четверг, 22 января 2015 г.

Версаль \ Versailles



Когда мы слышим слово "Версаль", то непременно мысленно представляем себе великолепный дворцовый комплекс на фоне восхитительных садов и парков, передающих замысел создавшего их Андре Ленотра. Роскошные сады Версаля с уникальными фонтанами, грациозными скульптурами, бассейнами, гротами и каскадами очень быстро приобрели популярность у французской знати и стали местом проведения невообразимых пышных празднеств.






Фасад Версальского дворца





Начиная с эпохи Средневековья французские короли часто меняли свои резиденции, выбирая то Париж, то другие места в королевстве. Бесконечные войны, экономическая отсталость регионов и политические соображения вынуждали их порой поселяться в отдаленных районах (яркий пример этому- сохранившиеся до наших дней королевские замки в долине Луары).
 



Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик XIII приказал построить там небольшой охотничий замок, который позднее был расширен и реконструирован Людовиком XIV.
 
Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Юстус ван Эгмонт. Людовик XIII (1601-1643), король Франции и Наварры

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Шарль ле Брен. Портрет Людовика XIV, короля Франции и Наварры

В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Вслед за Людовиком XIV сюда переехал и весь королевский двор. В Версале начались строительные работы.
 

Адам Франс ван дер Мелен - строительство Версальского дворца

Людовик XIV полюбил Версаль сразу. Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича, построенный еще его отцом.
 

Адам Франс ван дер Мёлен - Вид на дворец Версаль в 1669 году


Пьер Патель (1604-1676) Версальский дворец

Замок лишь немного расширили, чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом, поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы, и для принцессы были выстроены отдельные аппартаменты.
 
Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Пьер-Дени Мартен. Вид на дворец Версаль с Оружейной площади в 1722 году

Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик XIV решает расширить дворец в сторону садов, построив колоннады, установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки.
 

Жан-Батист Мартен - Вид на город и дворец Версаль с горы Монборон

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Жан-Батист Мартен - Конный двор в Версале

В 1789 году по требованию парижан король Людовик XVI с семьей возвратился в Париж. Покинутый замок пришел в запустение, не раз подвергался грабежам. В 1837 году Луи-Филипп отреставрировал замок и сделал из него Музей истории Франции. В 1870 году в замке, занятом немцами, происходило коронование немецкого императора Вильгельма Прусского. В 1875 году здесь была провозглашена Республика, в 1919 году- подписано соглашение о мире с Германией.
 


Versailles












При входе - Большая площадь с конной статуей Людовика 14 (1835 г.), затем Королевский двор и наконец Мраморный двор.
 









За Мраморным двором (вымощенным мрамором) находится самая старая часть здания - дворец, построенный Людовиком 13, к которому позднее пристраивались новые флигели и крылья.
 













Мраморный двор


































Во дворце можно осмотреть парадные и частные апартаменты. Парадные апартаменты служили для приемов, аудиенций и встреч придворных. Людовик 14 считал себя обязанным превращать свою частную жизнь в публичную, поэтому даже при утреннем туалете короля, длившемся около часа, присутствовали многочисленные придворные.

Королевская часовня.

Последняя постройка в Версале при царствовании Людовика XIV. Освящена в 1710 году, посвящена Св. Людовику, предку и святому покровителю королевской семьи.
Верхняя галерея предназначалась для монарха, членов королевской семьи и важных особ двора. Нижний этаж был отведен для всех остальных придворных.
 
Jacques Rigaud. Вид часовни замка Версаль со двора

Первоначально предполагалось, что высота церкви не будет превышать высоты дворца, однако в итоге здание с островерхой двускатной крышей оказалось немного выше. Чуть ниже крыши по периметру капеллы проходит балюстрада, которую украшают 28 статуй, изображающих апостолов, евангелистов, отцов Церкви и христианских добродетелей. Статуи являются творением нескольких скульпторов.
 









Внутри капелла состоит из двух уровней: на верхнем уровне напротив алтаря расположена трибуна, где во время мессы находился король, появлявшийся там прямо из своих личных апартаментов.
 

Вид с королевского балкона, именно сюда выходил король на богослужения

Над убранством капеллы работали лучшие мастера своего времени. Великолепные фрески свода выполнил живописец Антуан Куапель: в центре находится композиция «Бог-Отец во славе». Фигуры апостолов принадлежат кисти братьев Булонь. Опоры нефа украшены барельефами с изображенными на них эпизодами из описания Страстей Христовых. Пол капеллы выложен узорами из нескольких пород мрамора различных оттенков.
 





































78090571_0_418b6_a8f943bd_L (500x160, 49Kb)



 


 







Покои Королевы, многие комнаты которых выходят на Южный партер, расположены симметрично Большим королевским покоям. Вплоть до падения Дореволюционной монархии покои Королевы неоднократно перестраивались. Пять комнат составляют их: Караульный зал, выходящий на Мраморную лестницу (она также носит название лестницы королевы), аванзал Большого столового прибора, Дворянский салон, спальня и салон Мира.
 
Комната Королевы.

Главным залом покоев королевы была ее комната. По утрам, после утреннего туалета, Королева давала здесь аудиенции. В этой комнате она произвела на свет наследника Престола.
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Первоначально этот зал принадлежал королеве Марии Терезии; неоднократно менялось его убранство: с 1729 по 1735 год для Марии Лещинской, а с1770 по 1782 год Для Марии Антуанетты. Комната восстановлена в том виде, в каком ее навсегда покинула Мария Антуанетта 6 октября 1789 года. Ткани реставрированы по образцам шелков, выполненных в 1787 году для отделки летнего мебельного гарнитура. Слева от кровати стоит столик для драгоценных украшений работы мастера Швердеггера, изготовленный для королевы в том же 1787 году.
 

 


 


 


На полотне над дверью изображены портреты пятерых детей Марии Лещинской.
 




 


 


Дворянский салон.

В этом салоне Королева давала аудиенции, он соответствует Тронному залу и второму аванзалу Короля. Лишь плафон, выполненный в 1671 году художником Мишелем Корнеем, остался от задуманного Лебреном декоративного ансамбля. В качестве темы были выбраны искусства и научные занятия женских персонажей в античной мифологии.
 

 


После рождения второго сына, герцога Нормандского и будущего Людовика XVII, Мария Антуанетта заказала своему архитектору Мику переделать декор. Отделки из настоящего и искусственного мрамора были заменены резными деревянными панелями, которые проходили под потолком.
 

 


 




Стены обтянули шелком цвета зеленых яблок, по краям украшенным золотыми галунами. Декоративный ансамбль дополнял камин из синего с белыми прожилками мрамора и зеркала в бронзовом обрамлении работы Гутьера.
 





















Именно в это время в салоне устанавливаются комоды и угловые шкафы из мастерской Ризнера, а также гобеленовый портрет Людовика XV.
 




Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Луи-Мишель ван Ло. Людовик XV (1710-1774), король Франции и Наварры

В этом зале королева принимала иностранных послов либо проводила время со своими приближенными.
 


Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.Королева Мария-Антуанетта

Зал Коронования.

Этот зал названием своим обязан картине Давида, который запечатлел момент коронования Наполеона I; она была перенесена в этот зал по приказу Луи-Филиппа. С 1676 по 1682 год здесь находилась дворцовая часовня, впоследствии это место отводится под Большой караульный зал.
 

Именно в нем ежегодно в Великий четверг проводилась церемония Тайной Вечери, во время которой коленопреклоненный монарх Франции торжественно совершал обряд омовения ног тринадцати мальчикам из бедных семей. В 1732, 1771 и 1787 годах Людовик XV, а затем и Людовик XVI собирали здесь чрезвычайные заседания Парламента, на которых произносился вердикт Короля.
 
Цифровая репродукия находится в интернет-музее Gallerix (http://gallerix.ru)






Давид Жак Луи.Посвящение Наполеона I в императоры и коронация императрицы Жозефины в соборе Нотр-Дам в Париже 2 декабря 1804 года

Начиная с эпохи Луи-Филиппа, зал украшают три большие композиции. «Коронование Императора» и «Присяга войска императору после раздачи орлов 5 декабря 1804 года » были заказаны Наполеоном Давиду.
 
Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Жак-Луи Давид. Присяга войска императору после раздачи орлов 5 декабря 1804 года

Что касается «Битвы при Абукире», расположенной прямо напротив окон, она была заказана Маратом художнику Гро.
 


Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Антуан-Жан Гро. Битва при Абукире, 25 июля 1799

Аллегорические фигуры Мужества, Гения, щедрости и Постоянства кисти Жерара венчают дверные проемы.
 



На плафонной росписи можно видеть аллегорию на Восемнадцатое Брюмера, выполненную Кале.
 



Установленная в центре зала колонна из севрского фарфора и бронзы заказ Наполеона в память о битве при Аустерлицем.
 















Роберт Лефевр.Император Наполеон I в коронационном костюме

Комментариев нет:

Отправить комментарий