Картина работы Перуджино, ок. 1500
Мария Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. В молодости она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Иисус Христос, будучи в Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ; исцелял больных и увечных; изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами и изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого, расположенного близ Капернаума г. Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина). Благодарная Христу за исцеление, она вместе с апостолами и группой местных жителей стала сопровождать Его, слушать Его проповеди.
Рубенс. «Пир в доме Симона Фарисея», ок. 1618 Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами. Поэтому у неё обычно нарисованы красивые длинные волосы.
«Мария Магдалина», картина Рогира ван дер Вейдена. Традиционное изображение святого с каким-либо атрибутом, в данном случае — с флаконом благовоний (алавастром), знаком Магдалины и как омывшей ноги, и как жены-мироносицы. Типично и для православия, и для католичества.
Проникнувшись учением Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.
Тициан. «Noli me tangere», ок. 1512
Евангельские свидетельства о Марии Магдалине:
Происходила из галилейского города Магдала в колене Иссахаровом, близ Капернаума. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах:
Bartholomeus Douven PENITENT MAGDALENE
Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9) Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
«Распятие», картина Симоне Мартини. Магдалина в красном платье с распущенными волосами обнимает основание креста
«Оплакивание Христа», картина Уголино Лоренцетти. Плачущая Магдалина придерживает стопы Иисуса
После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
«Положение во гроб», картина фра Бартоломео
А также стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
(Obra de Antiveduto Grammatica santamariamaddalenaalse. Santa Maria Maddalena al Sepolcro, inizi 1620 - Olio su tela)
По Евангелиям, Мария входила в число женщин, которые пришли умастить тело Иисуса, но обнаружили пустой гроб и ангела, поведовавшего им об воскресении.
«Noli me tangere», картина Александра Иванова
Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении (Ин. 20:11-18).
Беллини. Святое собеседование (ок. 1490). Венеция, Галерея Академии
Западноевропейские художники изображали эту святую чаще всего во многофигурных композициях, посвящённых Страстям Господним: в сценах "Снятие с креста", "Оплакивание", "Положение во гроб". Мы видим там, как она скорбит у ног умершего Спасителя, на некоторых картинах — в скорби приникает губами к ногам Его. Так она изображена на знаменитом, полном трагизма "Оплакивании" Хусепе Риберы. Изображали Марию Магдалину также в картинах на тему "Святое собеседование". Эти картины представляют собой Мадонну с младенцем, сидящую на троне, по левую и правую сторону которого стоят святые.
Leonardo da Vinci - Mary Magdalene
Во всех названных композициях художники показывают нам Марию Магдалину как страстно верующую, глубоко убеждённую в истине Учения своего Божественного Учителя и преданную Ему ученицу, которая, как известно, по окончании земного пути Спасителя явила неколебимую твёрдость веры и мужество при распространении Евангелия среди язычников, за что не только причислена церковью к лику святых, но и именуется равноапостольной.
by José de Ribera
Но наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, поучительный образ кающейся Марии Магдалины, ибо тут нам показан источник, начало и путь духовного обновления человека, его самосовершенствования.
Titian (Tiziano Vecellio) – Mary Magdalen Repentant
Многие прославленные художники изображали Марию Магдалину в тот момент, когда она, уединившись, с покаянной молитвой обращается к Богу. Такой предстаёт она перед нами на полотнах Эль Греко и Хусепе Риберы, Караваджо и Жоржа де ля Тура. Но наиболее совершенно идея очистительного и преображающего душу покаяния выражена, пожалуй, в картине Тициана, которая хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Удивительно верно передано художником то, как женское сердце переживает большое горе. Обращённые к небу глаза, полные слёз; покрасневшие от долгого неутешного плача веки; слёзы, обильно текущие по щекам; припухшие и, как и глаза, чуть покрасневшие и влажные ноздри и губы; рука, прижатая к груди, и другая, безвольно опущенная на колени, — всё это так живо, так убедительно передаёт всю глубину раскаяния Марии Магдалины, что внимательному и вдумчивому зрителю становится ясно: если человек столь горячо и сильно кается в своих прошлых проступках, в своём моральном падении, он уже никогда не повторит былых ошибок и не станет на дурную стезю. Он спасён. Ведь прошлое представляется Марии Магдалине страшной бедой, и все силы души её устремлены к тому, чтобы порвать с этим тёмным, греховным прошлым.
Jan van Balen (attr) Mary Magdalene as a hermit
Orazio Lomi Gentileschi – Penitent Mary Magdalene
Jan Gossaert - Mary Magdalene
Атрибуты Марии Магдалины напоминают об отдельных эпизодах её жизни и характеризуют её как великую святую. Из стеклянного сосуда с благовониями она обмывала ноги Спасителя на пиру у Симона Фарисея.
Ambrosius Benson – Mary Magdalene
Другой постоянный атрибут Марии Магдалины — череп, символизирующий бренность человеческой жизни, говорит о том, что краткое земное существование надо посвящать совершенствованию души.
Alfred Stevens - Maria Magdalena
Guido Reni – Penitent Magdalene
Раскрытая Библия указывает нам, что преображение грешницы в святую произошло под влиянием христианского учения. Дерево справа от Марии Магдалины символизирует не только её духовный рост, но и её бессмертие. Скала за спиной Марии Магдалины — символ её твёрдости в вере.
Piero Di Cosimo – St Mary Magdalene
Domenico Feti – The Repentant St Mary Magdalene
Artemisia Gentileschi - The Penitent Mary Magdalen
Точно такое же состояние горького и страстного оплакивания своих постыдных поступков выражено в чудесном стихотворении А. С. Пушкина "Воспоминание":
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.
Domenichino (Assumption of Mary Magdalene into Heaven )
Кто способен на такой беспристрастный и беспощадный суд над собой, тот не может быть плохим человеком, и ему всегда открыты пути непрестанного нравственного роста.
Гверчино (1591–1666) «Saint Mary Magdalene and Two Angels»
La Magdalena penitente (Luca Giordano)
Mary Magdalene raised by angels. около 1430 года.
Himmelfahrt der Heiligen Maria Magdalena im Fellkleid mit Engeln 1510 год (аукцион)
TINTORETTO - Magdalena penitente (Musei Capitolini, Roma, 1598-1602)
Paolo Veronese, Penitent Magdalene, 1583
Jean-Jacques Henner (FRENCH, 1825-1905) - MARY MAGDALENE
Antonio Canova Maddalena Penitente
Комментариев нет:
Отправить комментарий