вторник, 3 ноября 2015 г.

Камея | Ювелирное искуссво.

дары моря
Камея — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. 
Античная камея эти два слова стали символом утонченной красоты. Ими часто характеризуют произведения искусства, в которых подчеркивается отточенность форм, или оценивают красоту человека, образно раскрывая соразмерную миниатюрность и тонкое изящество. Античные камеи достойны быть такого рода эталоном: они рождены классическим искусством древности, которое опоэтизировало и объявило эстетически прекрасным все лучшее, все достойное идеала гармоничного и совершенного Человека. Камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе (в отличие от инталий камней с углубленным изображением, с незапамятных времен служивших печатями). Происхождение термина камея неясно. Вероятнее всего, появившееся в XIII в. во французском языке слово camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον драгоценность, было принесено с византийского Востока в Европу крестоносцами.
О происхождении слова «Камея»ест и такая теория. Считают, что слово происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus, или от итальянского chama (морская раковина), для камей на морских раковинах. 
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Cameo_August_BM_Gem3577.jpg
 Камея. Портрет императора Августа.  16 век. Автор неизвесен. Хранится в Британском музее.
«Камея Гонзага» (Парный портрет Птолемея Филадельфа и Арсинои II; камея Мальмезон; итал. Il Cammeo Gonzaga) — знаменитая камея из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Представляет собой парный портрет эллинистических фараонов Египта — супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой — Птолемея II Филадельфа и Арсинои II. Выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской. Хранится в Эрмитаже.
Интересна история  этой камеи. (см. верхнее фото)  она из трёхслойного агата. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы д'Эсте - супруги Людовика Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: "Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини". До 1630г. камея находилась в собрании герцогов Гонзага. Потом она не раз переходила из рук в руки. Некоторое время при папе Пие VI она находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814 г. бывшая жена Наполеона Жозефина Богарне подарила её русскому императору Александру I.  А самая крупная античная камея находится в кабинете медалей в Париже и датируется I веком н, э.; на чёрно-белом агате размером 31x26 см. изображено более 20 персонажей. Как и знаменитая амея Гонзага" большая парижская камея много раз за свою 2000-летнюю историю переходила из рук в руки.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/Cameo_Augustus_Cdm_Paris_Chab190.jpg
Камея. Портрет императора Августа. 16 век. Автор неизвесен. хранится в Кабинете медалей, Париж.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/AlexanderCameo.JPG
Камея с изображением Александра Македонского, традиционно изображенного в одиночестве, без женщины.  Хранится в кабинете медалей. Париж
Первый всеми признанный художник-гранильщик был Пирготел, имевший один только право вырезать на камне изображение Александра; но верх совершенства в этом искусстве представляет гемма, названная cameo Gonzaga и ныне принадлежащая русскому императору; на ней изображены портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и в то же время супруги, Арсинои (по мнению других — Олимпиады и Александра). Этот оникс, творение неизвестного нам художника, самое прекрасное, нежное и гениальное произведение из числа всего дошедшего до нас в этом роде
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Ptol%C3%A9m%C3%A9e_II.JPGКамея с изображением Птолемея II. Париж, Кабинет медалей. У Птолемея полоска ожерелья на шее дополнена странным коричневым завитком: это след позднейшей реставрации в попытке скрыть, что камея была сломана пополам.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Great_Cameo_of_France_CdM_Paris_Bab264_n1.jpg
"Камея Тиберия", "Большая камея Франции"  37г.
Вырезана в пятислойном сардониксе (Париж, Кабинет медалей). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август  с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Nicolo_intaglio_warriors_CdM_Paris.jpg
Древняя инталия
 (665x699, 216Kb)
Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век
 (699x651, 129Kb)
Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный оникс
Когда же с Востока начали привозить многочисленные минералы всех цветов радуги, появились и новые камеи, которые быстро стали предметами роскоши. Они вставлялись в перстни и диадемы, ими украшали одежды царей и жрецов, отделывали дорогую утварь, предметы культа, мебель и музыкальные инструменты. Наибольшую славу заслужили сосуды из хрусталя, халцедона и оникса с рельефными изображениями.
 (699x549, 146Kb)
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса
 (461x699, 40Kb)
Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла.
 (461x699, 39Kb)
 (600x600, 204Kb)
Инталия "Наказание Тита". Горный хрусталь. 16 век
Уже в IV веке до н.э. мастера-камнерезы вырезали в рельефе жуков-скарабеев, львов и сфинксов - древние талисманы, призванные отгонять зло и болезни. Но настоящие камеи - рельефные, многоцветные геммы, которые чаще всего исполнялись на сардониксе (разновидность многослойного агата), появились только в конце IV - начале III вв. до н.э.
Родиной камей считается Александрия, именно в этом городе были изготовлены знаменитые камеи древности: камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, «чаша Фарнезе», «кубок Птолемея» и другие. Изготавливали эти камеи греческие мастера, находившиеся при александрийском дворе Птолемеев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий