четверг, 22 января 2015 г.

Дворец Дожей, Венеция, Италия

Дворец дожей веками был и остается «визитной карточкой» Венеции: ведь прибывавших по морю гостей, прежде всего, встречало именно это здание — резиденция правителей Венеции, место заседаний Большого совета, Сената и Верховного суда. С выходящего из зала Большого совета на залив балкона дож (пожизненно избранный правитель Республики) лично приветствовал прибывавших визитеров.


В середине XVI в. Венеция уже представляла собой практически сформированный, целостный городской массив, полностью был упорядочен район, прилегающий к Дворцу дождей и собору Св. Марка. Усилиями архитектора из Флоренции Якопо Татти была ликвидирована хаотичная застройка квартала и завершено создание прекраснейшего ансамбля Пьяцетты.
И в наши дни жемчужиной центра Венеции является соединение двух восхитительных площадей – Пьяцетты и Св. Марка. Тут расположено одно из самых великолепных сооружений города – Дворец дожей. В свое время здесь находилась резиденция правителей Венецианской республики, а сегодня во дворце располагается известнейший художественный музей.

Благодаря выгодному географическому положению на пересечении важнейших торговых путей с Востока на Запад Венеция к IX в. стала основным центром торговли. Это сыграло ведущую роль в политическом и экономическом росте города-государства. Огромную выгоду Венеция извлекла из крестовых походов: были захвачены новые земли, получены некоторые привилегии, значительно расширилось торговое влияние. Дворец дожей с его величественностью и монументальностью стал отражением растущей власти и могущества его правителей.

Строительство и отделка Дворца дожей велась на протяжении нескольких веков. Первое здание было построено в 810 г, эта была классическая крепость, имевшая стены, башни и другие укрепления. В 976 г. в Венеции произошло восстание, дож Пьетро IV Кандиано был свергнут, а резиденция сожжена. На пепелище была возведена новая крепость, но в 1106 г. она также сгорела.
В XII в. венецианцы воздвигли новую резиденцию, причем она уже не имела вид крепости. Дело в том, что Венеция к этому времени уже не нуждалась в мощных замках с их неприступными стенами – море представляло собой прекрасную защиту от нападения, а фортификационные сооружения заменял современный флот.

К XIV в. Дворец дожей представлял собой жалкую ветхую развалину и в 1309 г. было начато строительство нового здания, которое расширялось и достраивалось на протяжении следующих двух столетий. Над дворцом трудились самые талантливые архитекторы и зодчие. И их творение воистину вызывает неподдельное восхищение. С одной стороны здание выглядит массивным и монументальным, но в тоже время опорой для верхней его части служат легкие ажурные арки. На первый взгляд может показаться, что дворец просто-напросто опрокинули фундаментом вверх, и все из-за необычного устройства фасада: слабые опоры внизу и монолитная высокая стена сверху.

Складывается впечатление, что большинство архитектурных деталей связано между собой каким-то неправильным и нелогичным образом. Хотя с другой стороны эта необычность подкупает, привлекает и заманивает своей яркостью, художественной насыщенностью и рациональностью. Открытая галерея на первом этаже – это не просто архитектурный каприз, а замечательное укрытие от палящего солнца. Здесь любой прохожий может отдохнуть в прохладной тени и полюбоваться прекраснейшим венецианским пейзажем.

Галерея, расположенная на втором этаже, представляет собой воздушный балкон, который затеняет с южной и западной стороны внутренние помещения и служит удобным переходом между ними. Ажурные галереи и гладкая стена, так удачно скомбинированные в фасаде Дворца дожей, придают облику здания богатый композиционный контраст и будто бы открывают его скрытую всеобъемлющую энергетику, которая вырывается, обретая покой на просторах венецианской лагуны.

Работы по украшению фасада дворца велись в XV в., когда на смену готическим традициям постепенно стали приходить более гармоничные и возвышенные формы эпохи Возрождения. Венецианцы стали истинными поклонниками мягких, закругленных архитектурных элементов, которые блистали изысканной мраморной отделкой. Однако не все детали дворцового фасада имеют светлый оттенок, есть тут одно место, выделяющееся своей мрачностью. Это девятая и десятая колонны второго яруса, сделанные из густого, красноватого мрамора: тут некогда зачитывались смертные приговоры.

У Дворца дожей имеется всего один порталообразный вход – огромные ворота, сделанные из мрамора, которые носят название "Porta dell Carta", или "Врата бумаги". Существуют две основные версии происхождения этого названия. По одной из них оно связано с находившимся рядом документальным архивом, по другой имя ворот произошло от писцов, которые когда-то работали здесь, помогая оформлять горожанам всевозможные бумаги и документы.

Портал создавался на протяжении трех лет, с 1438 по 1441 года. Вход изобилует разнообразными орнаментами, исполненными с ювелирной тонкостью. Некогда эти фантастические узоры были позолоченными и блистали лазурью. Над воротами располагалась скульптурная группа, изображающая дожа Франческо Фоскари коленопреклоненного перед крылатым львом Св. Марка. В XIX в. барельеф был заменен на новый, а о старой скульптуре напоминают лишь некоторые дошедшие до наших дней фрагменты.

Пройдя "Porta dell Carta", вы попадете в пышный внутренний двор, который по периметру окружают двухъярусные мраморные аркады. Здесь установлено восемь скульптур, выполненных в древнегреческом стиле, выделить из которых следует статую генерала дела Ровере (скульптор Джованни Бандини). Середину двора украшают два роскошных колодца, сделанных из бронзы, которые некогда были источниками лучшей в Венеции воды. Каждый день тут толпились торговки водой, доставлявшие прохладную и вкусную влагу в самые дальние кварталы города.

В 1690 г. в Венецию с триумфом возвратился дож Франческо Морозини, одержавший блестящую победу в Греции. Его роскошный корабль "Буцентавр" причалил прямо к Пьяцетте, дож, сойдя на берег, минул построенную по этому случаю огромную Триумфальную арку. Дворец дожей был по-праздничному украшен: на фасаде вывесили картины и дорогие ткани, внутренний двор украсили картинами, изображавшими подвиги дожа.


Покои дожа были отделаны и обустроены шикарно, повсюду были расставлены и развешены всевозможные предметы роскоши: парадные картины, гобелены, кресла с золотой и бархатной отделкой, резные лакированные столики, прекрасные зеркала, серебряные и фарфоровые вазы и дорогие скульптуры… Среди остальных помещений выделялась одна галерея, где были представлены ценные образцы турецкого оружия.

Вечером Дворец дожей осветили яркие огни внутреннего освещения, зажженные в честь триумфального возвращения правителя. Дож Франческо Морозини нисколько не скупился, желая с размахом отпраздновать победу: в толпу, собравшуюся на Пьяцетте, он бросал серебряные и золотые монеты.
     
В 1354 г. дожем был избран 80-летний Марино Фальер. Новоизбранный правитель добирался в Венецию из Рима на галере. Когда город был уже совсем близко, неожиданно поднялся туман, из-за которого гондольеру сложно было ориентироваться, и он причалил к Пьяцетте в том месте, где казнили преступников, между парой гранитных колонн. Фальер воспринял эта как недоброе предзнаменование.

Спустя семь месяцев дож закатил шикарный праздник, на котором присутствовала его молодая жена. Среди гостей был Микель Стено, влюбленный в супругу Фальера. В какой-то момент Стено поцеловал свою возлюбленную, дож заметил это и приказал выгнать наглеца, дерзнувшего охмурить жену правителя. Молодой человек, оскорбленный и униженный перед своей любимой женщиной и всей верхушкой венецианского общества, уныло блуждал по дворцу. Оказавшись в «Зале Совета десяти», он в порыве отчаяния нацарапал на кресле дожа оскорбительные слова.

На следующий день надпись обнаружили и автора тотчас арестовали. Решение «Совета десяти» было следующим: ввиду молодого возраста обвиняемого и его заслуг перед Венецианской республикой в течение двух месяцев продержать в темнице, а затем изгнать из города сроком на один год. Это решение привело в бешенство Марино Фальера, он расценил его как личное оскорбление. Дож заручился поддержкой И.Бртуччио, обещавшего собрать недовольных, которые могли оказать посильное содействие. Это стало рождением заговора, который предусматривал устранение всех членов высшего совета и полную монополизацию власти дожем.

Однако государственному перевороту не суждено было состояться. Совет десяти заранее узнал о планах заговорщиков и в день, на который намечалось исполнение заговора, Фальер предстал перед судом. Вынесенный приговор был суров – смертная казнь.
Через два дня, прохладным весенним утром 18 апреля 1355 года 55й венецианский дож Марино Фальер был обезглавлен. Его судьбу разделили еще около ста его сподвижников. Вот так поцелуй влюбленного юноши стал причиной роковых событий в истории Венеции…


 
В наше время общественный вход во Дворец Дожи осуществляется через Porta del Frumento со стороны береговой линии.

Знаменита эта выдающаяся достопримечательность также и тем, что здесь находились тюремные казематы. Тюремные камеры были в колодцах и в Пиомби. Клетки в колодцах были переполнены, душны, и кишели насекомыми. Клетки в Piombi располагались непосредственно под свинцовой крышей дворца, были очень горячими летом и очень холодными зимой. Известным обитателем Piombi был Джакомо Казанова, который убежал через крышу, повторно вошел во дворец и был освобожден через Порт делла Карта.

Специальные коридоры ведут по Мосту Вздохов, построенному в 1614, чтобы связать Дворец Дожей с новыми тюрьмами. Название моста относиться ко вздохам заключенных, которых вели в камеры. Мост также считается одним из самых узнаваемых мест в Венеции.
 
Михаил Врубель. Венеция. Мост Вздохов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий