вторник, 3 ноября 2015 г.

КАРЛ ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ. Часть 5.

 
А потом началась война и тематика пасхальных яиц изменилась. Драгоценности и золото шли в то время на покрытие военных поставок из-за границы, работать с ними было запрещено. Поэтому мастерам Фаберже приходилось ограничиваться материалами более скромными.
Фирма в то время вообще переключилась с изготовления драгоценностей на создание, например, втулок для снарядов (выпустив их два миллиона), котелков, жетонов, подстаканников, шприцев для госпиталей.Но создавались и произведения искусства, только стоили они копейки, потому что золото и платину мастера заменяли латунью и медью. Это были подарки для фронтовиков - ковшики, портсигары, плошки в русском стиле. Государь одаривал ими солдат и офицеров, посещая войска.
Яйцо "С Красным Крестом и триптихом - Воскресенье". Изготовлено в 1915 году фирмой Фаберже. Размер - 8,6 см. Мастер - Генрих Вигстрем. Яйцо скромное, меньше украшений, только оправа сделана из золота, очевидно из-за экономии военного времени. В закрытом виде, в центре крестов - портреты великих княжен Ольги и Татьяны. Центральная часть триптиха - картина " Сошествие в ад". Христос, окруженный пророками и патриархами стоит над дверьми в ад, которые он только что разбил. Он держит Адами за правую руку. "Сошествие в ад" в русской православной церкви традиционно счтитется символом Воскрессения. На левой стороне триптиха равноопостольная княгиня Ольга, первокрестительница на Руси. На правой стороне - святая великомученица Татьяна. Яйцо находилось в футляре, подставка, очевидно была изготовлена позже. Яйцо было подарено На Пасху 1915 года императором Марии Федоровне. Хранится яйцо в коллекции Индиии Эрли Миншалл.
 
 
Во время войны Александра стала больше заниматься общественной деятельностью. К концу 1914 года она была патроном не меньше восьмидесяти пяти больниц только в Петроградской области. И она пошла еще дальше. Вместе со своими старшими дочерьми записалась в медсестры. В течение двух недель она ухаживала за ранеными, промывая открытые раны и даже присутствуя при ампутации. Возможно впервые в жизни она чувствовала себя полезной. Поэтому Александра была довольная миниатюрными портретами дочерей и самой себя, одетых в формы медсестер.
 
 
Яйцо "С  красным крестом" - изготовлено императорской ювелирной фирмой Карла Фаберже в 1915 году. Размер - 8, 8 см. Мастер-ювелир - Генрих Вингстрем. Материалы - позолоченное серебро, золото, перламутр, эмаль. Яйцо обрамлено золотым кантом и находилось на золотой подставке. Сюрприз яйца - пятипанельная ширма с миниатюрными портретами женщин императорской семьи в формах сестер Милосердия Красного креста. Яйцо было подарено Александре Федоровне. Хранится яйцо в Музее Изящных Искусств, в коллекции Лилиан Прат. Штат - Вирджиния. США.
 
 
Яйцо "Орден святого Георгия" был сделан на ювелирной фирме Карла Фаберже в 1916 году. Мастер - неизвестен. Серебро, золото, прозрачная оранжевая, опаловая белая, непрозрачная розовая, бледно-зеленая, белая и черная эмаль, горный хрусталь, слоновая кость. Размер - 9 см. Яйцо с гравированной эмалевой трельяжной решеткой из листьев, с маленькими Георгиевскими крестами покрыто прозрачной перламутровой эмалью и драпировано рельефной лентой Императорского Ордена Святого Георгия, выполненной в черной и прозрачной оранжевой эмали. На одной стороне орден белой и красной эмали, подвешен на орденской ленте. Откидывается наверх при помощи маленькой кнопки, открывая под собой миниатюрный портрет Николая II. На обратной стороне помещена серебряная медаль Святого Георгия с профилем Николая II и надписью по краю «Е. В. Николай II, Самод. Всеросс.», также подвешенная на ленте и открывающая под собой миниатюру, на этот раз Цесаревича Алексея Николаевича, на обороте надпись «За храбрость, 4 степ.». На верху яйца – монограмма вдовствующей императрицы, выполненная накладным серебром, окруженная венком из листьев с ягодами прозрачной зеленой и красной эмали с каймой белой эмали. Николай II заказал Фаберже яйцо «Орден Святого Георгия» в подарок матери в конце 1915 года, вскоре после получения им награды. Принимая во внимания трудности военного времени, Фаберже придал яйцу более скромный вид, использовал менее дорогостоящее серебро и не включил в него обычного для других пасхальных яиц сложного в изготовлении и роскошного сюрприза. Вдовствующая императрица взяла с собой яйцо «Орден Святого Георгия» в Киев, куда она переехала в мае 1916 года, избежав, таким образом, все более сгущавшейся грозовой атмосферы в столице и революционных событий февраля и октября 1917 года в Петрограде. Яйцо «Орден Святого Георгия» унаследовала старшая дочь вдовствующей императрицы великая княгиня Ксения Александровна. После смерти Ксении Александровны в 1960 году яйцо было продано через аукцион «Сотбис» в Лондоне ее сыном князем императорской крови Василием Александровичем за 30 910 долларов Тому Ламли. Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США.
 
 
Пасхальное яйцо императорской семьи - "Военное стальное". Работа исполнена на ювелирной придворной императорской фирме Карла Фаберже в 1916 году. Мастера: Генрих Вигстрем, миниатюрист - Василий Зуев. Золото, сталь, нефрит, кость, шелк, бархат. Размеры: высота с подставкой - 16,7 см; высота мольберта - 6,5 см; миниатюра - 5x5,5 см. Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена. Предположительно, яйцо из стали было отполировано в годы советской власти, чтобы не появилась ржавчина Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. Это последнее яйцо, полученное императрицей в подарок. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, в Оружейной палате.
 
 
Яйцо "Березовое" изготовлено на ювелирной фирме Карла Фаберже в 1917 году. Разделено на шесть сегментов чеканным золотом. Впервые выставлено на обозрение в 2001 году. Яйцо 17-го года было подчеркнуто простым: из карельской березы в золотой монтировке. Оно должно было быть подарено царю, но Керенский не разрешил. По одной гипотезе, яйцо попало к великому князю Владимиру Александровичу. При описи большевиками его имущества упоминалось некое деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Вещицу экспроприировали, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
 
 Эскиз, сделанный Карлом Фаберже
 
В запасниках Минералогического музея им. Ферсмана было обнаружено еще одно яйцо — «Созвездие цесаревича», много лет считавшееся утраченным. Вероятно, это последнее из императорских пасхальных яиц создавалось в 1917 году для цесаревича Алексея. Оно представляет собой небесный свод из горного хрусталя и сапфирово-синего стекла с созвездием зодиака из небольших бриллиантов. Гравировка — положение звёзд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звёзды исчезли или не были сделаны. Яйцо не закончено.
По версии Александра Николаевича Иванова, подлинное и законченное яйцо принадлежит ему, и находится в выставленной в Музее Фаберже в городе Баден-Баден, Германия. Тем не менее, имеется ряд очевидных различий с экспонатом, хранящимся в Минералогическом Музее Ферсмана. В отличие от экспоната Музея Ферсмана, яйцо, находящееся в Музее Фаберже, представляет собой сферу из синего стекла, инкрустированную бриллиантами, с поворачивающимся циферблатом и часовым механизмом внутри, на которой выгравировано созвездие льва, под которым родился царевич Алексея. Постамент для сферы сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе.
Есть еще два яйца, которые входят входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен. Могут относиться к "пустым" 1904—1905 гг., и быть в таком случае выполненными для одной из императриц. Существует также предположение, что могли быть изготовлены для кого-нибудь другого члена императорской семьи, вопреки традиции.
 
 
На яйце "Воскресение Христово" стоит раннее клеймо главного мастера Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое ставилось в петербургской ювелирной мастерской Фаберже до 1899 года. Это сочетание позволяет отнести яйцо к периоду от 1884 до 1894 года. Золото, красная, белая, синяя, зеленая, желтая и бежевая эмаль, серебро, жемчуг, бриллианты, горный хрусталь. Размер яйца - 9,8 см.см. Золотые узоры двух разных оттенков. С обратной стороны яйца перфорированная решетка закрывает часовой механизм, приводимый в действие большим серебряным ключом. На основании в виде четырехлистника, тщательно расписанном эмалью в духе Возрождения, большая натуральная жемчужина, на которой расположено совершенное по форме яйцо из горного хрусталя в золотой оправе. Одна лишь подставка уже являет собой шедевр ювелирного искусства. Орнаменты выполнены из прозрачной голубой, зеленой и красной эмали. Четыре натуральных жемчужины, алмазная россыпь и восемь крупных бриллиантов в черно-белых эмалевых оправах завершают изысканный декор основания. Внутри яйца, за хрустальной скорлупой предстает виртуозно выполненная сцена Воскресения: Христос, встающий из гроба и два ангела по обе стороны от него. Фигурки тщательно раскрашены эмалью в пастельных тонах. Здесь Фаберже впервые отражает религиозную сторону праздника Пасхи в серии пасхальных яиц, выполненных по заказу царской семьи. Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Федоровне, 1889 году на Пасху. Яйцо «Воскресение Христово» было конфисковано Временным правительством в 1917 году, продано Совнаркомом (Советом народных комиссаров) некоему господину Дереку. Позже, 15 марта 1934 года, Фредерик Берри выставил его на продажу на аукционе «Кристи» в Лондоне . В каталоге оно было описано как гробница Христа, и его изображение поместили на фронтисписе. При стартовой цене около 75 гиней яйцо было куплено за 110 фунтов стерлингов господином Р. Суинсон- Тейлором (позднее лорд Гранчестер). Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США.
 
 
На яйце "Весенние цветы" стоит  клеймо ведущего мастера фирмы Фаберже Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое применялось в Санкт-Петербурге до 1899 года. Яйцо - цветное золото, платина, прозрачная красная эмаль, бриллианты,халцедон, боуэнит. Корзина - платина, золото, прозрачная зеленая эмаль, белый халцедон, демантоиды. Размер - 8,3 см. Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне на Пасху 1886 года. Всесоюзное объединение «Антиквариат», занимавшееся продажей российских императорских сокровищ, в 1933 году продало яйцо «Весенние цветы» неизвестному лицу за 2 000 рублей (1 000 долларов). Позднее оно было продано фирмой A La Vieille Russie коллекционеру из Лонг Айленда Ландсделлу Кристи, а затем, в 1966 году, теми же нью-йоркскими дилерами Малькольму Форбсу, как императорское пасхальное яйцо. Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США. Описываемое яйцо дважды выставлялось в качестве императорского пасхального яйца в музее Метрополитан в Нью-Йорке – в 1961 и 1996 годах.
 
 Серия коллекции пасхальных яиц Его Императорского Величества на этом заканчивается. Получив известие о гибели Царской Семьи, Карл Густавович покинул Россию. Три года он не распаковывал чемоданов, надеясь вернуться. Потом умер в нищете. Его сын Агафон в это время сидел в концлагере, где его трижды водили на расстрел. Магазины и мастерские были разграблены, дело жизни Фаберже - уничтожено под корень. Как сложилась судьба пасхальных императорских яиц? Из пятидесяти четырех яиц императорской коллекции Фаберже, осталось в Кремле лишь десять, многие исчезли бесследно, сохранились лишь описания. "Мы их любим, - сказала однажды хранительница кремлёвской коллекции Татьяна Мунтян, - ещё и потому, что Пасха - главный праздник русского православия. И яйцо, символ возрождения Христа, искупления людских грехов, - наиболее понятный русскому человеку пасхальный подарок, как в те времена, так уже, к счастью, и сейчас".

Комментариев нет:

Отправить комментарий