При строительстве Шенонсо на Шере в XVI веке Томас Бойе снес укрепленный замок и мельницу семейства Марк и сохранил только донжон: башня Марк, которую он перестраивает в духе Ренессанса. Передний двор воспроизводит план старого средневекового замка, обнесенного рвами с водой. Рядом с башней сохранился колодец, украшенный химерой и орлом - эмблемой семейства Марк.
Двигаясь к замку, построенному на основании старой мельницы, видим монументальные входные двери. На этих резных крашеных дверях времен Франциска I расположены: слева герб Томаса Бойе, справа его супруги Екатерины Брисоне - строителей Замка, с находящейся над ними саламандрой Франциска I и надписью: "Франциск, милостью божьей король Франции и Клавдия, королева французов".
Левая дверь портала
Левая дверь портала
Правая дверь портала
Правая дверь портала
План первого этажа
• 1 - Часовня
• 2 - Библиотека
• 3 - Зеленый кабинет
• 4 - Комната Дианы де Пуатье
• 5 - Комната стражи
• 6 - Прихожая
• 7 - Салон Людовика XIV
• 8 - Лестница
• 9 - Зала Франциска I
• 10 - Галерея
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
• 2 - Библиотека
• 3 - Зеленый кабинет
• 4 - Комната Дианы де Пуатье
• 5 - Комната стражи
• 6 - Прихожая
• 7 - Салон Людовика XIV
• 8 - Лестница
• 9 - Зала Франциска I
• 10 - Галерея
(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
1. Часовня (ссылка)
Из комнаты стражи дверь с находящейся над ней статуей Девы Марии ведет в часовню. На створках этой дубовой двери изображения Христа и Святого Фомы и слова из Евангелия от Иоанна: "Простри свой перст здесь" и "Ты мой Господь и мой Бог". Современные витражи 1954 года работы мастера стекольных дел Макса Инграна, оригиналы были уничтожены во время бомбежки в 1944 году. В лоджии справа Дева Мария с ребенком из каррарского мрамора работы Мино да Фьезоле. В нефе господствует Королевская кафедра, на которой находились королевы во время мессы. На ней дата -1521 год. На стенах все еще можно прочитать надписи, оставленные шотландскими гвардейцами королевы Марии Стюарт: справа от входа, датированная 1543 годом: "Человеческий гнев не вершит справедливость Господа" и 1546 годом: "Да не будете побеждены Злом". На стенах картины на религиозные темы: "Дева Мария в голубой вуали" кисти Иль Сасоферато, "Иисус, проповедующий перед Фердинандом и Изабеллой" Алонсо Кано и "Святой Антоний Падуйский" "Успение Богородицы", худ. Жувене.
Дева Мария в голубой вуали. Иль Сасоферато
Иисус, проповедующий перед Фердинандом и Изабеллой. Алонсо Кано
Святой Антоний Падуйский. Жувене
Часовня сохранилась в годы Французской революции благодаря идее владелицы замка того времени мадам Дюпен использовать ее в качестве дровяного склада.
2. Библиотека
Из этой маленькой комнаты, которая служила библиотекой Екатерине Медичи, открывается великолепный вид на Шер и Сад Дианы.
Дубовый коробчатый потолок 1525 года итальянского стиля с маленькими висячими ключами является одним из первых такого типа во Франции. На нем инициалы Т.В.К. строителей Замка по именам Томы Бойе и Екатерины Брисоне.
Над дверью "Святое семейство" Андреа дель Сарто и по обеим сторонам:
- "Житие Святого Бруно" кисти Басано
- "Мученица" Корреджо
- "Элиодор", худ. Жувене
- два медальона "Геба и Ганимед, виночерпии богов, взятые на Олимп" французской школы XVII века.
- "Житие Святого Бруно" кисти Басано
- "Мученица" Корреджо
- "Элиодор", худ. Жувене
- два медальона "Геба и Ганимед, виночерпии богов, взятые на Олимп" французской школы XVII века.
3. Зеленый кабинет (ссылка)
Рабочий кабинет Екатерины Медичи, которая стала регенткой королевства после смерти своего супруга, короля Генриха II.
Из этой комнаты она правила Францией.
Из этой комнаты она правила Францией.
На потолке XVI века, который сохранился в своем первоначальном виде, можно различить переплетенные два "С".
Брюссельские гобелены XVI века в так называемом стиле "Аристолох", одновременно готические и Ренессанс, исключительны благодаря своему зеленому цвету, который первоначально отливал синим, и своему сюжету, навеянному открытием Америки, ее фауной и флорой: серебристые фазаны Перу, ананасы, орхидеи, гранаты, животные и растения, до тех пор неизвестные в Европе.
По обеим сторонам двери два итальянских книжных шкафа XVI века.
На стенах коллекция картин, самыми замечательными из которых являются:
- "Царица Сабейская" и "Портрет дожа" Тинторетто
- "Пьяный Силен" Иорданса
- "Самсон и лев" Голсиуса
- "Иисус, изгоняющий из храма торговцев" Жувене
- "Аллегорическая сцена", выполненная на металле Шпрингера
- "Этюд женской головы" Веронезе
- Пуссен "Бегство в Египет"
- Сальвиати "Святой Бруно"
- Ван Дейк "Ребенок с фруктами"
- "Царица Сабейская" и "Портрет дожа" Тинторетто
- "Пьяный Силен" Иорданса
- "Самсон и лев" Голсиуса
- "Иисус, изгоняющий из храма торговцев" Жувене
- "Аллегорическая сцена", выполненная на металле Шпрингера
- "Этюд женской головы" Веронезе
- Пуссен "Бегство в Египет"
- Сальвиати "Святой Бруно"
- Ван Дейк "Ребенок с фруктами"
4. Спальня Дианы де Пуатье (ссылка)
Покои принадлежали Диане де Пуатье, фаворитке короля Генриха II, которой он подарил Шенонсо. В 1559 году, после гибели Генриха II на турнире от руки капитана шотландской гвардии Габриэля Монтгомери, вдова Екатерина Медичи вернула поместье Шенонсо, отдав Диане взамен Шомон-сюр-Луар.
Камин работы Жана Гужона, французского скульптора, принадлежащего школе Фонтенбло, отмечен, так же, как и кессонный потолок, инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: буквами Н и С, сплетение которых можно было читать и как букву D от имени Дианы де Пуатье.
На камине портрет Екатерины Медичи кисти Соважа (XIX век).
Кровать с балдахином относится к началу XVII века, кресла Генриха II покрыты кордовской кожей.
На двух больших фламандских коврах XVI века представлены: - ТРИУМФ СИЛЫ, на повозке, в которую впряжены два льва, в окружении сцен из Ветхого Завета. По верхнему краю - надпись на латыни "Кто всем сердцем любит дары Божие, не уступает Благочестию"; - ТРИУМФ МИЛОСЕРДИЯ, на повозке, с сердцем в руке и указывая на Солнце, в окружении библейских сюжетов. Девиз на латыни: "Кто сохраняет сильное сердце в опасности, будет вознагражден после смерти Спасением". Слева от окна - "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ" кисти Мурильо.
Справа от камина - "Христос, лишенный одежд" кисти мастера Итальянской школы XVII века Рибальта, учителя Риберы. Под этим полотном - книжный шкаф с архивами Шенонсо, на одном из экземпляров которых, выставленном в витрине, можно узнать подписи Тома Бойе и Дианы де Пуатье.
Супруга министра двора Франции Людовика де Брезе, герцогиня де Валантинуа и фрейлина королевы, Диана сочетала в себе красоту, запечатленную на знаменитых полотнах, и не менее исключительные ум и деловую хватку.
Diane de Poitiers
Diane de Poitiers de Souchon François
Последняя черта подкреплялась страстью, которую испытывал к ней наследник престола, будущий Генрих II. В 1547 году Генрих II преподносит ей Шенонсо в виде доли во владениях двора, в благодарность за "великие и памятные услуги" оказанные ее супругом Короне.
Diane de Poitiers implore la grâce de son père à François Ier de Bitter
Daniel Maclise. Francois I & Diane de Poitiers, 1835.
Но Диана намеревалась упрочить свои владения. Проводимое ею управление было образцовым. В первую очередь она провела опись владений и имущества. Во вторую очередь сделала поместье Шенонсо рентабельным. Окружив себя опытными советниками-администраторами, герцогиня взяла все в свои руки. В третью очередь она довела Шенонсо до совершенства, соответствующего ее стремлению к славе. Одновременно с работами над внешним и внутренним убранством, в Шенонсо был устроен один из самых живописных и современных садов того времени: множество видов растений и пород деревьев.
Diane de Poitiers by François Clouet, 1571
Diane de Poitiers, duchesse de Valentinois (1500-1566), favorite d'Henri II
Diane de Poitiers (1499-1566) portant le deuil de son mari de ,D'après Clouet François
Diane de Poitiers
5. Комната стражи (ссылка)
Первоначально это была комната для солдат королевской охраны. Камин XVI века украшен гербом Томы Бойе. На дубовой двери XVI века под изображениями их святых покровителей (Святой Екатерины и Святого Фомы) помещен девиз Томы Бойе и Екатерины Брисоне, которые построили Шенонсо: "Если он вырастет, меня вспомнят", то есть: "Если мне удастся построить Шенонсо, меня будут помнить".
На стенах фламандские гобелены XVI века, на которых изображены сцены из жизни замка: сватовство, охота.
Сундуки готические и в стиле Ренессанс. В XVI веке в них хранилось столовое серебро, посуда и гобелены, с которыми двор переезжал с одного места пребывания в другое.
На потолке с выступающими балками видны два сплетенных "С" Екатерины Медичи. На полу сохранились остатки майолики XVI века.
6. Вестибюль (ссылка)
Перекрытие вестибюля состоит из ряда стрельчатых арок, смещенные замки которых образуют ломаную линию.
Капители украшены орнаментом из листьев, роз, головок ангелов, химер и рогов изобилия.
Работы были завершены в 1515 году, и вестибюль является одним из самых красивых образцов декоративной скульптуры раннего французского Возрождения.
Работы были завершены в 1515 году, и вестибюль является одним из самых красивых образцов декоративной скульптуры раннего французского Возрождения.
При входе над дверьми в двух нишах находятся статуи Св. Иоанна Крестителя (святого покровителя Шенонсо) и итальянской Мадонны во вкусе Луки делла Роббиа.
Стол для дичи из итальянского мрамора датируется эпохой Возрождения.
Стол для дичи из итальянского мрамора датируется эпохой Возрождения.
Над входной дверью современный витраж (1954 г.) работы мастера-витражиста Макса Ингранда изображает легенду Св.Губерта.
7. Комната Людовика XIV (ссылка)
В память о своем посещении Шенонсо 14 июля 1650 года Людовик XIV подарил своему дяде герцогу Вандомскому свой портрет кисти Риго - с необыкновенной рамой работы Лепотра, изготовленной из четырех огромных цельных кусков дерева, а также мебель, покрытую гобеленами из Обюссона, и столик в стиле Буля.
На камине в стиле Ренессанс саламандра и горностай напоминают о Франциске I и королеве Клавдии Французской.
На карнизе, идущем вдоль потолка с выступающими балками, инициалы супругов Бойе (Т.В.К.). Над столиком картина "Ребенок Иисус и святой Иоанн Креститель" кисти Рубенса, купленная в 1889 году на распродаже коллекции короля Испании Жозефа Бонапарта, брата Наполеона.
Кроме того, в салоне находится ряд прекрасных французских картин XVIII века:
- "Портрет короля Людовика XV" Ван Лоо
- "Принцесса Роан" Натье
- "Портрет Шамийяра, министра Людовика XIV" Нецшер
- "Портрет мужчины" Нецшер
- "Портрет Филиппа V, короля Испании" Ранк
Также большой портрет Самюэля Бернара, банкира Людовика XIV кисти Минара.
Богач Самюэль Бернар был отцом мадам Дюпен де Франкей, портрет которой кисти Натье подчеркивает ее грацию и ум. Мадам Дюпен, потомком которой была и Жорж Санд, была владелицей Шенонсо в XVIII веке. Являясь другом Энциклопедистов, она принимала в нем Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Фонтенеля, Бернардена де Сен-Пьер. Ее доброта и щедрость спасли Шенонсо от разрушения во время Французской революции.
- "Портрет короля Людовика XV" Ван Лоо
- "Принцесса Роан" Натье
- "Портрет Шамийяра, министра Людовика XIV" Нецшер
- "Портрет мужчины" Нецшер
- "Портрет Филиппа V, короля Испании" Ранк
Также большой портрет Самюэля Бернара, банкира Людовика XIV кисти Минара.
Богач Самюэль Бернар был отцом мадам Дюпен де Франкей, портрет которой кисти Натье подчеркивает ее грацию и ум. Мадам Дюпен, потомком которой была и Жорж Санд, была владелицей Шенонсо в XVIII веке. Являясь другом Энциклопедистов, она принимала в нем Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Фонтенеля, Бернардена де Сен-Пьер. Ее доброта и щедрость спасли Шенонсо от разрушения во время Французской революции.
Портрет короля Людовика XV. Ван Лоо
Принцесса Роан. Натье
Самюэль Бернар. Минар
Jean-Marc Nattier. Louise Dupin
8. Лестница (ссылка)
Из вестибюля дубовые двери XVI века открываются на лестницу.
На ее резных створках представлены Старый Закон (в виде фигуры женщины с завязанными глазами, с книгой и посохом паломника) и Новый Закон (с открытым лицом и держащую пальмовую ветвь и чашу).
Лестница, ведущая на второй этаж, замечательна тем, что это одна из первых прямых - один пролет над другим - лестниц, сооруженных во Франции по итальянскому образцу.
Потолок над ней представляет собой наклонный свод, ребра которого перекрещиваются под прямым углом, его вязка украшена ключами, а кессоны человеческими фигурами, скульптурными изображениями фруктов и цветов (некоторые из них были забиты во время Революции).
Два марша лестницы разделяются площадкой, образующей лоджию с балюстрадой, с которой открывается вид на Шер.
Начало второго пролета украшает очень красивый старый Медальон, на котором изображен бюст женщины с распущенными волосами.
На ее резных створках представлены Старый Закон (в виде фигуры женщины с завязанными глазами, с книгой и посохом паломника) и Новый Закон (с открытым лицом и держащую пальмовую ветвь и чашу).
Лестница, ведущая на второй этаж, замечательна тем, что это одна из первых прямых - один пролет над другим - лестниц, сооруженных во Франции по итальянскому образцу.
Потолок над ней представляет собой наклонный свод, ребра которого перекрещиваются под прямым углом, его вязка украшена ключами, а кессоны человеческими фигурами, скульптурными изображениями фруктов и цветов (некоторые из них были забиты во время Революции).
Два марша лестницы разделяются площадкой, образующей лоджию с балюстрадой, с которой открывается вид на Шер.
Начало второго пролета украшает очень красивый старый Медальон, на котором изображен бюст женщины с распущенными волосами.
Лестница
9. Комната Франциска I (ссылка)
В этой зале находится один из самых красивых каминов стиля Ренессанс. Над камином снова повторяется девиз Томы Бойе "Если он вырастет, меня вспомнят" - который перекликается с его гербом, находящимся над дверями.
Мебель состоит из трех французских сервантов XV века и итальянского книжного шкафа XVI века, замечательного своей перламутровой инкрустацией и слоновой костью с гравировкой пером, свадебного подарка, сделанного Франциску I и Марии Стюарт.
На стене висит Портрет Дианы де Пуатье в образе Дианы-охотницы кисти Ле Приматиса, художника школы Фонтенбло. Картина была написана в Шенонсо в 1556 году.
По обеим сторонам полотна Миревельта, Равенштейна, автопортрет Ван Дейка.
Рядом большой портрет Габриэллы д'Эстре в образе Дианы-охотницы кисти Амбруаза Дюбуа.
Рядом большой портрет Габриэллы д'Эстре в образе Дианы-охотницы кисти Амбруаза Дюбуа.
Вокруг окна висят "Архимед" кисти Сурбарана и "Два Епископа" немецкой школы XVII века.
Справа от камина "Три грации" Ван Лоо представляют трех мадемуазель де Несле, трех сестер, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV: мадам де Шатору, де Винтимиль, де Майи.
Справа от камина "Три грации" Ван Лоо представляют трех мадемуазель де Несле, трех сестер, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV: мадам де Шатору, де Винтимиль, де Майи.
Joos van Cleve. Francis I (1530)
Joos van Cleve. Portrait of Francis I, King of France
Portrait of Francis I King of France I by Francois Clouet
10. Галерея (ссылка)
Из спальни Дианы де Пуатье маленький проход ведет в Галерею.
В 1576 году Екатерина Медичи распорядилась построить на мосту Дианы де Пуатье галерею по проекту Фильбера Делорма.
Это великолепный зал для балов, длиной 60 метров, шириной 6 метров, освещенный 18 окнами, пол, которого выложен плитами из белого песчаника и аспида, его потолок покоится на выступающих балках.
В 1576 году Екатерина Медичи распорядилась построить на мосту Дианы де Пуатье галерею по проекту Фильбера Делорма.
Это великолепный зал для балов, длиной 60 метров, шириной 6 метров, освещенный 18 окнами, пол, которого выложен плитами из белого песчаника и аспида, его потолок покоится на выступающих балках.
Ее торжественное открытие состоялось в 1577 году во время празднеств, которые давала Екатерина Медичи в честь своего сына, короля Генриха III.
В концах галереи находятся два очень красивых камина Ренессанс, один из которых декоративный и украшает южные двери, которые выходят на левый берег Шера.
Медальоны на стенах были добавлены в XVIII веке, на них изображены знаменитые персонажи.
В концах галереи находятся два очень красивых камина Ренессанс, один из которых декоративный и украшает южные двери, которые выходят на левый берег Шера.
Медальоны на стенах были добавлены в XVIII веке, на них изображены знаменитые персонажи.
Во время Первой мировой войны господин Гастон Менье, владелец Шенонсо, оборудовал на свои средства госпиталь, различные службы которого размещались во всех помещениях замка.
Во время Второй Мировой Войны много людей воспользовались привилегированным расположением Галереи, южные двери которой выходили в Свободную зону, в то время как вход в Замок находился в оккупированной зоне.
Во время Второй Мировой Войны много людей воспользовались привилегированным расположением Галереи, южные двери которой выходили в Свободную зону, в то время как вход в Замок находился в оккупированной зоне.
Галерея Медичи
Галерея Медичи расположена на первом этаже замка. Ее экспозиция представляет собрание произведений искусства – живопись, шпалеры, предметы меблировки, предметы декора, а также документы, повествующие об этапах строительства замка и знаковых моментах его истории. Эта ретроспектива содержит также новую информацию о шести выдающихся женщинах, чья судьба была связана с замком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий