вторник, 15 марта 2016 г.

Живописные портреты из собрания Государственной Третьяковской Галереи|Часть первая: литеры А-Б


Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в русском костюме 1784 Холст, масло 67 х 53,6

Портрет создан под влиянием распространившегося в русском искусстве стиля классицизм и нарождающегося сентиментализма. Оба стилистических направления оказали влияние на художественное решение произведения. Прекрасный, возвышенный женский образ преисполнен достоинства, особой гармонии внутреннего мира. Спокойное, ясное, с легкой улыбкой лицо героини, плавный силуэт ее фигуры, устойчивая, уравновешенная композиция портрета, локальный колорит – во всем видны классицистические черты. Изображение молодой женщины, настроение, с которым она написана, отражают характерный для сентиментализма интерес к крестьянству, живущему «естественной» жизнью на лоне природы, вдали от городской суеты. Одежда модели этнографически точно воспроизводит праздничный крестьянский женский костюм Московской губернии. Существует предположение, что на портрете изображена актриса крепостного театра графов Шереметевых певица Анна Изумрудова-Буянова.



Аргунов Николай Иванович Портрет Н. А. Грибовской урожденной Чистяковой 1795 холст, масло 67 х 53



Аргунов Иван Петрович Портрет Б. В. Шереметева в конногвардейском мундире 1775 холст, масло 62 х47



Аргунов Иван Петрович Портрет главного архитектора адмиралтейства М. Н. Ветошникова 1787 холст, масло 86 хб7



Аргунов Иван Петрович Портрет Т. А. Ветошниковой 1786 Холст, масло 85,2 х 67,5




Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Девушка с кувшином 1927 Холст, масло 108 х 67




Антропов Алексей Петрович Портрет А. В. Бутурлиной



Антропов Алексей Петрович
Портрет Д. И. Бутурлина
1763
Холст, масло
60,9 х 47,7

Дмитрий Иванович Бутурлин (1703–1790) – коллежский асессор, образцовый помещик, рачительный хозяин, владелец знаменитого села Палех во Владимирской губернии. Его портрет, а также портрет его жены, А.В. Бутурлиной, А.П. Антропов написал в период расцвета своей творческой деятельности. Простота, скромность и внутренняя значительность определяют образ, созданный художником. Энергичное, с крупными чертами лицо, живой, направленный прямо на зрителя взгляд отражают ясный природный ум этого человека, его способность к самостоятельным суждениям, твердость характера. Портрет написан во второй половине жизни художника, когда его творчеству присущи лаконизм и обобщенность выразительных средств – композиции, колорита, линий и объемов. Глубокий синий цвет костюма Бутурлина оживлен светлым орнаментальным узором, трактованным еще плоскостно и условно: связь с традициями парсуны XVII века была у Антропова достаточно ощутимой. Портрет Д .И. Бутурлина является парным к портрету А. В. Бутурлиной.




Антропов Алексей Петрович
Портрет М. Д. Бутурлина 1763
Холст, масло 61,5 x 48,5




Антропов Алексей Петрович Портрет А.М.Измайловой 1759 Холст, масло 57,2 х44,8

Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой (1703–1761), урожденной Нарышкиной, ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны, – одно из самых известных произведений Антропова. Лицо героини с крупными выразительными чертами выдает сильную, властную, волевую натуру. Решительному характеру Измайловой соответствует и живописный строй произведения. Насыщенная цветовая гамма построена на звучном сочетании контрастных сине-голубых, розовых и белых цветов. Яркий колорит придает портрету декоративность, присущую произведениям народного искусства. Художник не стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своей героини, он фиксирует лишь статичные, постоянные качества ее натуры. При этом как истинный представитель своей эпохи Антропов не забывает и об общественном статусе модели. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.



Антропов Алексей Петрович Портрет детей автрийской императрици Марии Терезии 1760
Холст, масло 92 х 72

Мария Терезия (1717-1780), с 1736 - жена Франца Стефана Лотарингского (1708-1765; с 1745 - Франц I). C 1740 - австрийская государыня. Изображены их дети: эрцгерцогини Мария Юзефа (1751-1767), Мария Каролина (1752-1814), Мария Антуанетта (1755-1793), в будущем жена французского гороля Людовика XVI, и эрцгерцог Максимилиан Франц (1756-1801).




Антропов Алексей Петрович Портрет императрицы Екатерины II 1762
холст, масло 48 х 37,3




Антропов Алексей Петрович Портрет княгини Т. А. Трубецкой 1761
Холст, масло 54 х 42

Татьяна Алексеевна Трубецкая – дочь обер-прокурора Синода князя А.С.Козловского, сестра писателя Ф.А.Козловского. Он был близко знаком с виднейшими литераторами второй половины XVIII века – Д.И.Фонвизиным, М.М.Херасковым, Н.И.Новиковым, В.И.Майковым. В основу образной характеристики героини портрета положены неизменные, статичные свойства ее натуры. Для художника середины XVIII века особенно привлекательными были выразительные, декоративные возможности самой живописи. Колорит произведения построен на контрастном соединении простых, но звучных и глубоких цветов – локального красного и зеленого. В сочетании с ними обилие крупных, ярких украшений – бантов, рюшей, розанов – создает образ простоватой, бесхитростной, возможно, несколько ограниченной в своих душевных потребностях женщины





Антропов Алексей Петрович
Портрет неизвестного 1760-е
холст, масло 53,5 х44,5 (овал)

Неизвестный изображен в мундире лейб-гвардии Семеновского полка.




Антропов Алексей Петрович
Портрет неизвестного в красном камзоле 1766
холст, масло 61,6 х48,5

Неизвестный изображен в мундире обер-офицера лейб-гвардии Конного полка.




Антропов Алексей Петрович
Портрет неизвестной 1760-е
холст, масло 53 х43,8 (овал)

Портрет приобретен в 1948 у М .М. Успенского, Москва




Антропов Алексей Петрович
Портрет Петра III 1762
Холст, масло 250 х 179


Петр III (Петр Федорович; Карл Петр Ульрих; 1728–1762), племянник императрицы Елизаветы Петровны, сын ее сестры Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского. Родной внук Петра I. С 1761 – российский император. В 1762 был свергнут с престола своей женой, будущей императрицей Екатериной II. Петр III представлен в энергичной позе, с вытянутой, как во время прохождения церемониальным маршем, ногой. Художник достоверно и добросовестно передает все особенности характерной внешности героя, на чем настаивал сам высокий заказчик. Выразительная в своей неправильности фигура императора изображена в пышном дворцовом интерьере. В картине присутствуют все атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава, горностаевая мантия, брошенная на трон. В руке императора держит маршальский жезл, а на дальнем плане видна сцена сражения, намекающая на военный «гений» героя портрета. Густые сочные краски, сочетание локальных, насыщенных зеленых и красных тонов с золотом придает необходимые для парадного портрета великолепие и торжественность.




Баризьен (Паризе) Фридрих Гартман (Хартман, Хартмут)
Портрет Я.А.Шубского 1765
Холст, масло 142 х 108 

Ф.Г. Баризьен был одним из многих иностранных художников, приехавших в Россию в середине XVIII столетия. Как и его соотечественники, он работал как мастер театральных декораций, писал декоративные панно и плафоны, а также обращался к жанру портрета. Большой портрет Якова Алексеевича Шубского, в живописном решении которого преобладает интенсивный красный цвет с небольшими вкраплениями черного и золотого, несет в себе ярко выраженный отпечаток декоративного и декорационного искусства. Яков Алексеевич Шубский, придворный певчий, был возведен в дворянское достоинство императрицей Елизаветой Петровной. Будучи благотворителем Московского Воспитательного дома, в январе 1765 он пожертвовал ему свое имение. В знак благодарности Совет опекунов заказал Баризьену портрет Шубского, который до 1917 находился в собрании Воспитательного дома. Впоследствии Шубский постригся в монахи и поселился в Сумском монастыре.




Басин Петр Васильевич
Портрет неизвестной с девочкой 1822
холст, масло 52,6 х 37,8




Басин Петр Васильевич
Портрет художника С. Ф. Щедрина 1822
холст, масло 46 х 37

На портрете изображен крупнейший русский пейзажист начала XIX века Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830). С его творчеством связано становление романтизма в русском пейзаже. Отправившись в Италию в качестве пенсионера Императорской Академии художеств, Щедрин остался там на всю жизнь. Жил в Риме, Неаполе и его окрестностях – в Сорренто, Вико, Амальфи, Поццуоли, на острове Капри. Щедрин считается одним из основоположников итальянской национальной пейзажной школы, так называемой «школы Позиллипо». Портрет, несмотря на небольшой формат, выполнен в парадном ключе. Художник представлен торжественно, как признанный мэтр, на фоне пышного занавеса в свободно ниспадающем плаще с элегантной золотой цепочкой. В глубине – купол собора Святого Петра в Риме.




Бельский Михаил Иванович
Портрет композитора Д. С. Бортнянского 1788
холст, масло 65,7 х 52,3




Березин Иван Козмич (Космич)
Портрет Е. Н. Тишининой в детстве 1758
Холст, масло 101 х 86,6




Березин Иван Козмич (Космич)
Портрет К. И. Тишининой 1759
Холст, масло 214 х 160

Ксения Ивановна Тишинина (1736–1757), урожденная Тарбеева, первая жена богатого и просвещенного ярославского помещика Н.И.Тишинина. Портрет К.И.Тишининой тяготеет к примитивистскому провинциальному портрету. Сильны в нем и отголоски парсуны – раннего русского портрета XVII столетия. Это и невыраженность индивидуальности, характера портретируемой, и невыразительность ее лица, застылость и статичность фигуры, преобладание большого локального пятна, увлеченность "узорочьем" в написании отделки ее платья, условность фона и отдельных деталей. Работая над этим портретом, провинциальный художник И.К.Березин использовал оригинал И.Я.Вишнякова, исполненный в 1755 году и находящийся в настоящее время в Рыбинском историко-художественном музее.





Биргер Борис Георгиевич
Портрет литературоведа А. Морозова 1960-е
Холст, масло 87 х 67

Поступление 2007. Приобретено за счёт пожертвования Г.С.Проскуряковой




Богородский Федор Семенович
Братишка 1932
Холст, масло 106 х 86

Отсутствие сложной событийности – характерная черта многих тематических полотен 1920-х годов. Чаще всего художники, и Богородский в том числе, акцентируют не исключительность события, а исключительность времени, в котором это событие протекает. Он стремится выразить общую суровую атмосферу, которая окружает его самого и героев его картин. "Братишка" – автопортрет художника. Картина написана через 10 лет после его пребывания на посту комиссара Донской и Волжско-Каспийской флотилий. Образ революционного матроса, "братишки", близок художнику, это своеобразный портрет-тип. Полотно вызывает симпатию зрителей, хотя говорить о живописной или композиционной многозначительности не приходится. На выставки и в музеи пришел новый зритель, и художники АХРР стремились художественными средствами приблизить произведения искусства к этим зрителям. Живописный строй картины незамысловат, хотя И.Грабарь увидел в самой личности Богородского много интересного. "Его повышенный жизненный тонус отражается на всем, к чему он прикладывает руку", – писал Грабарь.




Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Водоем 1902
Холст, темпера 177 х 216

В картине отсутствует сюжетная завязка: изображены две погруженные в созерцание дамы в старинных платьях на фоне пейзажа. Известно, что художнику позировали его сестра Елена Борисова-Мусатова и невеста Елена Владимировна Александрова, но это не портреты, а образы Вечной женственности. Большая часть композиции занята зеркалом водоема. В картине нет неба, но его голубизна озаряет все пространство. Очертания водоема напоминают огромное око, в котором отражается небесный свод. Дамы представлены в состоянии мистической отрешенности. Направление взоров героинь определяют два пространственных вектора, один устремлен в бездонную чашу водоема, другой – в бесконечность неба. Используя приемом "двойной рамы" – картины и водоема – художник погружает зрителя в "отраженный" мир. Спиральные струящиеся линии мягко перетекают от формы к форме, объединяя абрис берега, силуэты фигур, отражения деревьев, затягивая в бездну, в омут "дремлющих на дне воспоминаний"

Комментариев нет:

Отправить комментарий