суббота, 24 января 2015 г.

Модель прерафаэлитов Алекса Уайлдинг (Alexa Wilding)

Традиционно принято считать, что в жизни и творчестве Данте Габриэля Россетти было три основных модели и три музы, лица которых мы можем увидеть на его картинах, - Лиззи Сиддал, Фани Корнфорт и Джейн Берден-Моррис. Его взаимоотношения с каждой из них – отдельная история.
Разумеется, были и другие. Например, Энни Миллер, Мария Спартали Стилман и Мэй Моррис. Но, пожалуй, чаще остальных на картинах Россетти появляется лицо Алексы (или Алисы) Уайлдинг.


 (567x700, 159Kb)
 
Я давно пыталась разыскать ее биографию, но почти ничего не находила, за исключением картин, для которых она позировала. И вот добралась до статьиJennifer J. Lee “Venus Imaginaria: Reflections On Alexa Wilding, Her Life, And Her Role As Muse In The Works Of Dante Gabriel Rossetti”.
В целом статья очень интересная, но моих познаний, к сожалению, явно не хватит, чтобы перевести ее целиком. Поэтому просто поделюсь информацией о еще одной музе Россетти, которую почерпнула из нее для себя.
К сожалению о биографии Алексы почти ничего неизвестно, а те сведения, что даются в источниках, достаточно противоречивы.
Алекса Уайлдинг родилась приблизительно в 1846/47 году. К моменту встречи с Данте Габриэлем Россетти она жила рядом с Ньюгейтским рынком вместе с бабушкой, двумя дядями и кузеном, который был старше ее на десять лет.
Сама встреча произошла случайно. Россетти шел по улице и вдруг увидел в толпе красивую девушку с темными золотисто-каштановыми волосами (похоже, его так и манили золотистые волосы!), которая, как ему показалось, полностью соответствовала тому образу, который он долго искал. Художник последовал за ней, настиг в пустынном переулке, представился, рассказал о себе, и попросил позировать для картины, обещая достойное вознаграждение.

Девушка не сразу поняла суть его просьбы. Тем более в то время нередко на натурщиц смотрели и как на проституток, а Алекса Уайлдинг, судя по всему, происходила из приличной семьи. Однако она пообещала прийти на сеанс к Россетти на следующий день.
Он все подготовил для сеанса и для работы над своей ставшей впоследствии знаменитой картиной “The Blessed Damozel” («Блаженная Дева»), однако к его глубочайшему разочарованию девушка своего обещания не выполнила, и он прождал напрасно. Это произошло в конце 1864 года.
Не надеясь на новую встречу, Россетти забросил работу над картиной. Но несколько месяцев спустя он ехал с другом в кэбе и вдруг снова увидел Алексу, идущую по улице. Художник попросил остановить кэб, нагнал девушку, напомнил о ее обещании и снова уговаривал отправиться к нему на Чени-Уолк для сеанса.
8 апреля 1865 года Данте Габриэль Россетти получил от Алексы письмо, в котором она соглашалась на художественные сеансы, так как получила на это разрешение своей бабушки. С этого времени она становится одной из основных муз художника. Дорабатывая некоторые свои прежние картины Россетти меняет лица своей умершей жены Лиззи Сиддал и любовницы-экономки Фанни Корнфорт на лицо Алексы Уайлдинг.
Фанни переживает, что эта девушка займет ее место не только на холстах художника, но и ее место экономки (только ли экономки?) в его жизни, и Россетти приходится успокаивать свою прежнюю подругу в письмах.
Считается, что Данте Габриэль Россетти имел любовную связь со многими своими моделями. Спорный вопрос, была ли Алекса Уайлдинг одним из исключений, потому что информации о ней очень мало.
Есть упоминания, что она была или хотела быть актрисой. Подтверждений этому нет.
Неизвестно, была ли она замужем. Но есть сведения о ее возможном романе с Генри Треффри Данном, ассистентом Россетти, оставившем знаменитые «Воспоминания о Данте Габриэле Россетти и его круге». Внучатый племянник Данна писал, что если тот действительно любил когда-либо какую-либо женщину, то это была Алекса Уайлдинг, которую ему не раз приходилось сопровождать в поездках на сеансы к Россетти в Кэлмскотт-манор. Но, судя по всему, серьезных последствий эта связь не имела.
А в Кэлмскотт-маноре жила другая муза Россетти – жена его близкого друга Уильма Морриса Джейн. Ее художник в то же время рисовал не меньше (если не чаще), чем Алексу. Две женщины уживались на его картинах параллельно друг другу.
Вообще, судя по обрывочным свидетельствам, между Россетти и Алексой Уайлдинг сложились хорошие, но в первую очередь именно деловые отношения. Он исправно платил ей за сеансы даже в те времена, когда сам испытывал финансовые затруднения.
Он не побоялся представить ее не только Джейн Моррис, но своей матери и сестре Кристине, известной поэтессе. И эти респектабельные дамы не считали для себя унизительным сидеть с Алексой за одним столом и даже предпринимали совместные поездки. А ведь связь Данте Габриэля с Лиззи Сиддал они вообще не одобряли.
Уильям Майкл Россетти также уважительно отзывался об Алексе Уайлдинг, хотя упорно замалчивал связь своего гениального брата с Фанни Корнфорт.
После смерти Россетти в 1882 году Алекса Уайлдинг посещала его могилу в Берчингтоне.
Сама Алекса Уайлдинг умерла 25 апреля 1884 года в возрасте 37 лет.
Остались лишь обрывки свидетельств о ее жизни. Но остались замечательные картины Россетти, которые говорят намного больше:


Леди Лилит

Первоначально моделью была Фанни Корнфорт.

 (576x700, 96Kb)
 

Venus Verticordia


 (559x700, 81Kb)
 
Беседка на лугу

Алекса Уайлдинг - справа, Мария Спартали Стилман - слева. Танцующая девушка - Мэй Моррис.


 (516x700, 79Kb)

Любовный кубок


 (471x700, 86Kb)
 

La Bella Mano (Прекрасные руки)

Для ангела, возможно, позировала Мэй Моррис

 (491x700, 81Kb)
 
Сон Данте в момент смерти Беатриче

Беатриче - Джейн Моррис. Правда, с волосами Лиззи Сиддал. Данте - Уильям Джеймс Стилман. Любовь - Эдвард Хьюз. Алекса Уайлдинг - фигура слева.Мария Спартали Стилман - фигура справа.



 (700x466, 75Kb)

The Blessed Damozel (Блаженная Дева)


 (406x700, 71Kb)
 

Морской сон


 (559x700, 88Kb)


Regina Cordium


 (545x700, 113Kb)


Римская вдова


 (493x550, 56Kb)
 

Monna Vanna


 (577x700, 81Kb)
 

Sibylla Palmifera


 (496x550, 59Kb)


Вероника Веронезе


 (541x700, 97Kb)
 

Гирлянда

Ангелы срисованы с Мэй Моррис

 (471x700, 76Kb)
 

Алекса Уайлдинг


Alexa_Wilding_(1879)_by_Dante_Gabriel_Rossetti (400x700, 36Kb)
 



«... Очаровательное лицо, прекрасное в каждой черте, полное неподвижного, мягкого, мистического покоя, превосходно подходящее для некоторых из его концепций… Он был поражен её прекрасным лицом и золотисто-каштановыми волосами. Это был тот самый тип лица, который он искал так долго»...
 Alexa Wilding (1879) by Dante Gabriel Rossetti
Алекса Уайлдинг (урождённая Элис Уайлдинг, ок. 1845—1848 — 25 апреля 1884) была одной из любимых натурщиц художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, она изображена на лучших его картинах конца 1860-х - начала 1870-х. Она была моделью для большинства его законченных работ и позировала больше, чем известные модели Элизабет Сиддал, Джейн Моррис и Фанни Корнфорт. Об Уайлдинг известно сравнительно мало, в то время как о Сиддал, Моррис и Корнфорт написано достаточно много. Вероятно, это связано с тем, что у Уайлдинг, в отличие от других муз Россетти, не было с ним романтической или сексуальной связи — по крайней мере, об этом нет никакой информации.
         
Алекса родилась в Суррее приблизительно в 1845 году и была дочерью изготовителя пианино. Согласно переписи 1861 года, когда Уайлдинг было около шестнадцати, она жила на Уорик-лейн, 23 со своей 59-летней бабушкой и двумя дядями. Она работала, была образованой - умела читать и писать. К моменту знакомства с Россетти она была портнихой и мечтала о карьере актрисы. Впервые Россетти увидел Уайлдинг вечером на лондонской улице Стрэнд в 1865 году и был впечатлен её красотой. Она согласилась позировать ему на следующий день, но не пришла в назначенное время. Возможно, её пугала сомнительная репутация натурщиц того времени. Прошли недели, и Россетти уже отбросил пришедшую ему в голову идею написать картину, на которой было очень важно видеть именно эту модель, когда он снова увидел на улице Алексу. Он выпрыгнул из кэба, в котором ехал, и убедил её отправиться прямо в его студию. Он заплатил Уайлдинг за неделю, чтобы она позировала только ему, так как боялся, что другие художники тоже могут нанять её. У них были длительные взаимоотношения; существует информация, что после смерти Россетти в 1882 году Уайлдинг, хотя её финансовое положение было не вполне благополучным, регулярно ездила в Берчингтон возложить венок на его могилу . По данным переписи 1881 года, 34-летняя Элис Уайлдинг проживала по адресу Рэдклифф-роуд, 33, Кенсингтон, с двумя маленькими детьми, Чарльзом и Нелли. Возможно, они были незаконнорожденными, но предполагается, что это могли быть дети дяди Алексы, к тому времени умершего, как и его жена. Сама Уайлдинг никогда не была замужем. По данным этой переписи, она на несколько лет младше, чем должна быть согласно записям 1861 года, но для женщины того времени это не было необычным, а, возможно, её дядя мог предоставить неправильную информацию. К тому времени она была владелицей недвижимости и рантье — значительное достижение для девушки из рабочего класса. Согласно свидетельству о смерти, Алекса Уайлдинг умерла 25 апреля 1884 года в возрасте 37 лет - это первый официальный документ, где её имя записано как Алекса, а не Элис. Причиной смерти был назван перитонит и окончательное истощение; шестнадцатью месяцами раньше у неё диагностировали опухоль селезенки. Это может быть тот самый недуг, из-за которого она не могла позировать Россетти. Алекса Уайлдинг похоронена на кладбище Бромптон рядом со своей бабушкой Мэри Энн и племянницей Марией. В то время как в свидетельстве о смерти указано 25 апреля, на могильном камне стоит дата 24 апреля 1884 года...
                

Современники, похоже, не соглашались с Россетти относительно выразительности Уайлдинг: его ассистент Генри Треффри Данн говорил, что она была «…без какого-либо разнообразия выражений лица. Она сидела как Сфинкс, ожидающий вопроса, и всегда с неопределенным на него ответом… Но за её внешне безмятежной наружностью скрывается глубокий колодец чувств.» Брат художника Уильям Майкл Россетти, тем не менее, видел её «способной ко многим различным выражениям»... Как бы то ни было, но мы узнаем почерк Россетти именно по этому незабываемому лицу...

Комментариев нет:

Отправить комментарий