Главные ворота замка – портал Ане
Осталоь только отражение от чудесного замка, построенного по воле Дианы де Пуатье, госпожи де Брезе, жены королевского министра в Нормандии и неприступной фаворитки короля Генриха II: крыло, портал, часовня… но они так великолепны, так прекрасны в своем истинно французском величии, несмотря на едва уловимое вмешательство итальянских мастеров.
Осталоь только отражение от чудесного замка, построенного по воле Дианы де Пуатье, госпожи де Брезе, жены королевского министра в Нормандии и неприступной фаворитки короля Генриха II: крыло, портал, часовня… но они так великолепны, так прекрасны в своем истинно французском величии, несмотря на едва уловимое вмешательство итальянских мастеров.
Дворец-замок Ане — этапное произведение Французского Ренессанса, спроектированное Филибером Делормом., расположены в департаменте Эр-э-Луар. . С 25 марта 1993 г. поместье обладает статусом памятника истории.
Земля Анетум упомянута в начале XII в. в картулярии шартрского аббатства Сен-Пер-э-Валле.В то же столетие была сооружена феодальная четырёхбашенная крепость с круглым донжоном.
В ней останавливался в 1207 г. Филипп Август, перед атакой Нормандии из-за близости границы с последней — реки Эр . Эту крепость разрушили в 1378 г. по приказу Карла V, после восстания Карла Злого, сеньора Ане. За бывшими конюшнями и сегодня сохранились следы того сооружения.
Карл VII
В декабре 1444 г. Карл VII даровал своему верному советнику, камергеру Пьеру де Брезе́, сеньориальные права на четыре владения, в числе которых Ане, за заслуги последнего в войне против англичан и, особенно, за завоевание Нормандии.
В декабре 1444 г. Карл VII даровал своему верному советнику, камергеру Пьеру де Брезе́, сеньориальные права на четыре владения, в числе которых Ане, за заслуги последнего в войне против англичан и, особенно, за завоевание Нормандии.
Сын Пьера де Брезе Жак, Великий Сенешаль Нормандии построил в Ане около 1470 г. дом, кирпичную кладку стен которого оттеняли детали из тёсанного камня. Он находился за существующей ныне часовней. Довольно унылое по отзывам сооружение украшали люкарны с декором в стиле пламенеющей готики и лестничная башня. Рядом располагались конюшня и псарня.
Жак де Брезе женился на Шарлотте Французской, дочери Карла VII и Аньес Сорель, сводной сестре Людовика XI. В 1477 г. в небольшом замке Рувр (фр. Rouvrest), в лье от Ане, Жак застал супругу в постели с оруженосцем. После на телах любовников насчитали более 100 ударов меча разъярённого супруга.
Приговорённый к смерти, господин де Брезе был однако помилован, но всё его имущество и должности отошли королю, однако впоследствии недвижимость возвращена сыну, Луи. Спустя три года после воцарения Карл VIII отменил приговор в отношении Жака де Брезе, вернув ему титулы и звания
После кончины Жака в 1490 г. Луи де Брезе унаследовал титулы графа Молеврие, сеньора Ане, Великого Сенешаля Нормандии и Главного Егермейстера Франции, став таким образом одним из высокопоставленных лиц государства. Овдовев (первая супруга Катрин де Дрё)
29 марта 1515 года Диана де Сан-Валье де Пуатье в Париже, в часовне королевской резиденции Бурбонов, венчается с Луи де Брезе, министром Нормандского двора.
Ей шестнадцать лет, ему пятьдесят шесть. Она прекрасна той ослепительной, холодной красотой, красотой изваяния, которая будет с ней до самой смерти. Он уродлив, горбат, «с гадкой физиономией», но в нем течет королевская кровь. Впрочем, он лишь побочный сын: его мать, Шарлотта Французская, была дочерью Карла VII и Агнессы Сорель.
Любая девушка была бы недовольна таким союзом, но только не Диана. Обладая пылким темпераментом, который истолковали как холодный, несмотря на ее сумасшедшую страсть к своему королевскому любовнику, дочь неугомонного владельца Сан-Валье и других поместий, выдвигала впереди всего социальный ранг, высокое звание, огромное состояние и положение в свете.
С этой стороны она была полностью удовлетворена. Ее супруг очень богатый и могущественный человек. На их свадьбе присутствует Франциск I, который является королем только два месяца и которому осенью предстоит увидеть, как восходит солнце Мариняна.
