельефы из позолоченного металла, настенные росписи.

Зал Караула Королевы.

До 1676 года на этом месте находились трибуны часовни, которая затем была перенесена в соседнее помещение. Тогда настелили пол и мраморными панелями украсили стены. В 1680 году здесь оборудуется зал Караула Ее Величества.

Над дверьми укрепляются барельефы из позолоченного металла, выполненные Легро и Массу.




Живописное убранство составляют полотна Ноэля Куапеля; пять центральных фрагментов его плафонной росписи первоначально предназначались для салона Юпитера (расположенного на месте сохранившегося до наших дней салона Войны).














На угловых полотнах фриза художник изобразил придворных Людовика XIV, как бы склонившихся над ложной балюстрадой.






Две картины, расположенные над камином и на противоположной стене, также посвящены легенде Юпитера это «Принесение в жертву Властителя Олимпа» и «Корибанты, танцами мешающие Сатурну услышать крики молодого Юпитера». Справа от камина заметна дверь, ведущая во Внутренние кабинеты Королевы. 





Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Ноэль Куапель. Принесение в жертву Властителя Олимпа





Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Ноэль Куапель. Корибанты, танцами мешающие Сатурну услышать крики молодого Юпитера








Салон Большого столового прибора.

В XVIII веке здесь ужинали Король и Королева в присутствии придворных, откуда и пошло название Большого столового прибора.















Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Элизабет-Луиза Виже-Лебрен. Портрет Марии Антуанетты с детьми

Вместе с тем, его называли также приемной Королевы. В самом деле, посетители, которым Королева назначила аудиенцию, ожидали в этом зале приглашение пройти к государыне в Дворянский салон или Комнату Королевы. Кроме этого, в этом зале давались театральные представления. В 1671 году в нем была установлена небольшая разборная сцена. Позднее Мария Антуанетта распорядилась пристроить к восточной стене ложу для музыкантов, а во время бальных вечеров ложный потолок скрывал расписанные стены.


Нижнюю часть стен украшали мраморные панели, а под потолком проходил карниз с консолями и небольшими позолоченными трофеями. По углам потолка располагаются большие позолоченные трофеи, а над ними Амуры. Центральная часть плафонной росписи работы Клода Виньона не сохранилась, ее заменили старинной копией картины «Шатер Дария», принадлежащей кисти Ле Бруна. Другие живописные полотна Виньона украшают нижнюю часть свода. 












Шарль Ле Брун - Королева Персии у ног Александра (Шатер Дария)





Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Аделаида Лабий-Гийар. Посмертный портрет Луизы-Елизаветы Французской, с сыном Фердинандом, будущим герцогом Пармским

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Аделаида Лабий-Гийар. Мария-Аделаида Французская

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Элизабет-Луиза Виже-Лебрен. Мария-Антуанетта, королева Франции

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Аделаида Лабий-Гийар. Мария-Тереза-Луиза-Виктория Французская, называемая мадам Виктуар, у статуи Дружелюбия во дворце Бельвё

Аванзал с овальным окном или Салон «Бычий глаз».

Ежедневно в этом зале, убранство которого завершилось лишь в 1701 году, у дверей в Комнату Короля придворные ожидали, когда наступит момент церемонии «утреннего вставания» или «вечернего отхода ко сну». 




François de Troy. The Princess Palatine with a valet. 1680.


Jean Nocret. Anne Marie Louise d'Orléans holding a portrait of her father the late Duke of Orléans








Jean Nocret.The Family of Louis XIV as the Roman Gods 1670

Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано. Над каминной доской была вывешена знаменитая работа "Noli me tangeres" голландского художника Ламбера Сустриса. В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном, который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.


Noli me tangere. Ламбер Сустрис, вторая половина 16-го века

Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона.








Pierre Mignard. Louis XIV (1638-1715) vêtu à la romaine

Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти.










Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении Больших покоев Короля и Зеркальной галереи, к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV.








Pierre Mignard. Philippe II d'Orléans, Le Régent 1693


Jean Nocret. Königin Marie Thérèse


Pierre Mignard. Monsieur Philippe I with his favourite daughter Marie Louise, Versailles




















Louis XIV by Coysevox

Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе "Есфирь, упавшая в обморок" и "Юдифь с головой Олоферна", а также золоченая обстановка – все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля


Есфирь, упавшая в обморок работы Паоло Кальяри, названного Веронезе, последняя четверть 16-го века


Паоло Кальяри. Юдифь с головой Олоферна

Комментариев нет:

Отправить комментарий