суббота, 24 января 2015 г.

Замок Валансе, Франция и тайные игры дипломатии



Замок Валансе (Chateau de Valencay), -  один из замков Луары, охраняемых ЮНЕСКО как Всемирное наследие. Выдающийся памятник архитектуры Возрождения и французского (мансаровского) классицизма с роскошной анфиладой интерьеров в стиле ампир, созданных при самом знаменитом владельце шато —Талейране. Расположен в одноимённой коммуне департамента Эндр.

Замок Валансе запоминается всем своими садами и необычными формами башен, но кроме того история его связана с одной очень колоритной исторической личностью





Шарль-Морис де Талейран. Сэр Дэвид Уилки
Речь идёт об одном из самых хитрых и безпринципных политиков в истории Франции — Шарле Талейране, о котором даже Наполеон когда-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом"

Глава французской дипломатии приобрёл замок в 1803 году по приказу Наполеона, который желал иметь подобающее по своему величию место для приёма иностранных послов.

Портрет Шарль-Морис де Талейран-Перигор.П.Прудон

Принимать у себя трех знаменитых персонажей с единственной целью — их позабавить — вполне отражает национальный характер, равно как и характер людей вашего ранга.

Жозефина опускается на колени перед Наполеон во время своей коронации в соборе Нотр-дам. Позади него сидит папа Пий VII.

Коронации императора Наполеона I и Коронации императрицы Жозефины в Notre-Dame de Paris, 2 декабря 1804 г..жак-Луи давид
 

Талейеран.Фрагмент картины
 

Наполеон I дает верительные грамоты барону Винсенту, австрийскому послу, в Эрфурте, 1808 г. Николас Госсе

Наполеон Талейрану
9 мая 1808 года в Байонне император Наполеон I написал своему министру иностранных дел господину Талейрану письмо следующего содержания:

«Принц Астурийский, его дядя инфант Дон Антонио, его брат инфант Дон Карлос в среду уедут отсюда, в пятницу и в субботу останутся в Бордо и ко вторнику будут в Валансе. Будьте готовы встретить их в понедельник вечером… Я желаю, чтобы этих принцев приняли без внешнего блеска, но достойно и с интересом, и чтобы вы сделали все возможное, дабы развлечь их. Если у вас в Валансе имеется театр, пригласите нескольких комедиантов, в этом не будет ничего дурного. Вы можете также пригласить мадам Талейран с четырьмя или пятью женщинами. Если принц Астурийский увлечется какой-нибудь красивой женщиной, в том не будет ничего неуместного, ибо это даст нам еще один способ лучше уследить за ним»

Безнравственный тон письма заставляет предположить, что император сам был хозяином Валансе. Однако ничего подобного. Прекрасный дом принадлежит одному Талейрану, и для нас не составит труда вообразить, какая у него была мина во время чтения вызывающего послания, которое опускало его до роли тюремщика, даже не Разъясняя странной роли, которую Наполеон столь пренебрежительно отвел его жене.

Но на самом деле с тех пор, как пять лет тому назад император помог ему купить Валансе, причем тогда его милость простерлась даже до того, что Наполеон помог деньгами — с тех самых пор принц Беневентский все время ожидал чего-либо подобного. Это означало, что он знал своего хозяина даже больше, чем тот знал сам себя, ибо такие решения Наполеон принимал из иных побуждений.

«Однажды Императору подробно доложили о той жизни, которую герцог Шуазель вел в Шантелу до своего изгнания, — пишет герцогиня де Дино, бывшая племянницей и запоздалой великой любовью Талейрана, — пораженный большими возможностями этого министра и роскошью, отсветы которой падали на короля и на всю страну, он пожелал, чтобы его Министр иностранных дел мог собирать в одном из красивых замков всех благовоспитанных иностранцев».

Можно заметить, что существует огромная пропасть между тем, чтобы собирать разных гостей для праздников, и тем, чтобы держать некоторых из них под стражей. Однако Наполеон частично оплатил дворец и, как заключает герцогиня, «с тех пор он счел, что может располагать Валансе без согласия владельца».

Талейран был слишком большим дипломатом, чтобы досадовать на оскорбительную фантазию своего хозяина. Он в свою очередь окунул перо в чернила и ответил:

«Я отвечаю всеми возможными трудами на доверие, которым Вы, Ваше Величество, меня почтили. Принцам будут предоставлены все удовольствия, которыми позволяет воспользоваться это неприятное время года. Я предоставлю им возможность ежедневно ходить к мессе, парк для прогулок, лес, где можно прогуливаться верхом, разнообразную еду и музыку. Театра здесь нет и найти актеров чрезвычайно трудно. У нас к тому же будет достаточно молодежи, чтобы принцы могли танцевать, если это их развлекает»

Ни следа горечи в этих строках. Талейран уже успел привязаться к восхитительному жилью, которое его в свое время обязали взять на себя. Возможно, потому что оно великолепно гармонировало с его тягой к блеску и величию.

Говорили, что замок был построен для очень важного господина и даже для князя церкви, что не могло не понравиться бывшему епископу Отенскому. В действительности тот, кто в 1540 году построил Валансе на остатках земли герцогов Бургундских, затем — семейства Шалон-Тоннер, был Жаном д'Этампом, гувернером Блуа; потом его внук, рыцарь Мальтийского ордена, епископ, а затем кардинал приложил руку к отделке дворца, желая достойно принять у себя папу Урбана VIII.

Воспоминания, связанные с замком, оказались достойны того, чтобы привлечь внимание сыновей Христианнейшего Короля.

В то время как их отец, лишенный власти король Карл IV и их мать, Мария-Луиза направляются в Компьен, избранный для них резиденцией, инфанты отправились по дороге, ведущей в Валансе, куда они прибудут 19 мая.

Портрет Шарля Мориса Талейерана –Перигор кисти Франсуа Жерара

Талейран и его семья, конечно, встретят их: «Принцы были молоды, — напишет вынужденно гостеприимный хозяин, — и все на них, вокруг них, в их одеждах, в их каретах, в их ливреях, — все составляло образ прошедших эпох. Карету, из которой они вышли, можно было принять за произведение эпохи Филиппа V. Этот дух древности, напоминавший об их величии, делал их положение еще более своеобразным»

В самом деле, Талейран был еще слишком пропитан величием Старого Режима, стилем Версаля и чувством, подсказывающим, что необходимо сделать, дабы не уронить достоинства перед лицом этих молодых отпрысков одной из самых старых монархий мира. Он окружит их всевозможным вниманием и тем, в чем отказал им Наполеон. Особенно — принца Астурийского.

Портрет молодого принца Фердинанда

Придворный этикет царил в Валансе, но — этикет французского двора, все же менее суровый, чем то было принято в Эскуриале. Так, никто не мог предстать перед принцем иначе, чем в парадных одеждах. Но вне регламентированных по испанскому обычаю часов: мессы, отдыха, прогулок и совместных молитв, что прерывалось обильной едой, — принцы узнали свободу, прежде, вплоть до этого момента, им неведомую.

К примеру, удовольствие прогуливаться вместе «без письменного разрешения короля. Оставаться одним, по желанию выходить в сад или парк… Охота, прогулки верхом, танцы, составляли для них совершенно новые развлечения»
Каждый в Валансе стремился понравиться молодым людям, и если кто-то и не испытывал по отношению к ним симпатии, то жалостью к их злоключениям прониклись все.
 

Принц Астурийский Фердинанд был совершенно непривлекателен. Этот принц, «полумонах-полудикарь», по выражению герцогини Дино, познакомившейся с ним в Валансе, имел очень мало привлекательных черт: коварный, жестокий и бесхарактерный, он не обладал ни грацией, ни красотой, чтобы привязать к себе кого-либо. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к портретам Гойи.

Принц Фердинанд Уильяма Коллинза
 

Семья Фердинанда. Франсиско Гойя

Он одновременно напоминал мать и отца, — а те оба были неудачей матери-природы… Более милыми оказались его дядя Дон Антонио и особенно его младший брат Дон Карлос; они смогли в достаточной степени оценить праздники, устраиваемые в их честь Талейраном. В свите принцев было также еще два человека: каноник Эскоикиц и герцог Сан Карлос.

Доротея фон Бирон де Талейран-Перигор.Ф.Жерара

Тогдашние хроники повествуют о том, что именно герцога Сан Карлоса связала нежная дружба с мадам Талейран. Хроники, а также ежедневные доклады, которые полиция Фуше исправно доставляла на стол императора. Всем сердцем ненавидя Талейрана, Фуше аккуратно начинил Валансе своими агентами.

Идиллия была прервана возвращением в Париж принцессы. Очевидно, Наполеон беспокоился о любовных интригах, начавшихся по его же приказу…

Однако присутствие в Валансе потомков Филиппа волновало французских аристократов, в особенности антибонапартистов. Они мечтали о том, чтобы извлечь инфантов из их позолоченной тюрьмы и с триумфом препроводить в Испанию. Таким образом фактически в соседнем замке Сель-сюр-Шер образовался заговор, предводителями которого были маркиз де Бартилья и Сен-Эньяны. Эта преданность была совершенно излишней: принцы вовсе не жаждали быть спасенными, и заговорщики вскоре оказались в Венсенне под охраной бдительной стражи.

Дон Фердинанд не только отвергал всякие попытки освободить его, он дошел даже до того, что сам стал доносить о них полковнику Анри, жандарму старой гвардии, которому Наполеон поручил охрану пленников. Ситуация была довольно странной: в то время как испанский народ самоотверженно сражался против Наполеона, принц — наследник трона, который так мечтали отвоевать для него, невозмутимо довольствовался своим положением пленника.

Еще никогда не было видано более нежное отношение пленника к своему тюремщику. В день Ангела Наполеона Фердинанд собственноручно зажигал фонари в парке, — Фердинанд нимало не усомнился, написав императору письмо с поздравлениями по поводу победы над Испанией, так вдохновенно называя его «дорогим кузеном», что в конце концов это стало Наполеона раздражать.

Триумфальное шествие Фердинанда. Мигель Парра я Абриль

Однако и все хорошее приходит к концу. Валансенский договор от 11 декабря 1813 года обеспечивал вывод французских войск. Инфанты вернутся в свою страну, а Фердинанд будет править под именем Фердинанда VII.

Фердинанд VII. Висента-Лопеса

Без сомнения, это было самое отвратительное царствование в истории Испании, так как молодой король проявил невероятную жестокость и замашки тирана. Но в 51своих возвращенных дворцах Фердинанд сохранил ностальгическое воспоминание о времени, проведенном в гостях у Талейрана. Он основал орден Валансе для своих последователей, дал одному из подразделений своей гвардии имя Валансе и даже окрестил этим именем один фрегат.

Коронация Фердинанда .Хосе Апарацио

В конце концов в 1819 году он послал Талейрану свой портрет огромных размеров, который до сих пор можно созерцать на одной из стен дворца, о котором он столь тосковал.

В 1817 году Людовик XVIII сделал это владение герцогством, титул был передан внучатому племяннику принца, однако принц оставил за собой право владения дворцом вплоть до своей смерти. Он часто появлялся там в обществе герцогини де Дино, которая оставила очаровательное описание замка и его владений.


Людовик XVIII.Антуана –Жана Гро

После смерти дипломата (здесь же и похороненного) усадьбой владели потомки его брата, последний из которых умер в 1952 году. Они старались поддерживать обстановку, созданную в замке трудами их знаменитого предка.

Регулярный парк вокруг замка был разбит в начале XX века. Во время Второй мировой войны принц Талейран укрывал в своей усадьбе такие сокровища Лувра, как Венера Милосская и Ника Самофракийская. В качестве номинального герцога Сагана он считался медиатизованным германским подданным и потому мог не опасаться обысков гестапо.

Но Талейран даже ещё не родился, когда был заложен первый камень в фундамент будущего замка Валансе. Первый замок Валансе был феодальным замком, от которого на сегодняшний день остался лишь один зал, находящийся под парадной площадью, практически на том месте, где сейчас находится водоем.

Произошло это на рубеже X—XI столетий, хотя по сути тогда это был ещё не замок, а простая оборонительная башня
Первый же настоящий замок появился лишь в XIII веке, благодаря местному феодалу Готье де Валансе. От первого расширения до нас сохранился Гвардейский зал со сводчатым потолком, попасть в который можно по подземному коридору

Тот Валансе, который мы видим сегодня, появился в 1540 году, благодаря Жаку д'Эстампу, удачно женившемуся на дочери богатого финансиста и решившего построить для своей семьи подобающее окрепшему финансовому положению жилище. В результате старое здание было почти полностью снесено, а на его месте построен новый замок

. Это Луи Д'Этамп и его жена Мария заложили первую кладку нынешнего замка в самом начале XVI века. И это их сыну Жаку принадлежит постройка входа в замок в форме большого донжона. Последний считается шедевром эпохи Ренессанса. На протяжении целого века замок, спланированный в четырехугольной форме, не претерпел изменений.

Став в 1765 году новым владельцем замка, господин де Вильморьен предпринял новые работы, которые придали замку современный нам облик. Его сын, господин де Люсэ в 1803 году продал замок Талейрану за один миллион шестьсот тысяч ливров. Император сделал дар "того, что недостает для завершения" сделки, а на самом деле заплатил большую часть суммы.

Шарль-Морис де Талейран-Перигор. Х.Ф. Helmol

Владение замка Валансе включало в себя земли общей площадью более 12 000 гектаров, в том числе 23 общины (коммуны), сотню ферм, леса, поля, виноградники - все вместе взятое было одним из трех самых больших владений во Франции. Талейран, не посетив замок ни разу до покупки и купивший его практически вслепую, был покорен им с самого первого своего посещения. Он приехал впервые в Валансе вместе с женой в сентябре и в течение 3 дней обследовал свои необъятные владения.

Сам замок состоит из более чем ста помещений, распределенных между 25 апартаментами, коммуны вокруг него составляют целую деревню, а огороженный парк раскинулся на сто гектаров.

Замок переходил по наследству от одного герцога Валансе к другому; теперь он принадлежит государству
Если не заходить сразу в замок, а пройтись вдоль южного крыла — можно увидеть удивительные круглые мансардные окна, прозванные за свою форму "Глазом Быка"

По двойной лестнице, разработанной в 1882—1883 годах архитектором Анри Доверном, можно попасть во внутренний двор замка, а именно — в небольшой Сад Герцогини. Отсюда открывается прекрасный вид на Гарсенлендский лес и небольшой охотничий домикпостроенный в 1810 году Чарльзом Боннардом и до сих пор считающийся одним из очень редких примеров итальянской архитектуры, всё ещё существующей во Франции


Под крылом XVIII столетия находится кухня и винный погреб
 



Размеры их просто огромны, что наглядно показывает, насколько Талейран заботился о еде, чей обеденный стол был известен во всей Европе





Стоит отметить, что большей частью известность к нему пришла благодаря талантливому повару Антонину Карему, которого Талейран нашёл и сразу же нанял в 1804 году

Входной павильон — огромное здание, спроектированное как сторожевая башня, но исполняющее больше показательную функцию, нежели защитную, о чём говорит множество окон, безопасных башенок и причудливых машикулей

Герб семейства Талейран-Перигор над аркой входа

О XVI столетии нам напоминает примыкающая к сторожевой башне наружная галерея с квадратными колоннами, интересными арками, скамейками, вазами и статуями


Статуя Париса, которую приписывают руке Пьетро Франкавилле, возможно прибыла сюда из далёкой флорентийской ратуши — Палаццо Веккьо

В центральной комнате сторожевой башни, в дополнение к потолку в французском стиле, выжили две фрески XVII столетия: натюрморт, изображающий корзину цветов и живописный пейзаж с рыбаком на переднем плане



В Большой Гостиной выставлена замечательная коллекция Имперских стульев, обитых материей с гобеленами. Если история не врёт, то сделано это было руками женщин Испанского суда во время их изгнания в замок Валенсе

За двумя колоннами в гостиной стоит стол Империи, который, возможно, прибыл сюда из пражского дворца Кауниц, где Талейран остался во время Венского конгресса. На стене висит портрет Талейрана в полный рост и портрет его матери. Южная башня замка была построена в 1770 году и поэтому упоминается как новая башня



Королевская спальня на первом этаже, который был занят испанским монархом Фердинандом VII в течение шести лет, украшена ценными монотонными обоями, произведенными на фабрике Дюфо в 1816 году


На обоях изображена история Купидона и Психеи

Также на первом этаже находится большой вестибюль Людовика XVI и галерея, посвященная семье Талейрана с портретами его предков, нарисованными Жозэ Шабором в 1817 году. Имперские стулья и превосходная коллекция неоклассических скульптур XIX столетия завершают художественное оформление

Спальня Талейрана на первом этаже меблирована также в стиле Империи, причём некоторые образцы мебели прибыли сюда из его Парижского особняка, где министр умер в 1838 году



На столе в центре комнаты стоит бюст Талейрана, а рядом развешана одежда, церемониальные костюмы и декорации, напоминающие о его долгой дипломатической карьере



Также на первом этаже находится спальня герцогини Дороти фон Байрон, жены Талейрана. Интерьер спальни уставлен богатым набором мебели, включая кровать из кубинского красного дерева, украшенную четырьмя колоннами. На стене висит портрет герцогини во весь рост в церемониальном платье, также нарисованный в 1820 году Жозе Шабором




Следующей идёт спальня мадам де Сталь, находящаяся на первом этаже новой башни и получившая своё название благодаря находящейся здесь и принадлежавшей ей аккуратной кровати в Имперском стиле

Журнальный столик с египетскими мотивами раньше находился в одном из причудливых и ныне потерянных зданий дворцового сада — Египетском храме


В Комнате Перигоров также выставлена коллекция мебели, принадлежавшая Талейрану. Поговаривают, что он получил её в начале XIX столетия в подарок от принца Мурата. Как и в любой другой трансформируемой мебели, здесь также есть несколько секретных ящиков и тайников. Принц использовал этот рабочий стол, когда находился в Лондоне в качестве посла. Не знаю, кому принадлежит левый бюст, но справа определённо стоит бюст Вольтера

В Синей комнате стоит пара больших ваз китайского стиля, которые были модными в XIX столетии, радом с которыми находится бюро Булье, инкрустированное латунью и панцирем черепахи. Висящий на стене над ним портрет Фредерика-Августа I Саксонского во весь рост, который взошёл на престол в 1806 году, был подарен Талейрану лично королём

Роскошный лакированный письменный стол с бронзовой накладкой и аккуратными ящиками, расположенными ярусами друг над другом, был свидетелем подписания Соглашения Валенсе, которое состоялось 10 декабря 1813 года, спустя полчаса после полуночи. Часы в комнате, остановленные именно в эту минуту, как бы подчёркивают сей исторический момент

Длинная галерея на втором этаже ведёт к верхним апартаментам, также заполненным всевозможными предметами старины

В противоположном конце галереи находится небольшая комната, некогда служившая часовней. Сегодня в ней хранится динамичная бронзовая фигурка нагой Дианы на охоте, созданная в 1777 году выдающимся французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном

Спустившись по Лестнице Чести, мы попадаем в столовую



За большим столом из красного дерева может уместиться до 36 гостей сраз
у

Висящий на стене портрет Луи-Филиппа был королевским подарком Талейрану в честь его возвращения из Лондона

la Chambre de la princesse de Беневан




Вообще замок Валансе находится немного поодаль долины Луары, в регионе Берри, но он не мог не быть включённым в список избранных замков Луары из-за эпохи, в которую он был построен, и своих значительных размеров, сравнимых, разве что, с размерами замка Шамбор


А это для души-некоторые высказывания Талейрана:


• Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.

• Некоторые должности похожи на крутые скалы: на них могут взобраться лишь орлы и пресмыкающиеся.

• Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.

• Одни горы рождают мышей, а другие — вулканы.

• Лучший помощник дипломата — это его повар.

• Кофе должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь.

• В Англии есть всего два соуса и триста конфессий. Во Франции, напротив, — всего две конфессии и триста соусов.

• Верить можно только тем, кто верит в себя.

• Политика - это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать.

• Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.

• Есть штука пострашнее клеветы. Это - истина.

• Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий