Большой Петергофский дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля в городе Петергофе на южном берегу Финского залива, в 29 км от Санкт-Петербурга.
Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле “петровского барокко” в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Вид на фасад Большого Петергофского дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но это скорее оптический обман — сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает около 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.
Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».
Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».
«читать далее»
Картинный зал
Просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада. Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).
Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве “Нагорных палат” Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. К ним относятся лепной карниз, роспись падуг и плафон работы Бартоломео Тарсия на тему “История иероглифики”, созданный в 1726 году. Сложное многофигурное полотно (более тридцати персонажей) прославляет героя (Петра I); над ним развевается штандарт с двуглавым орлом, вокруг него — античные боги Фемида, Афина, Церера, Меркурий; аллегории Вечности в виде крылатой женщины с кольцом, Истины, поражающей Невежество, Порока, убегающего от Света. Выполненная в монохромной манере темперная роспись на падугах, композиционно слитная с их формой, продолжает тематику плафона. Изображены атрибуты и эмблемы воинской славы, крупномасштабные фигуры символизируют время, истину, славу, могущество, патриотизм и морские победы. В окружённые знамёнами угловые медальоны вписаны профили Нептуна, Марса, Аполлона и Беллоны. На продольных падугах присутствуют также аллегории четырёх стихий.
Автор фото – Корзун Андрей
Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Б. Ф. Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты. Их выразительная скульптурная композиция из женского бюста в окружении птиц с распростёртыми крыльями многократно повторяется в различных вариациях в дальнейших дворцовых покоях.
Двери с десюдепортом (фото – Корзун Андрей)
В 1764 году зал обрёл свой нынешний вид, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари. Приехавший в Россию в 1756 году граф Пьетро Ротари пользовался репутацией мастера идеализированного портрета, был назначен придворным художником и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны. Он оставил след в русской живописи: у него учились Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов.
В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской. Часть их Ротари привёз с собою из Германии и Италии, но большинство были созданы в России. Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.).
Большинство работ художника, попавших в Петергоф, — как раз такие портреты.
В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской. Часть их Ротари привёз с собою из Германии и Италии, но большинство были созданы в России. Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.).
Большинство работ художника, попавших в Петергоф, — как раз такие портреты.
Ротари был плодовитым и модным художником: в Китайском дворце Ораниенбаума есть кабинет Ротари, в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых, — салон Ротари; его работы представлены в коллекциях российских и зарубежных музеев.
Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале:
368 полотен занимают почти всю площадь стен.
Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров; в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал, где реализован тот же принцип размещения живописных работ.
Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым, стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари; со временем за ним закрепилось современное название.
Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале:
368 полотен занимают почти всю площадь стен.
Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров; в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал, где реализован тот же принцип размещения живописных работ.
Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым, стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари; со временем за ним закрепилось современное название.
В музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации представлены некоторые предметы мебели, напоминающие о прежнем использовании зала. Складные ломберные столики XVIII века указывают на то, что здесь нередко устраивались карточные игры. В зале установлено фортепиано, изготовленное в Москве в 1794 году (мастер Иоганн Штюмпф); в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору.
В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца, где находится Картинный зал, была взорвана, кроме крыши и меж этажных перекрытий обрушилась и северная стена, смотревшая на Морской канал и Финский залив. От всего зала остались лишь три стены.
Восстановлен зал одним из первых- в 1964 году. Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.
В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца, где находится Картинный зал, была взорвана, кроме крыши и меж этажных перекрытий обрушилась и северная стена, смотревшая на Морской канал и Финский залив. От всего зала остались лишь три стены.
Восстановлен зал одним из первых- в 1964 году. Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.
Куропаточная гостиная
Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.
Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Б. Ф. Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Ю. М. Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.
Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Б. Ф. Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Ю. М. Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.
Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля).
Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов.
Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II. Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной.
Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Часть старой ткани размещена на западной стене.
Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов.
Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II. Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной.
Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Часть старой ткани размещена на западной стене.
Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.
В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж.Б.Грёза, в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы). Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара.
Восстановлена в 1964 году.
Восстановлена в 1964 году.
Туалетная комната
Туалетная с вычурным туалетным столиком у окна, выходящего в Китайский садик.
Но, пожалуй, более всего привлекает то, что стены обшиты матовой зеленой тканью — один из приемов эклектики — а на верху она сходится складками, создавая ощущение солнечных лучей.
Шёлк, украшающий стены этой комнаты, выткан в середине XIX века по рисунку П. Дверза, воспроизводящему ткань XVIII века. На стенах- парадные портреты. Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.
Но, пожалуй, более всего привлекает то, что стены обшиты матовой зеленой тканью — один из приемов эклектики — а на верху она сходится складками, создавая ощущение солнечных лучей.
Шёлк, украшающий стены этой комнаты, выткан в середине XIX века по рисунку П. Дверза, воспроизводящему ткань XVIII века. На стенах- парадные портреты. Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.
Мыльная комната
Самая большая комната — Мыльная, примыкающая к Туалетной и расположенная в центральной части здания. Посреди нее установленна холодная ванна с уходящими в низ ступенями, так, что в ней можно было встать во весь рост.
С потолка спускается люстра, увитая стеклянными лозами и вьюнком — любимым цветком императрицы. Ее особенность заключалась в том, что по трубке подавалась вода (электричества в те поры еще не было распространено) и обдавала холодным душем.
По методике тогдашних врачей, больную нужно было укутать в полотенце, а затем, при начале потоотделения, обмыть сперва в холодной ванне, затем в горячей (горячая ванна находится в соседней комнате — Купальне).
Но вернемся к Мыльной. Напротив ванны, на задней стенке, висит зеркало, обрамленное фарфоровыми цветами работы немецких мастеров. Но установленный снизу фарфоровый столик доказывает, что и наши русские умеют делать не хуже.
И еще одна диковинка: в углу установлен шкаф с картинами, написанными на… фарфоре, дабы постоянная влажность их не испортила. Пройдем Ванную, и попадем в Баню, где вместо традиционной каменки выложены чугунные ядра, — аттракцион, пришедший в Россию со времен Северной войны, когда петровские солдаты мылись подручными средствами.
Ведь на раскаленные камни принято брызгать водой, а валун может и расколоться, а гранитная крошка очень нежелательна для слабых легких императрицы.
(К сожалению фотографий мыльной комнаты найти не удалось.)
С потолка спускается люстра, увитая стеклянными лозами и вьюнком — любимым цветком императрицы. Ее особенность заключалась в том, что по трубке подавалась вода (электричества в те поры еще не было распространено) и обдавала холодным душем.
По методике тогдашних врачей, больную нужно было укутать в полотенце, а затем, при начале потоотделения, обмыть сперва в холодной ванне, затем в горячей (горячая ванна находится в соседней комнате — Купальне).
Но вернемся к Мыльной. Напротив ванны, на задней стенке, висит зеркало, обрамленное фарфоровыми цветами работы немецких мастеров. Но установленный снизу фарфоровый столик доказывает, что и наши русские умеют делать не хуже.
И еще одна диковинка: в углу установлен шкаф с картинами, написанными на… фарфоре, дабы постоянная влажность их не испортила. Пройдем Ванную, и попадем в Баню, где вместо традиционной каменки выложены чугунные ядра, — аттракцион, пришедший в Россию со времен Северной войны, когда петровские солдаты мылись подручными средствами.
Ведь на раскаленные камни принято брызгать водой, а валун может и расколоться, а гранитная крошка очень нежелательна для слабых легких императрицы.
(К сожалению фотографий мыльной комнаты найти не удалось.)
Диванная опочивальня императрицы.
Диванная оформлена по проекту Ю. Фельтена в 1770 году. Применив золочённую резьбу по дереву, Фельтен использует геометрический плоский орнамент, розетки, провисающие гирлянды цветов.
Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца. Однако об отделке Елизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный для большинства помещений середины XVIII столетия рисунок паркета "зигзаг”.
В основном же облик этого интерьера сформировался в 1770 году, когда архитектор Ю.М. Фельтен перестроил для Екатерины II парадную спальню, создав при помощи деревянных перегородок комплекс из двух комнат — Опочивальню императрицы и Коронную.
Основной архитектурный акцент, определяющий облик помещения, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадная кровать.
Будучи мастером периода становления классицизма, Фельтен, ученик Ф.-Б. Растрелли, хотя еще и применяет здесь деревянную позолоченную резьбу, однако, наряду с причудливо изгибающимися стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной тяжестью гирлянды цветов.
Особую изысканность композиции придают струящиеся в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Несмотря на значительные переделки, Опочивальня по-прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII — первой половины XVIII столетия, но не отвечало требованиям нового периода строительства — большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.
Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца. Однако об отделке Елизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный для большинства помещений середины XVIII столетия рисунок паркета "зигзаг”.
В основном же облик этого интерьера сформировался в 1770 году, когда архитектор Ю.М. Фельтен перестроил для Екатерины II парадную спальню, создав при помощи деревянных перегородок комплекс из двух комнат — Опочивальню императрицы и Коронную.
Основной архитектурный акцент, определяющий облик помещения, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадная кровать.
Будучи мастером периода становления классицизма, Фельтен, ученик Ф.-Б. Растрелли, хотя еще и применяет здесь деревянную позолоченную резьбу, однако, наряду с причудливо изгибающимися стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной тяжестью гирлянды цветов.
Особую изысканность композиции придают струящиеся в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Несмотря на значительные переделки, Опочивальня по-прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII — первой половины XVIII столетия, но не отвечало требованиям нового периода строительства — большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.
Выделение Опочивальни из анфилады потребовало бы значительных перестроек и перепланировки. Фельтен предложил иное решение, использовав расположение Опочивальни в ризалите здания.
В 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена деревянная "турецкая перегородка” со стрельчатыми арками. Ее изготовили из ольхи и липы столяры Ожигин и Забаровский под руководством вольного столярного мастера Векмана.
Парадная кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий "турецкий” диван "с приступом”.
По преданию, его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны.
На подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились "софы по турецкому вкусу”. С этого времени комната именовалась Диванной.
Стены Диванной обиты "китайскою материею шелковою с разными фигурами”.
Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.
Как драгоценная реликвия сохраняется в Диванной скромная яйцеобразная фарфоровая ваза. Она украшена тонко выполненной синей подглазурной кобальтовой росписью.
Ручки — в виде пучков листьев водных растений с маскароном бородатого старика.
На вазе крошечные изображения двуглавого орла и кружка со стрелкой.
Так метил свои изделия великий русский ученый-керамист, друг М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. Ему принадлежит честь создания в 1748 году первых изделий из отечественного фарфора.
B то время лишь два завода в Европе — Мейсенский под Дрезденом и Венский — изготовляли фарфоровые изделия. Способ их производства держался в строжайшей тайне.
В 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена деревянная "турецкая перегородка” со стрельчатыми арками. Ее изготовили из ольхи и липы столяры Ожигин и Забаровский под руководством вольного столярного мастера Векмана.
Парадная кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий "турецкий” диван "с приступом”.
По преданию, его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны.
На подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились "софы по турецкому вкусу”. С этого времени комната именовалась Диванной.
Стены Диванной обиты "китайскою материею шелковою с разными фигурами”.
Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.
Как драгоценная реликвия сохраняется в Диванной скромная яйцеобразная фарфоровая ваза. Она украшена тонко выполненной синей подглазурной кобальтовой росписью.
Ручки — в виде пучков листьев водных растений с маскароном бородатого старика.
На вазе крошечные изображения двуглавого орла и кружка со стрелкой.
Так метил свои изделия великий русский ученый-керамист, друг М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. Ему принадлежит честь создания в 1748 году первых изделий из отечественного фарфора.
B то время лишь два завода в Европе — Мейсенский под Дрезденом и Венский — изготовляли фарфоровые изделия. Способ их производства держался в строжайшей тайне.
Д.И. Виноградов после долгих исследований составил свой рецепт изготовления керамической массы. При его непосредственном участии были выпущены первые изделия на Петербургском императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году.
Ваза в Диванной изготовлена в середине XVIII столетия.
Двумя десятилетиями позже на том же Петербургском заводе изготовили по модели скульптора Ж.-Д. Рашетта удивительную по высокому художественному и технологическому совершенству фигуру собачки, лежащей на зеленой подушке.
Наряду с керамикой в XVIII веке успешно развивается русское стеклянное производство. Петербургский стеклянный завод по качеству стекла и особенно хрусталя не уступал лучшим заводам Европы. Славились русские мастера производством хрустальных осветительных приборов.
В Диванной можно видеть хрустальную люстру со стержнем рубинового стекла конца XVIII века, а на столике у зеркала — великолепные жирандоли 1760-х годов.
На столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. Он был выполнен на Венском фарфоровом заводе, как гласит предание, для внуков Екатерины II Александра и Константина.
Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны ребенком — копия с портрета работы Луи Каравака. Луи Каравак приехал в Россию по приглашению Петра I и жил здесь долгие годы, вплоть до своей смерти. Он изобразил дочь Петра I обнаженной, лежащей на подбитой соболями порфире. В правой руке она держит медальон с портретом отца. Хотя подобное изображение было довольно смело для своего времени, портрет пользовался большим успехом и несколько раз был повторен как самим Караваком, так и современными ему художниками. Портрет в Диванной написан Бухгольцем.
В Диванной находится гарнитур мебели французской работы в стиле, присущем второй половине XVIII века, наугольный немецкий комод середины того же века с причудливо извивающимися стенками (такие комоды метко прозвали "бомба”) и воссозданное реставраторами по фотографии зеркало в резной золоченой раме.
Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой
Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры.
Ваза в Диванной изготовлена в середине XVIII столетия.
Двумя десятилетиями позже на том же Петербургском заводе изготовили по модели скульптора Ж.-Д. Рашетта удивительную по высокому художественному и технологическому совершенству фигуру собачки, лежащей на зеленой подушке.
Наряду с керамикой в XVIII веке успешно развивается русское стеклянное производство. Петербургский стеклянный завод по качеству стекла и особенно хрусталя не уступал лучшим заводам Европы. Славились русские мастера производством хрустальных осветительных приборов.
В Диванной можно видеть хрустальную люстру со стержнем рубинового стекла конца XVIII века, а на столике у зеркала — великолепные жирандоли 1760-х годов.
На столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. Он был выполнен на Венском фарфоровом заводе, как гласит предание, для внуков Екатерины II Александра и Константина.
Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны ребенком — копия с портрета работы Луи Каравака. Луи Каравак приехал в Россию по приглашению Петра I и жил здесь долгие годы, вплоть до своей смерти. Он изобразил дочь Петра I обнаженной, лежащей на подбитой соболями порфире. В правой руке она держит медальон с портретом отца. Хотя подобное изображение было довольно смело для своего времени, портрет пользовался большим успехом и несколько раз был повторен как самим Караваком, так и современными ему художниками. Портрет в Диванной написан Бухгольцем.
В Диванной находится гарнитур мебели французской работы в стиле, присущем второй половине XVIII века, наугольный немецкий комод середины того же века с причудливо извивающимися стенками (такие комоды метко прозвали "бомба”) и воссозданное реставраторами по фотографии зеркало в резной золоченой раме.
Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой
Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры.
Кабинет императрицы
Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты.
До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.
Летом 1849 года в Петергоф доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы "фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме.
Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол.
Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году.
До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.
Летом 1849 года в Петергоф доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы "фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме.
Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол.
Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году.
Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами.
Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.
В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей.
В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера.
На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах "просвещенного монарха”. Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветливая полуулыбка.
Почти игриво держит она в правой руке скипетр.
На западной стене портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны.
Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.
В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей.
В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера.
На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах "просвещенного монарха”. Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветливая полуулыбка.
Почти игриво держит она в правой руке скипетр.
На западной стене портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны.
Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Хаккерт. Его картина "Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима” находится на восточной стене.
В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.
В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.
Большая голубая гостиная
Голубая гостиная в середине XVIII века называлась Столовой. Обивка стен неоднократно менялась. Голубая брокатель, давшая интерьеру новое название, впервые упоминается в 1876 году. В настоящее время стены украшены шёлком, изготовленным по образцу 1897 года.
До 1941 года здесь сохранялась живописная падуга художника Л. Дорицкого (1753). Падуга воссоздана художником Л. Любимовым в 1980 году. Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны — копии художников XVIII века с портретов работы Д. Левицкого и Л. Виже-Лебрен. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами.
До 1941 года здесь сохранялась живописная падуга художника Л. Дорицкого (1753). Падуга воссоздана художником Л. Любимовым в 1980 году. Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны — копии художников XVIII века с портретов работы Д. Левицкого и Л. Виже-Лебрен. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами.
Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады.
Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.
В Голубой гостиной находится сервиз "капустные листья", заказанный в своё время Николаем I на заводе Этрурия у знаменитого Веджвуда специально для Большого Петергофского дворца. Всего в этом сервизе насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована. Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца.
Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20-х годов XIX столетия.
Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.
В Голубой гостиной находится сервиз "капустные листья", заказанный в своё время Николаем I на заводе Этрурия у знаменитого Веджвуда специально для Большого Петергофского дворца. Всего в этом сервизе насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована. Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца.
Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20-х годов XIX столетия.
Четыре больших канделябра с фигурками дельфинов, привезенные из Саксонии во второй половине XIX в., украшали Голубую гостиную и до войны.
У восточной стены два шкафа, богато украшенные бронзой, выдающегося французского бронзовщика середины XIX в. Фердинанда Барбидьена.
Диван и кресла французской работы конца XVIII в. Из живописных полотен наиболее интересны парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д.Г. Левицкого — и портрет Марии Федоровны, жены Павла I, кисти модной в конце XVIII в. французской художницы Виже-Лебрен. Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. С помощью языка аллегорий прославляются достоинства императриц. Это типичные образцы официальных парадных портретов.
Справа от камина — портрет великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.
У восточной стены два шкафа, богато украшенные бронзой, выдающегося французского бронзовщика середины XIX в. Фердинанда Барбидьена.
Диван и кресла французской работы конца XVIII в. Из живописных полотен наиболее интересны парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д.Г. Левицкого — и портрет Марии Федоровны, жены Павла I, кисти модной в конце XVIII в. французской художницы Виже-Лебрен. Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. С помощью языка аллегорий прославляются достоинства императриц. Это типичные образцы официальных парадных портретов.
Справа от камина — портрет великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.
Дубовый кабинет
Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб. Дубовые щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность. Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. Подобное решение интерьера производило сильное впечатление. Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем “Дневнике”: “Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями”. Этим “скульптором” был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года. Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его маcтерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого Дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована.
К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвий. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменений. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на северной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.
Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу. Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения. На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. Голова его украшена лавровым венком — символом славы. Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: "La Vertus Supreme du Pierre Premier Empereur De La Grande Russie” (Высшая добродетель Петра I Императора Великой России). На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва — богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли. Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.
Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века. В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба Дубового кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I.
В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа. Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером. Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку. У западной стены на столе — кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов. Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.
Церковный корпус
Церковный корпус является частью архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца, построенного по проекту Растрелли в XVIII веке. Во время Великой Отечественной войны здание церкви было уничтожено. В 1952-1958 годы фасады церковного корпуса были воссозданы, но купол долгое время был одноглавым, пятиглавие было восстановлено лишь в начале XXI века. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м.
Церковном корпусе Большого Петергофского дворца крестили четырех из пяти детей последнего российского императора Николая II — все дети, кроме старшей, Ольги, родились в Петергофе.
Гербовый корпус
Симметрично расположенные по отношению к центральной части дворца Гербовый и Церковный корпуса имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев.
Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером в виде трехголового орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. При взгляде с любой стороны орел воспринимается как двуглавый и как бы парит над дворцом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий