Чехув мост. Самым коротким путем через реку Влтаву в Праге считается Чехув мост (Čechův most), которые соединяет Дворжакову набережную с набережной Эдуарда Бенеше. Несмотря на небольшие его размеры, 170 метров в длину и 16 метров в ширину, этот мост довольно функционален. По мосту проходят автомобильные пути, трамвайные и пешеходные.
Чехув мост является не только самым коротким в Праге, но и единственным мостом, построенным в стиле модерн. Свое название он получил в честь знаменитого чешского писателя Сватоплука Чеха. Мост является настолько уникальным, что жители Праги усиленно охраняют его от повреждений, поэтому на нем установлены многочисленные камеры и полицейские патрули.
Архитектурное совершенство этого моста просто поражает. Опоры моста, которые находятся по течению, имеют статуи «светочей», а против течения – скульптуры гидр, на которых нарисован герб Праги.
Но самой красивой скульптурой является ангел, держащей золотую ветку.
С наступлением темноты, на арках моста загораются 200 ламп, которые постоянно меняют свой цвет, что придает этому месту таинственный и романтичный вид.
Шторхов дом – дом с Вацлавом и аистами.
В Праге есть множество интересных зданий с собственной историей, и трудно выделить самое красивое из них. Дом издателя Александра Шторха на углу Староместской площади (Staroměstské náměstí) – одно из самых примечательных зданий столицы.
Дом Шторха чехи называют «Шторхув дом» (Štorchův dům). Он очень стар, как и большинство домов в комплексе Староместской площади. Здание, которое стоит на площади сегодня, было построено в 1896-1897 гг. До этого времени оно несколько раз перестраивалось.
Фасад дома не выделяется лепными элементами, барельефами или иными объёмными деталями, как соседние здания – тем эффектнее выглядит на ровной стене его изящный готический эркер.
Когда Шторхов дом реконструировали, архитектор Фридрих Охман планировал создать в новом здании ровный фасад без рельефных украшений. Зодчий хотел восстановить средневековый облик дома, к тому же на большой площади гладкой стены планировалось выполнить роспись. Однако красивейший эркер в готическом стиле просто нельзя было разрушить. Его необходимо было сохранить – так решили архитекторы, строители и сам владелец здания.
Строительными работами руководил архитектор Франтишек Тихна. Во время внутренней перепланировки дома рабочих ждал сюрприз – внутри здания обнаружилась маленькая часовня. Входа в ней не было – в загадочном сооружении не нашлось вообще никаких дверей. Когда всё-таки удалось попасть внутрь часовенки, там стоял стол. На столе лежал меч, и никаких больше следов вокруг не было. Как меч попал внутрь часовни, кто всё это проделал – доподлинно неизвестно.
В архитектурном облике Шторхова дома воплотился эклектический стиль чешского неоренессанса с элементами владиславской готики. Дом стоит на старинном фундаменте. На его фасаде готические фиалы и романские проёмы соседствуют с фигурным аттиком ренессансного стиля со ступенчатым фронтоном. Здание отличается великолепной фасадной росписью в технике сграффито. Эта работа художника Микулаша Алеша – яркий образец Пражского Сецессиона. Сюжеты цветных фресок изображают Святого Вацлава – покровителя чехов. Вацлав с копьём на белом коне торжественно въезжает на Староместскую площадь. Фигура всадника окружена стилизованным растительным орнаментом.
Вацлав изображён рядом с деревом, а в облаках над ним летает птица – символ свободы чешской нации. Ещё три птицы изображены в верхней части фасада. Это аисты – они очень популярны в Чехии. Аистов часто изображают в виде домовых знаков на фасадах зданий. С ними связаны народные легенды – считается, что эти птицы приносят счастье.
Фасад Шторхова дома изображениями этих птиц украсили вполне закономерно. Фамилия «Шторх» на немецком языке означает: «аист». (В то время, когда строили дом издателя, официальным языком в Чехии считался немецкий.) Кроме птиц и Вацлава на фасаде дома можно увидеть старинный герб Праги, герб королевства Чехия и имена владельцев здания.
В старой Чехии было традицией давать зданиям имена, связанные с их хозяевами. История Шторхова дома восходит к XV веку. За столетия он сменил уже много имён. Его называли «Маршалковский дом», «Дом у чёрных ворот». Самым известным старинным названием было – «У каменной девы Марии» (U Kamenné Panny Marie).
В этом здании долгое время находился книжный магазин – ведь Александр Шторх был издателем. Сегодня это уже не так. Из центра Праги исчезают традиционные, привычные для людей магазины – их сменили обменные пункты, кафе и сувенирные лавки – всё, чем можно заинтересовать туристов. Сейчас в Шторховом доме разместился магазин сувениров.
Шторхов дом был сильно повреждён в конце войны – в 1945 году. Его восстанавливали несколько раз: в 1948, 1972 и 1993 гг. Каждый раз архитекторы возвращались к варианту, задуманному Фридрихом Охманом. Дом Шторха сегодня нельзя назвать образцом какого-либо определённого архитектурного стиля. Он является памятником эпохи модерна, и, по сути, он эклектичен. Этот дом привлекает туристов своей необычной красотой без излишеств. Благодаря смешению разных стилей он удачно вписался в застройку Староместской площади. По его нынешнему облику можно проследить всю историю пражской архитектуры.
Музей Бедржиха Сметаны. Среди многочисленных музеев Праги есть музей, посвящённый Бреджиху Сметане. Ведь этот композитор стал основоположником чешской музыки, использовав в произведениях народные мотивы и сюжеты, поэтому чехи очень чтят Сметану и музей (Muzeum Bedřicha Smetany), посвящённый и жизни, и творчеству национального композитора, открыли ещё в 1926 году. Через десять лет после открытия музейные экспозиции были перенесёны в то здание, где находятся и сейчас.
Построено оно было архитектором Виглом. Неоренессансное здание имеет интересный фасад – его расписывали в технике страффит, то есть выцарапывали верхний слой краски. На нём изображены сцены боя со шведами, который произошёл на Карловом мосту в середине семнадцатого века.
Памятник Сметане находится перед зданием.
В музее же хранятся ноты, письма, документы, инструменты, которые принадлежали при жизни композитору. Посетители имеют возможность познакомиться с фотографиями, которые ранее хранились в семейных альбомах Сметаны, а также послушать музыку. При музее есть зал, обладающий превосходными акустическими качествами. Во время концертов здесь, в основном, исполняется музыка великого композитора. Произведения Сметаны посетители могут послушать и в остальных музейных залах, при этом можно выбрать произведение самому.
В музее работают не только постоянные экспозиции. Часто здесь проводятся и самые разные выставки. Например, портретов и скульптурных изображений композитора. Поскольку Сметана является очень популярным композитором в своей стране, то экспонатов обычно на такого рода выставках представлено достаточно много.
Franz Dvorak. Bedrich Smetana
Самым высоким фонтаном в Праге считается фонтан Краннера (Krannerova kašna) на набережной Бедржиха Сметаны (Smetanovo nábřeží): в 1850 году на берегу Влтавы (Vltava) был поставлен памятник императору Францу I (František I). Автор проекта архитектор Йозеф Ондржей Краннер (Josef Ondřej Kranner) установил 8 аллегорических скульптур, представляющих собой Науку, Искусство, Мир, Изобилие, Земледелие, Горное дело, Промышленность и Торговлю, опирающихся на 16 фигур поменьше, символизирующих 16 чешских регионов, а над всем этим великолепием, в готической стелле возвышается памятник самому императору. При общей высоте 22 м фонтан Краннера считается самым высоким в Чехии (Česko).
"Джинджер и Фред" – название танцующего дома в Праге. Танцующий дом напоминает по внешнему виду пару танцоров, отчего и название. Он представляет собой офисное здание, находящееся в центре Праги.
Здание не нарушает общий фон, и не вызывает конфликта со стилями нео-готики, модерна и нео-барокко, которыми славится Прага. Построен танцующий дом был в 1997, архитектором хорватского происхождения Владо Милуничем и американским архитектором Фрэнком Гери. Здание расположено на пустующем участке и находится близко от набережной.
Совсем рядом размещен дом , принадлежащий ранее бывшему президенту и известному драматургу Чехии Вацлаву Гавелу, который в свою очередь имел не последнюю роль в постройке спорного здания.
На крыше танцующего дома размещен великолепный французский ресторан, с которого открывается шикарный вид на город.
Střelecký ostrov– пражская достопримечательность
Удивительным творением природы является живописный маленький островок, лежащий меж берегов Влтавы в Праге. Его площадь составляет не больше 2,5 га, а на территории практически нет строений. На протяжении всего существования острова, его размер менялся, в зависимости от течения Влтавы, от природных особенностей местности, также свое влияние оказывала и человеческая деятельность.
В теплое время года здесь открывается летний кинотеатр, где прямо под открытым небом можно насладиться просмотром любимых кинокартин. В парке царит очень уютная и романтическая атмосфера. Вдоль берега реки стоят красивые скамейки, на которых можно отдохнуть и вдоволь надышаться свежим воздухом с реки. Местная природа в разное время года радует глаз всеми оттенками своих красок. Весной - это свежий цвет зелени молодой листвы, осенью - ослепительная желтизна опавших листьев, зимой здесь царит белоснежное безмолвие, а летом пестрят цветочные ансамбли. В зимнее время года парк представляет собой уединенный и почти безлюдный уголок, практически в самом центре Праги.
Остров Кампа. Один из самых запоминающихся романтических уголков Праги – остров Кампа (Kampa). Это «городской» остров – он расположен в историческом центре столицы – на Малой Стороне (Malá Strana).
Живописный остров, который называют «пражской Венецией», находится на месте слияния Влтавы и Чертовки. Попасть на Кампу можно по лестнице с Карлова моста (Karlův most), по мосту Легионов (Most Legií) и по маленькому мосту со стороны Мальтийской площади (Maltézské náměstí).
Название «Кампа», по свидетельствам историков, зародилось ещё в XII веке. Окончательно оно закрепилось за островом в 1770 году, а официально было узаконено в 1977 году. Версий его происхождения – несколько. Многие считают, что оно пошло с тех давних времён, когда на острове стояли лагерем испанские солдаты (это было после памятных событий на Белой горе). Слово «campa» по-испански и значит: «лагерь».
Чертовку изначально называли Строуга. Искусственный канал Строуга, протяжённостью 740 м, был создан ещё в XII веке – он обеспечивал работу нескольких мельниц. Русло Чертовки образовывало вокруг Кампы петлю: рукавом оно отходило от Влтавы, а потом вновь впадало в неё. Поскольку канал для работы мельниц был проложен искусственным путём, то и остров получился таким же – искусственным.
В XV в. на Кампе разбили прекрасные сады – островная земля тогда принадлежала пражским архиепископам, а их резиденция находилась неподалёку. С того времени сохранился лишь один сад в южной части Кампы. В XVI веке многие опасались полного затопления острова. Состоятельные люди не хотели селиться в «зоне риска», поэтому землю на долгое время отдали ремесленникам для проведения ярмарок.
Канал несколько раз менял название – его переименовывали в честь новых владельцев. Некоторое время он назывался Розенберг – в честь тогдашнего хозяина окрестных земель – Вилема Розенберга. Имя реки – Чертовка, пришло в обиход из городского фольклора. Когда-то на эту небольшую речку приходили стирать бельё женщины из окрестных домов. Говорят, среди них была Алоизия Немцова – угрюмая старая дева, обладавшая злым языком и скверным характером. Окружающие не любили её и побаивались. Дом, где жила Алоизия, называли «Домом у семи чертей», а хозяйку прозвали Чертовкой. Так же стали звать и речку, куда она приходила с бельём.
Пани Алоизия, действительно, проживала на Мальтезской площади, в доме №476. Её дому дал «дьявольское» прозвище художник, которому Немцова сдавала комнату – после одной мистической истории, связанной с этим жилищем.
На Чертовке было три старинных водяных мельницы. Одну из них построили рыцари Мальтийского ордена в конце XIII столетия. Мельницы до нашего времени полностью не сохранились – от двух из них остались только колёса. Одно колесо, принадлежавшее ранее Велкопржеворской мельнице, стоит возле мостика, проложенного от Мальтийской площади. Этот мост полюбился молодожёнам и романтическим парам – на его решётку вешают замочки «на счастье».
Тема любви «звучит» и в одной из главных достопримечательностей Кампы. «Make love, not war…». Стена Джона Леннона появилась на острове вскоре после смерти легендарного композитора, музыканта и пацифиста. Люди приходят к памятному месту, оставляют на стене пожелания любви, пишут отрывки из песен Битлз. Эта стена ограждает бывший дворцовый парк Мальтийского ордена. Вначале надписи и рисунки пытались закрашивать, однако, по настоятельной просьбе французского посла – поклонника The Beatle и Леннона – стену сделали мемориальной, и надписи «узаконили».
На Кампе есть известные достопримечательности. «Дом Анны» знаменит своим балконом, благодаря которому в 1892 году вся Прага избежала полного затопления. Легенда гласит, что хозяйка дома, спасавшаяся на балконе, успела подхватить проплывавшую мимо икону Богоматери. Анна (так звали женщину) стала горячо молиться о спасении города, и вода отступила. С тех пор на балконе Анны всегда горит памятная лампада над чудотворным образом (правда, с годами лампаду заменили электрическим светильником).
Другой знаменитый объект Кампы – самая узкая пражская улица с пешеходным светофором под названием Винарна Чертовка. Ее ширина всего 70 см, если на ней встретятся два человека они не смогут разойтись. Для этого пришлось поставить светофор. Теперь, чтобы пройти по улице надо просто дождаться своего сигнала.
Когда-то улица была безымянной, да и не считалась улицей, а служила пожарным проходом, предотвращающим распространение огня. В старину Прага горела часто, только в XVI веке город пострадал от двух страшных пожаров. «Чертовкой» же называлась винодельня, расположенная неподалёку. В народе узкий проход звали «пьяным переулком» – завсегдатаи винарни уходили, держась руками за обе его стены. Хозяин винной лавки поместил над входом в переулок вывеску своего заведения. Так новое название постепенно закрепилось за улицей.
Официально это бытовое название не «узаконено», не вписано в городские реестры, но все его знают. Винарня существует и сегодня. Это популярный маленький ресторан с симпатичным интерьером, где продаются хорошие вина. Ресторанчик находится на месте слияния речки Чертовки и Влтавы. Его веранда располагается у самой воды. С неё открывается живописный вид на Карлов мост и Влтаву.
На берегу Влтавы расположен прекрасный Лихтенштейнский дворец (Lichtenstejnsky palace) в неоренессансном стиле. Это красивое трехэтажное здание можно увидеть с Карлова моста, а также с Набережной Сметаны.
В теперешнее время его использует правительство как официальную резиденцию для глав государств и правительств. Здесь останавливались такие почетные гости как королевская чета из Испании, люксембургский герцог с женой, президент Португалии и много других высокопоставленных лиц из разных государств. А вот бывший глава правительства России Виктор Черномырдин здесь не только любил погостить, но и жил некоторое время.
Территория Лихтенштейнского дворца ранее принадлежала (XVI век) ордену Мальтийских рыцарей, потом здесь был построен дом, хозяином которого был оппозиционер К. Кобр, казненный за участие в антигабсбургском восстании. А уже следующий владелец Ф. Гелфрид из Кайзерштейна начал стройку дворца с окружения внутреннего двора комплексом в шестигранной форме и двумя башнями. В 1831 г. его приобретают Лихтенштейны, которые внесли в его облик значительные изменения, сменив барокко на классику.
Теперешний вид дворец приобрел после реконструкции, сделанной уже следующим хозяином – богатым пекарем Ф. Одколковым в 1864 году. Наводнение 2002 года сильно повредило здание и его опять пришлось реконструировать.
Два памятника св. Вацлаву в Праге.
Словно два времени соприкоснулись на выходе из станции метро «Мустек» (Můstek) на Вацлавскую площадь – современность представлена хромовым блеском стиля хай-тек, в котором оформлен вестибюль метро, а на площади царствует классика – все выглядит так, словно сейчас дама в длинном красивом платье пройдет по брусчатке под руку с кавалером во фраке, а мимо пронесется конных экипаж.
На площади находятся два знаменитый памятника. С одной стороны это здание Национального музея, а дополняет архитектурный ансамбль площади конный памятник святому Вацлаву.
Так получилось, что в последнее время статуя коня стала для туристов более привлекательной, чем статуя всадника. Произошло это потому, что современный талантливый скульптор Давид Черна, известный своей эпатажностью, сотворил в своем роде негатив памятника.
Вроде бы непонятно, как можно создать негатив памятника, ведь это не картина и не фотография. Но вольное, безудержное воображение способно на все. Современное творение вызывает спорные оценки, и старожилы Праги считают его ценность сомнительной. Изображен скульптором святой Вацлав на коне, даже размеры совпадают, но разница в том, что он сидит не на спине коня, а на его животе, а язык у лошади вывален! Вот такая довольно скандальная пародия.
О смысле ее можно только гадать или же спросить самого художника. Негатив недолгое время стоял в непосредственной близости с оригиналом, а это говорит о том, что чехи утратили свою консервативность, имеют хорошее чувство юмора и современное искусство им не чуждо. Чешское общество толерантно относится к вызывающим вещам. Выражать здесь свои мысли и творческие порывы можно свободно. И сделав нечто экстраординарное можно не опасаться, что тебя «закидают камнями» в ответ.
Некоторое время постояв на Вацлавской площади, негатив переместился в пассаж «Люцерна». Там он находится и сейчас. Созерцание огромного памятника, подвешенного к потолку, учит нас смотреть на жизнь с разных точек зрения, позволяя понемногу ослаблять жесткую хватку консервативности, и отпускать заученные с детства шаблоны о том, что можно делать, а что нельзя, что приемлемо, а что нет. Это в своем роде освобождение, когда становится понятно, какие возможности таит в себе нетрадиционный взгляд на вещи.
При взгляде на скульптуру начинает кричать о себе инстинкт самосохранения, ведь создается впечатление, что она сейчас упадет вам на голову! Конечно, это только эффект, но природа берет своё. Одолевают странные ощущения – при всем желании отскочить в сторону, хочется подойти к лошади и потрогать ее вывалившийся язык.
И желание это, видимо, испытывают многие – язык неоднократно был отломан и, наверное, забран в качестве сувенира. Сувенир, конечно, странный, как и ситуация в целом. Но это не то, о чем хотелось сказать. Главное – это то, что наше время ломает стереотипы, пусть это иногда странно и болезненно, но весьма интересно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий