Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
А. С. Пушкин
А. С. Пушкин
… Спадают с плеч классические шали,
Расплавленный страданьем крепнет голос.
И достигает скорбного закала
Негодованьем раскаленный слог…
О. Э. Мандельштам
Расплавленный страданьем крепнет голос.
И достигает скорбного закала
Негодованьем раскаленный слог…
О. Э. Мандельштам
Василий Тропинин (1776-1857) - Женщина в окне (Казначейша). 1841
У многих народов (немцев, французов, англичан, поляков, турок, русских и др.) слово "шаль" звучит примерно одинаково, так как заимствовано из персидского языка, и обозначает тканое или вязаное полотнище разного вида и размера (квадратное, длинное прямоугольное или в виде прямоугольного треугольника). Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным, придать строгость костюму или, напротив, смягчить его "деловитость", в конце концов, просто согреться в холодные осенние или зимние дни. В русском языке есть еще слово "полушалок" или, как поется в известной песне, "полушалочек" ("Стою на полустаночке в цветастом полушалочке…"). Так называют небольшую шаль.
Jean Francois Portaels (1818-1895)
Jean Francois Portaels (1818-1895)
Elisabeth Vigee LeBrun (1755-1842) / Джузеппина Грассини (1773- 1850) в роли Заиры
Считается, что первые шали, тонкие и вместе с тем теплые, были изготовлены в XV веке в городе Сринагар, что в Кашмирской долине (историческая область в Азии, ставшая в прошлом столетии частью индийского штата Кашмир). Их делали в технике ручного ткачества из шерсти и пуха кашмирских коз. Над обыкновенной шалью три ткача работали несколько месяцев, над дорогой - от полутора до четырех лет.
Josephine Tasher de la Pagerie, Empress of France – Antoine-Jean Gros (1808)
В Европе ткани и изделия из кашмирского пуха, славящиеся красотой узора, яркими красками и необыкновенной легкостью, появились в XVII-XVIII веках. Известно, что Наполеон Бонапарт после египетского похода привез в подарок Жозефине Богарне сотни образцов восточной моды, в том числе и кашмирские (или кашемировые) шали. Она украшала ими свои наряды, порой использовала как покрывала и даже делала из них подушки. С легкой руки супруги императора кашемировые шали очень скоро стали неотъемлемой частью гардероба титулованных француженок и постепенно распространились по всей Европе. Они прекрасно дополняли платья с завышенной талией, низким декольте и маленькими рукавами - так называемую "холодную моду" в стиле ампир, подражавшую античным нарядам.
Adan Louis Emile The New Shaw
Pearce Charles Sprangue The Shawl
Alfred Stevens
The Talking Oak 1857 William Maw Egley
George Lambert: / The Red Shawl
Frank Dicksee.
Элизабет Луиза Виже Лебрен: Portrait of a Young Woman
Franz Xavier Winterhalter (1805-1873) Portrait of Madame Ackerman
Winterhalter Franz Xavier
Joseph Karl Stieler(1781- 1858)
Benjamin Constant
INGRES, Jean-Auguste-Dominique Madame Riviеre 1806.
ШАССЕРИО ТЕОДОР - Две сестры, 1843.
George Lambert / Miss Katherine Powell
Боровиковский, В. Л. / Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой.1811
Боровиковский, В. Л. / Портрет Луизы Жермен де Сталь
Карл Брюллов. "Портрет княгини Авроры Демидовой" (1837)
Олешкевич Иосиф Иванович(1777-1830)«Портрет молодой женщины»
Первые русские шали, сотканные в сложной технике двустороннего ткачества, появились в начале XIX века. Сделанные руками крепостных девушек в мастерских помещиков Н. А. Мерлиной и Д. А. Колокольцова в Нижегородской губернии, они по качеству ни в чем не уступали индийским. Пряжу для тканья пряли из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз так искусно, что она получалась тоньше волоса. Центральная часть шалей либо была гладкой - красной, голубой, белой, либо представляла собой контрастные полосы. Кайму украшали пышным многоцветным растительным узором из гирлянд и букетов цветов, абсолютно одинаковым с лица и изнанки.
Купчиха с зеркалом. Б. Кустодиев
Купавинские шали делали на Купавинской фабрике князя Н. Б. Юсупова, их носили только купчихи.Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего.
В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила".
В крестьянской и купеческой среде во второй половине XIX века предпочтение отдавали квадратным шалям с восточными мотивами – так называемым турецким. Теперь они были относительно доступны, так как вырабатывали их промышленным способом на жаккардовых станках. Но тканый рисунок для массового производства был все-таки дорог, дешевле обходилась набивка.
Во второй половине XIX века шаль из великосветских салонов перекочевала на дородные плечи купчих и мещанок. Обязательными атрибутами их нарядов в это время становятся ковровые или кружевные шали яркого цвета, поверх которых часто выпускают белый кружевной воротничок. В таких шалях писали купчих большие знатоки купеческого и мещанского быта художники Кустодиев, Маковский, Федотов.
Б. М. Кустодиев. Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1920 год.
Куликов Иван Семёнович (1875-1941)./ Девушка с туесом. 1912
Швецова Анастасия.
Федот Васильевич Сычков (1887-1958).
Виктория Харченко. Лакомка. Калужские фантазии. 2008 г
Так что шаль в Европе вообще и в России в частности, первоначально вовсе не была элементом простонародной одежды. Понадобилось около ста лет, чтобы оно спустилась по социальной лестнице от богатой аристократки до рядовой мещанки. Став доступной рядовому покупателю шаль перестала интересовать “сливки общества”. Так и сложился миф, что это старомодная фольклорная деталь женского костюма. (С)
Duffy Sheridan
Pino Daeni
Jose Miguel Roman Frances
Gabriel Picart
Jose Miguel Roman Frances
Художники Andrei Belichenko and Maria Boohtiyarova
Комментариев нет:
Отправить комментарий