Диана де Пуатье позирует Жану Гужону
Он сказал о новоявленной госпоже де Брезе, которая никогда не была его любовницей (что противоречит рассказам Виктора Гюго): «Прекрасная внешне, благородная внутри…» Он всегда будет придерживаться этого мнения и всегда будет испытывать к ней глубокое уважение.
Церемония закончилась, и неподходящая, но всегда очень дружная пара останавливается на какое-то время в Анете, принадлежащем Луи де Брезе.
Церемония закончилась, и неподходящая, но всегда очень дружная пара останавливается на какое-то время в Анете, принадлежащем Луи де Брезе.
Там есть один очень старый замок, имеющий довольно отталкивающий вид и окруженный ореолом одной трагической истории: в этом маленьком замке любила проводить свои дни красавица Шарлотта Французская, мать Луи, которая приняла смерть, будучи застигнутой в компании одного юного конюха своим супругом Жаком де Брезе.
Дама в ванной (Портрет Диана де Пуатье).Ф.Клуэ
Можно догадаться, что в таких условиях юность Луи была лишена веселья. Диане придется приспособиться к старинным камням и привидениям Анета.
Можно догадаться, что в таких условиях юность Луи была лишена веселья. Диане придется приспособиться к старинным камням и привидениям Анета.
Монумент Луи де Брезе (мужу Дианы Пуатье). Сооружён по заказу Дианы Пуатье в 1540 году.
В 1531 году, когда ее муж умирает, Диана делает ему пышную могилу в руанском соборе и объявляет о своем вечном трауре. С этого времени черный и белый будут ее постоянными цветами. Но никогда еще траур не принимал столь роскошные формы!
В 1531 году, когда ее муж умирает, Диана делает ему пышную могилу в руанском соборе и объявляет о своем вечном трауре. С этого времени черный и белый будут ее постоянными цветами. Но никогда еще траур не принимал столь роскошные формы!
Диана де Пуатье вдова
Через некоторое время после кончины супруга Диана стала фавориткой Генриха Орлеанского, сумев сохранить привязанность принца до его гибели, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте
Встреча Генриха и Дианы состоялась, когда ему было 6 лет: он отправлялся в заложники, вместо своего отца, Франциска, и Диана, которой тогда было 25, поцеловала мальчика в лоб. С тех пор он стал её рыцарем и, вернувшись через 10 лет из плена, пылал к ней страстью. К сожалению для Дианы, Генрих был младшим сыном короля, что не давало ему возможности претендовать на корону
Но вскоре после смерти малолетнего Франциска Дофином Франции стал герцог Орлеанский, и Диана, его возлюбленная, разделила власть при дворе с герцогиней д’Этамп, фавориткой Франциска I. Хотя Диана была старше соперницы на десять лет, она по-прежнему ослепляла красотой, которой так и не суждено было поблёкнуть. Брантом, видевший её незадолго до смерти, уверял, что она всё ещё прекрасна.
Напрасно герцогиня д’Этамп и её сторонники шутили по поводу возраста прекрасной вдовы, наградив её прозвищем «Старый гриб»: влияние Дианы возрастало с каждым днем. Став верным рыцарем Дианы, Генрих носил цвета владычицы своего сердца: белый и чёрный, — до самого последнего вздоха и украшал свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (Диана — Генрих).
Генрих II становится королем, она — герцогиней де Валенти-нуа и ее власть во Дворе во многом превышает власть самой королевы Екатерины Медичи.
К ее услугам самые лучшие мастера, художники. Перед ней благоговеют, ее боготворят.
Филибер Делорм — архитектор
Филибер Делорм — архитектор в Ане, Бен-венуто Челлини и Жан Гужон — скульпторы в том же Ане. Леонард Лимезон использует для часовни, витражи которой расписывает Жан Кузен, несравнимый ковер цветов и оттенков.
Диана де Пуатье, любовница Короля Франции Генриха II.
Генрих II.
Самая красивая мебель, самые красивые ткани, самые прекрасные драгоценности… вплоть до тех, что находятся в короне, которую Екатерина Медичи после смерти короля потребует для своего сына. Анет ни в чем не нуждается, ни в чем не нуждается и Диана, владеющая кроме всего прочего еще и Шенонсо.
Диана де Пуатье 1555г.школа Фонтенбло
В 1546 г. Филибер Делорм представляет заказчице планы переустройства замка Ане. В 1547 г., за несколько недель до смерти Франциска I, приступают к осушению болота, устройству садов, фундаментов и подвалов замка и служб.
Архитектор, ставший к тому времени Главным управляющим королевских зданий, должен сам следить за строительством. Так хочет король. «Он гневался на меня, когда я не приезжал туда достаточно часто» — писал Делорм.
Клод Молле,
Ане стал первым во Франции архитектурным комплексом, где партерный парк, созданный в итальянском стиле, был центрирован относительно фасададворца; создание сада было поручено известному в то время садовнику Жаку Молле, который на примерах парка Ане обучал садоводству своего сына, Клода Молле, ставшего впоследствии главным садовником у трёх королей Франции.
В следующем году завершают центральный жилой корпус, продолжающий старый особняк де Брезе, который Диана пожелала сохранить. В 1550 г. возводят правое (восточное) крыло и часовню, в 1551 г. — левое (западное) крыло, а знаменитый портал Ане — в 1552 г. Эта дата окончания строительства вырезана на замковом камне ворот.
Франсуа Клуэ: Купание Дианы
В главном корпусе размещены покои Дианы и короля, в левом другие жилые апартаменты. Правое крыло включает просторный зал, называемый «Галереей Дианы», скрывающий со стороны курдонёра вход в часовню.
Эта церковь, представляющая в плане греческий крест, — один из первых во Франции примеров центрического сооружения, пространство которого полностью перекрыто куполом. Уже современники признавали её выдающимся творением, Дюсерсо, кроме как на общих планах и перспективах замка, дал отдельно план часовни и её разрез в книге 1556 г. «Прекраснейшие здания Франции».
За боковыми крыльями располагались малые дворы: один из них, ограниченный старым замком де Брезе, выходил монументальными «Воротами Карла Злого» на дорогу Улен и украшен фонтаном «Нимфа Ане».
Центр западного двора, окружённого оранжереей и вольерами, отмечал фонтан со знаменитой группой «Диана и олень», долгое время приписываемой Жану Гужону (ему же, как считалось, принадлежал декор часовни, однако скульптор никогда не работал в Ане)
Центр западного двора, окружённого оранжереей и вольерами, отмечал фонтан со знаменитой группой «Диана и олень», долгое время приписываемой Жану Гужону (ему же, как считалось, принадлежал декор часовни, однако скульптор никогда не работал в Ане)
Сегодня оригинал хранится в Лувре, как и фигура Дианы, работы Бенвенуто Челлини с тимпана въездных ворот Ане. Наконец, ниже главного корпуса, расположился сад, разбитый на 24 квадрата, засаженных овощами, душистыми травами и цветами. На пересечении аллей устроили два фонтана из белого мрамора.
Диана, подарок Короля Генриха II (в Стокгольме)
Сад окружён галереей с двухэтажными павильонами на дальних от замка углах. За ней, у опоясывающего усадьбу рва — зал для пиршеств и балов. Таким поместье зафиксировал Андруэ Дюсерсо в 1556 г.
.
Сад окружён галереей с двухэтажными павильонами на дальних от замка углах. За ней, у опоясывающего усадьбу рва — зал для пиршеств и балов. Таким поместье зафиксировал Андруэ Дюсерсо в 1556 г.
.
В оформлении портика центрального корпуса Делорм впервые во Франции применил классическое чередование ордеров: дорический в колоннаде галереи первого этажа, ионический в бельэтаже и коринфский во фронтоне кровли.
В центральной нише последнего Диана поместила статую Великого Сенешаля, с латинской посвятительной надписью.
Подчёркивая свою непогрешимость владелица пожелала украсить люкарны, фронтоны и печные трубы не только своими символами целомудренной богини (полумесяцами), но и символами скорби и траура (кенотафами), ни чуть не смущаясь их соседства с переплетёнными вензелями H и D. Внутренние углы курдонёра архитектор украсит башенками на тромпах — приём, только появившийся в зодчестве французского Ренессанса.
Купание Дианы. Гобелен посвящён Диане Пуатье. Музей Клюни.
В украшении интерьеров приняли участие знаменитые мастера той эпохи: эмальер Леонард Лемузен, керамист Массео Абакен, художник Жан Кузен-отец.
Замок Ане стал блестящим образцом французской архитектуры Возрождения, где само здание замка строилось с учётом прилегающего парка, что являлось оригинальным для той эпохи решением. Неслучайно этот шедевр заслужил восторженные отзывы Рабле и Жоашена Дю Белле.
Замок Ане создавался не только для демонстрации богатства и могущества владелицы, но и как некое программное произведение, развивающее в аллегорическом ключе миф о вечно юной Диане (что должно было способствовать удержанию восторженного возлюбленного); и этой последовательно развиваемой мыслью предвосхитил, конечно в значительно более скромном масштабе, солярную идею Версаля.
После внезапной гибели монарха на глазах у жены и любовницы, последовало неизбежное падение герцогини Валентинуа. Король ещё не испустил последний вздох, а Диана уже вынуждена вернуть короне драгоценности, подаренные им.
Екатерина Медичи
Она высылается от двора, затем лишается замка Шенонсо, однако это скорее символический реванш Екатерины Медичи: взамен Дама Оленя получает даже более доходное поместье — замок Шомон. На большее в отношении Дианы не решились.
Она высылается от двора, затем лишается замка Шенонсо, однако это скорее символический реванш Екатерины Медичи: взамен Дама Оленя получает даже более доходное поместье — замок Шомон. На большее в отношении Дианы не решились.
Королева посчитала, что мудрее не доводить ту до отчаянья. В конце концов, единственным наказанием бывшей фаворитки стало унижение. Вдова Великого Сенешаля удалилась в Ане, с той поры посвятив себя управлению своими многочисленными вотчинами.
В 1564 г. флорентийка предприняла атаку на герцогиню, обвинив её в присвоении значительных сумм, полученных со сборов налога на соль в царствование Генриха II. Однако Диана, благодаря сохранившимся связям сумела отбиться.
В 1564 г. флорентийка предприняла атаку на герцогиню, обвинив её в присвоении значительных сумм, полученных со сборов налога на соль в царствование Генриха II. Однако Диана, благодаря сохранившимся связям сумела отбиться.
Охотница Диана.Школа Фонтенбло
Часовня
Вероятно, это происшествие дало ей повод задуматься о вечном. В тот же год она приступила к строительству надгробной часовни в Ане и составила подробнейшее завещание. Летом 1565 г. она сломала ногу, но нашла в себе силы осенью отправиться в Дофине. Вернувшись в Ане, в конце октября Диана приняла в замке Брантома (очарованный ею, он впоследствии завершит формирование легенды о Даме Оленя)
Вероятно, это происшествие дало ей повод задуматься о вечном. В тот же год она приступила к строительству надгробной часовни в Ане и составила подробнейшее завещание. Летом 1565 г. она сломала ногу, но нашла в себе силы осенью отправиться в Дофине. Вернувшись в Ане, в конце октября Диана приняла в замке Брантома (очарованный ею, он впоследствии завершит формирование легенды о Даме Оленя)
Именно здесь 25 апреля 1566 года она скончается в возрасте шестидесяти лет и четырех месяцев, «такая же прекрасная лицом, такая же свежая, как в тридцать лет».
/>
С высоты нашего времени Диана де Пуатье не представляет собой исключительный случай: просто она смогла открыть благотворное влияние диеты, спорта и ежедневного холодного душа. Вещи необычные и странные для XVI века.
Вторая дочь покойной Луиза, герцогиня д’Омаль, наследует сеньорию Ане.
В 1567 г. замок посещает Карл IX. Продолжается строительство погребальной часовни из кирпича и камня архитектором Клодом де Фуке.
Франсуаза де Брезе (1515-1557), графиня де Молеврьер, жена (1539) Роберта IV де ла Марк (1512-1556), герцога де Бульон. Дочь Дианы Пуатье. Картина Франсуа Клуэ, 1550.
В 1576, Луиза де Брезе, вдовствующая уже три года, оставляет замок своему сыну Карлу Лотарингскому, второму герцогу д’Омаль.
Первый шаг нового владельца — освящение погребальной часовни и и торжественное захоронение бабки, Дианы де Пуатье, тело которой осталось до тех пор в приходской церкви (1577 г.). Церемонией, на которой присутствовали все дети и внуки покойной, руководил Николя де Ту, епископ Шартрский.
В 1581 г. в часовне замка Генрих III и Екатерина Медичи участвуют в крестинах одного из детей Карла Лотарингского. Герцог расширяет приходскую церковь, в 1583 г. в парке замка устраивает монастырь кордельеров. В том же году король возводит сеньорию Ане в княжеское достоинство.
Во времена религиозных войн Карл Лотарингский находится среди самых ожесточённых противников будущегоГенриха IV.
Во времена религиозных войн Карл Лотарингский находится среди самых ожесточённых противников будущегоГенриха IV.
Фонтан Дианы.Лувр
После поражения Лиги он бежит за границу, в Брюссель. Парламент за союз с испанцами объявляет его изменником и приговаривает к смертной казни, а замок Ане к разрушению с вырубкой окрестных лесов. Генрих IV, в духе политики умиротворения, отменяет этот шаг. К тому же он благосклонен по отношению к супруге беглеца, Марии Лотарингской, у которой гостит с королевой за несколько недель до своей смерти.
Разлучённая с мужем герцогиня д’Омаль под нажимом кредиторов вынуждена продать в 1615 г. замок Марии Люксембург, герцогине де Меркёр (1562—1623) супруге Филиппа-Эммануэля Лотарингского (1558—1602).
Слава Богу, все устраивается, когда Анет из рук де Лорена переходит к Вандому! Сыновья Габриеллы д'Эстре и Генриха IV — люди с головой! Они перенимают от своей матери вкус к роскоши, а от отца они узнали толк в хорошем столе. Но настоящий благородный вид Ане принимает вновь, когда его владельцем становится Луи-Жозеф де Вандом, внук Вер-Галана.
Храбрый солдат, главнокомандующий, маршал де Вандом представляет собой не менее странную личность. Вместе со своим братом, кавалером де Вандомом, они были награждены странным прозвищем «эпикурейцев».
Луи Жозеф де Вандом, знаменитый маршал, принявший участие в почти всех компаниях Людовика XIV, еще в возрасте 24 лет в 1678 г. получил чин бригадного генерала, а спустя три года он управляющий Прованса.
Затем однако король в течение ряда лет не привлекает военачальника к службе, и тот решает поселиться в Ане, модернизировав замок. Клод Дего племянник Ленотра — инспектор Королевских зданий, осуществляет руководство по масштабной реконструкции как экстерьера, так и внутреннего устройства здания.
В правом крыле на месте галереи Дианы он создаёт дополнительные жилые апартаменты, в левом — просторный вестибюль с новой роскошной лестницей. Окна 1-го этажа лишаются делормовских каменных импостов и превращены в двери, уничтожены знаменитые витражи и заменены простым стеклом, в простенках бельэтажа появляются ионические пилястры и декоративные трофеи, изменён уклон кровли и под ней устроены новые комнаты, полы из зелёных керамических плиток заменены чёрным и белым мрамором.
К левому крылу пристроен дополнительный корпус соединённый полукруглой стеной с так называемым «павильоном Правительства». Новые интерьеры украшают художник-анималист Франсуа Депорт и Клод Одран, расписавший в 1690 г. гротескамиапартаменты 1-го этажа.
Устройство садов с 1685 г. поручено А. Ленотру. Тот начинает со сноса окружающих замок сооружений: уничтожены оранжерея, вольеры, галерея, огибавшая сад. Перепад рельефа у замка используется для сооружения террас с партерами-бродери, вокруг которых вырыт Большой канал с каскадом. За ним веером расходятся аллеи, прорезающие лесопарк.
Гостеприимством маршала, во время его пребывания в Ане, пользовались многие знаменитости того времени, среди них маркиз де Данжо, Лафонтен, Кампистрон иМольер. За десять лет Великий Дофин семь раз посещает Вандома.
Как говорил о них Сен-Симон, они были представителями «низких нравов», предаваясь «порокам, заставляющим краснеть за человечество во все времена». Тем временем Анет мог только гордиться их пребыванием в нем.
Пол
В сентябре 1686 г. его сопровождает почти весь двор. Восьмидневные празднования, устроенные хозяином по этому поводу, будут стоить владельцу замка более 100 000 ливров. В первый вечер Люлли ставит написанную специально для этого случая оперу «А́цис и Галатея», ставшую его последней премьерой.
Стало знаменитым меню, которое однажды вечером маршал предложил дофину: «Тридцать видов супов, сто тридцать два горячих блюд, шестьдесят холодных блюд, семьдесят два блюда с жарким, триста тридцать четыре блюда из дичи».
На десерт: «Пятьдесят различных салатов, тридцать две миски с апельсинами, сто корзинок со спелыми фруктами, восемьдесят четыре с сушеными фруктами, сто шесть компотов и пятьдесят блюдец с мороженными фруктами…»И все это для сорока человек! Можно себе представить, какая паника была на кухне.
Генерал, губернатор Прованса, губернатор Каталонии, маршал де Вандом, взяв Барселону, не окончил в Анете свое полутаинственное существование.
Затем последовали охота на волка, различные игры и бесконечные пиршества. Роскошная и расточительная жизнь, которую маршал Вандом ведет в замке в компании своего брата Великого Приора Мальтийского ордена, а также большие расходы на переустройство Ане, вынуждают владельца продать королю свой парижский особняк на улице Сент-Оноре. На его месте Ардуэн-Мансар создаст Вандомскую площадь.
Попав в опалу после своего поражения в Уденарде, он поступил на службу к внуку Людовика XIV, ставшего королем Филиппом V Испанским, и принес ему победу в Вилавичиозе. Он был объявлен наследным принцем 23 марта 1712 года и умер в Винарозе три месяца спустя. В Экюреале находится могила самого странного из владельцев Ане.
Анна Баварская, принцесса Конде
До этого маршал успел жениться на Марии-Анне де Бурбон-Конде, но у него не хватило времени обзавестись детьми. Поэтому его жена унаследовала Ане
Принцесса Конде, мать герцогини Вандом, наследует дочери, но пользуется этим недолго — 1723 г. она скончалась.
В течение девяти лет имущество остаётся выморочным, однако в конце концов возвращается к восьмой дочери принцессы Анне-Луизе-Бенедикте де Бурбон, герцогине дю Мэн.
Герцогиня дю Мэн
С нее началась новая королевская побочная ветвь в Анете. Речь идет о герцоге дю Мэне, сыне Людовика XIV и госпожи де Монтеспан.
Крошечная, блестящая, вспыльчивая, злая и остроумная, смертельный враг Регента, находящаяся всегда между двух огней, герцогиня дю Мэн влюбляется в Ане почти также сильно, как и в свой замок де Ско.
Крошечная, блестящая, вспыльчивая, злая и остроумная, смертельный враг Регента, находящаяся всегда между двух огней, герцогиня дю Мэн влюбляется в Ане почти также сильно, как и в свой замок де Ско.
Для покрытия расходов по содержанию замка супруга сына короля и маркизы Монтеспан продаёт библиотеку Дианы де Пуатье (171 фолиант), пополненную её преемниками. Она продолжает дальнейшее переустройство дворца, приглашая вновь в 1733 г. Одрана и Кристофа Юэ, украсившего потолки нескольких салонов.
Когда герцогиня получила Ане, ей было уже около шестидесяти, времена, когда она блистала в свете, собирая вокруг себя настоящий двор остроумия, прошли. Однако герцогиня пытается создать литературный кружок у себя в замке.
" />
В 1746 г. у герцогини гостят Вольтер и маркиза дю Шатле. В следующем году они вновь посетят Ане и поставят здесь комедию к празднику Сен-Луи.
7 августа 1749 г. Людовик XV остановился в замке, у своей тётки и поклонился праху прабабки, и верхом через лес Дрё отправился в поместье Креси, приобретённое маркизой Помпадур.
7 августа 1749 г. Людовик XV остановился в замке, у своей тётки и поклонился праху прабабки, и верхом через лес Дрё отправился в поместье Креси, приобретённое маркизой Помпадур.
За три года до смерти уже больная герцогиня делит имущество между двумя сыновьями. Старший Луи-Огюст де Бурбон, принц де Домб, получивший Ане и графство Дрё, с тех пор обустраивается в замке. Он старается поддерживать поместье в надлежащем порядке, сам проектирует и приказывает построить на берегу р. Эр водовзводную машину для поливки садов.
Принц де Домб
Принц умер в 1755 г. холостяком и не оставил потомков. Ане перешло к его брату, графу д’Э Тот использует замок, как охотничью резиденцию.
Менее, чем за два года до смерти, в 1773 г. владелец договаривается о продаже бо́льшей части своего имущества, в том числе и Ане, Людовику XV за баснословную сумму 12 млн ливров, и составляет завещание, сделав основным наследником двоюродного брата, герцога де Пантьевр.
Людовик XV умер незадолго до графа д’Э, не урегулировав покупку имущества последнего. Людовик XVI аннулирует слишком дорогостоящую для королевских финансов сделку. В 1775 г., герцог вступает во владение княжеством Ане. Губернатор Бретани, Великий адмирал Франции, Пантьевр, наследовав своему кузену, объединяет в своих руками все земли, которые Людовик XIV подарил своим двум узаконенным сыновьям. Он становится самым богатым землевладельцем королевства.
Герцог де Пантьевр
При герцоге де Пантьевре замок хорошо содержится и не подвергается никаким изменениям. Когда начинается Революция, герцога де Пантьевра не беспокоят — столь велико уважение, которым он пользуется в самых широких слоях населения. Он умирает в своём замке Бизи, около Вернона, в марте 1793 г., завещав свои владения единственной дочери, Луизе Марии Аделаиде де Пантьевр — супруге герцога Орлеанского.
Через пять недель после кончины герцога де Пантьевра, на замок наложен секвестр. Такая ситуация продолжается в течение четырёх лет. Этим пользуются местные революционеры.
В эпоху террора они захватывают погребальную часовню, используя её как зал заседаний Революционного трибунала и для размещения Национальной гвардии. Тогда на фасаде появляются надписи «Смерть тиранам» и «Общественное благоденствие».18 июня 1795 г. группа санкюлотов под предводительством двух комиссаров комитета Общественного спасения Дрё разрушила могилу фаворитки Генриха II и двух её внучек. Останки выбросили в яму, вырытую рядом с апсидой часовни.
В конце января 1798 г, после депортации герцогини Орлеанской, замок выставлен на продажу администрацией департамента Эр-э-Луар.
Сначала распродают обстановку. Затем земля разделена на четыре лота. Тот, что включал замок и сады, приобретён двумя перекупщиками участков за 3 200 000 франков, которые ради компенсации понесённых затрат распродают всё, что можно: сточные желоба, полы, камины, деревянные панели, двери и даже соскобленную позолоту.
Герцогиня Орлеанская
Однако, один любитель искусств сумел спасти часть сокровищ замка. Ещё в 1797 году Александр Ленуар- создатель Музея памятников Франции в Париже, смог добиться покупки государством большей части рассеянных элементов могилы Дианы. Надгробная статуя, саркофаг из чёрного мрамора, использовавшийся как корыто для кормёжки свиней на близ лежащей ферме, алтарь работы Пьера Бонтана будут перевезены в Париж.
Однако, один любитель искусств сумел спасти часть сокровищ замка. Ещё в 1797 году Александр Ленуар- создатель Музея памятников Франции в Париже, смог добиться покупки государством большей части рассеянных элементов могилы Дианы. Надгробная статуя, саркофаг из чёрного мрамора, использовавшийся как корыто для кормёжки свиней на близ лежащей ферме, алтарь работы Пьера Бонтана будут перевезены в Париж.
Впоследствии, когда предприимчивые владельцы примутся за само здание, Ленуар постарается спасти от разрушения основные детали: фонтан «Диана с оленем», барельефы «Нимфа Ане» и «Летящие фигуры Славы» с портала и даже портик главного главного корпуса найдут пристанище в его музее (последний ныне в Школе изящных искусств).
Именно по случаю этих приобретений, 29 октября 1802, Бонапарт, тогда Первый Консул, посетит замок прежде, чем отправится за несколько километров от Ане, на поле битвы Иври.
В 1804 году опустошённое жилище Дианы попадает в руки нового владельца, некоего Демонти , который сначала вырубил все деревья в парке, а затем принимается за снос зданий. Он взрывает центральный корпус и правое крыло. Чудом, не задевают часовни Делорма. Жители Ане не понимают причин этого варварского разрушения.
Падение рабочего с кровли при демонтаже левого крыла в 1811 г. провоцирует спор рабочих с подрядчиком, который перерастает в настоящий бунт, угрожающий владельцу-вандалу, спасающемуся бегством. Это остановит дальнейшее разрушение. То, что осталось от замка, находится в заброшенном состоянии до тех пор пока в 1820 г. земля не выкуплена вдовствующей герцогиней Орлеанской.
Герцогине не хватает времени, чтобы поднять Ане из развалин: она умирает 23 июня 1821 [3], через девять месяцев после выкупа замка. Сын уклоняется от огромных расходов, требуемых на восстановление: он продаёт замок Луи Пасси, генеральному сборщику налогов департамента Эр, который в замке не живёт, довольствуясь тем, что застраивает стеной торец левого крыла, оставшийся после разрушения центрального корпуса открытым.
В 1840 г. земли Ане наконец находят покупателя в лице графа Адольфа де Карамана (, который, с большим энтузиазмом принимается приводить в порядок заброшенное жилище. Он обживает павильоны и несколько комнат сохранившегося крыла. В 1844 г. де Караман приглашает известного архитектора Огюста Каристи, чтобы восстановить часовню и создать ей фасад, согласованный со стилем памятника.
Работы, законченные в 1851 г., привлекают внимание министра внутренних дел, который в следующем году классифицирует как памятники истории часовню и портал и предоставляет владельцу существенную субсидию. Де Караман приступает затем к восстановлению главных ворот. Он размещает тимпане копию Нимфы Челлини, переведённую в Лувр после закрытия музея Ленуара, заменяет современными старые утраченные часы и восстанавливает на вершине здания скульптуры оленя и собак.
Старые сады Ленотра, заброшенные в течение шестидесяти лет и давно ставшие неузнаваемыми, превращаются в английский парк ландшафтными архитекторамиДени и Эженом Бюле. Однако в превратности судьбы вынуждают де Карамана в 1860 г. продать Ане Фердинанду Моро , депутату от департамента Сена и генеральному советнику департамента Эр-э-Луар, продолжившему дело предшественника.
Новый владелец привлекает сразу трех архитекторов. Комнаты украшаются мебелью, происходящей из замка и обнаруженной зачастую в прилегающем регионе. Так выкуплены кровать Дианы де Пуатье, которая использовалась в деревенской гостинице, буфеты, витражи, декоративные изделия и керамика, фолианты, гравюры. Четыре больших гобелена истории Дианы, вытканные в XVI в. для Ане, приобретены на аукционе в Париже.
В 1868 г. состоялась покупка Большого Парка и других прилегающих территорий, что помогает восстановить полностью часть садов, окружённую водой. Мельницы и маленькие мастерские, которые были установлены вдоль Большого канала, снесены, чтобы облагородить перспективу. В дальнейшем следует строительство больших служб, восстановление фонтана в мраморном бассейне в конце существующего крыла.
В 1879 г. обнаруживается своды галереи, зарытой в землю уже двести лет назад и считавшейся разрушенной.
В 1879 г. обнаруживается своды галереи, зарытой в землю уже двести лет назад и считавшейся разрушенной.
Наследники Ф. Моро продолжают постепенную реставрацию поместья. В 1-ю мировую госпожа де Лёсс дочь Ф. Моро, устроила в замке больницу Красного креста, где самоотверженно работает сама.
В июне 1940 г. монастырь кордельеров подвергается бомбардировке и исчезает в пламени пожара вместе с богатым собранием книг и мебели, содержавшимся в нём. Затем замок занят немецкими военными. В 1944 г., во время боёв Освобождения, бомбы, пощадили здание, но при подрыве вражеской бронетехники пострадало около тридцати гектаров лесопарка.
Реставрационные работы, прерванные войной, разворачиваются с новой силой и продолжаются по сей день.
В 1965 г. в замке снимали начальные сцены фильма«Шаровая молния».
1971 году замок унаследовал Жан де Ютюб, который живет в нем с самого детства, и стал исключением в женской эстафете за достоянием. На данный момент он проживает во дворце со своей семьей. Его жена, Санди де Ютюб, реставратор и дизайнер. И теперь она занимается восстановлением замка Ане. Следующим приемником будет их дочь — Диана Хотингер, которую назвали в честь первой хозяйки замка Ане.
спустя 215 лет после осквернения гроба дианы в 1795 году, останки княгини возвратил замок Ане
Хотелось бы, чтобы были известными и проклятыми имена этих вандалов! К счастью, Лувру удалось спасти наиболее важные комнаты. Как раз вовремя, так как уже был поставлен вопрос о сносе замка. Но его решили сохранить, надеясь на то, что последующие владельцы попытаются вернуть сей замок к жизни. И это у них довольно хорошо получилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий