Добрых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне популярности. Среди его постоянных клиентов были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн.
В Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков от Фаберже — императорская семья много путешествовала и по пути раздаривала тонны разнообразных предметов с клеймом фирмы. К примеру, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата,серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. Китайскому богдыхану — две диадемы, хрустальная чаща с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпилька для шляпы с рубином и бриллиантами.
Каждый Божий день между 16 и 17 часами к дому номер 24 по Большой Морской съезжались великие князья — посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. В Зимнем, собираясь в специальном курительном закутке у Церковной лестницы, мужская половина семьи Романовых щеголяла портсигарами от придворного ювелира — высшим шиком считалось иметь каждый день разные.
Брошь в виде жука . Золото, серебро, бриллианты, алмазы, рубин, эмаль. Фирма К. Фаберже, мастерская Н. Кемпера. Россия, С-Петербург, 1908-1917. Размер - 7,6 X 2,5 cм
Ювелирное дело в Петербурге основал его отец, Густав Петрович. Прожив в России 18 лет, Фаберже-старший вдруг решил навсегда обосноваться в Дрездене. Предполагалось, что руководить фирмой станет Карл. Но тот с легкостью перепоручил дела управляющим, а сам предпочел проводить время в реставрационных мастерских Императорского Эрмитажа. Какой-нибудь полуразвалившийся золотой гарнитур эпохи Перикла занимал Карла куда больше, чем товар собственного магазина — густо усыпанные бриллиантами броши, перстни, колье — вещицы весьма заурядные, но пользующиеся неизменным спросом у купеческих любовниц. Примечательно, что в Эрмитаже Карл трудился совершенно бесплатно. Его просто забыли оформить в штат, а сам он за 15 лет так и не удосужился напомнить. Позже умные люди заподозрили в этом хитрый ход — мол, Фаберже таким образом втирался в ближний круг царской семьи.
С ближним кругом все вышло совершенно случайно — в 1884 году нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне вещицу, купленную в магазине у Фаберже, и подарок понравился. Это был букетик ландышей из жемчуга и бриллиантов в миниатюрной золотой корзиночке — копия с древнего китайского оригинала, Бог весть как затесавшаяся среди заурядной продукции фирмы. Так “предметные фантазии” от Фаберже вошли в моду при дворе. А сам Карл Густавович уверовал в новый жанр!
БРОШЬ ЛАНДЫШ. Золото, серебро, алмазы, сапфир.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольмстрема
Россия, С-Петербург, 1899-1903
Россия, С-Петербург, 1899-1903
БРОШЬ В ВИДЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ОРЛА.
Золото, платина, бриллианты, рубины, алмазы
Фирма К. Фаберже. Россия, Москва, 1913. В оригинальном футляре.
ПЕРСТЕНЬ С ИНИЦИАЛАМИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II И ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ.
Золото, бриллианты, рубины, эмаль. Фирма К.Фаберже. Россия, С-Петербург, 1912.
Золото, бриллианты, рубины, эмаль. Фирма К.Фаберже. Россия, С-Петербург, 1912.
Принадлежал российскому императору Николаю II
БРОШЬ ПОДАРОЧНАЯ. Из кабинета Его Императорского Величества.
Золото, сапфиры, эмаль по гильошированному фону.
Фирма К.Фаберже, мастерская А. Хольминга. Россия, С-Петербург, 1912. Размер - 13,4 Х 13,4 см
КОЛЬЕ С САПФИРАМИ. Золото,серебро, сапфиры, бриллианты, алмазы.
Фирма К. Фаберже мастерская А. Хольмстрема.
Россия, С-Петербург, 1914-1917. В оригинальном футляре. Размер - 4,5 Х 3,2 см
НАСТОЛЬНЫЙ МЕДАЛЬОН ИЗ КАБИНЕТА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА С ПОРТРЕТОМ ИМПЕРАТОРА НИКОЛА II.
Золото платина, нефрит, миниатюра на кости, алмазы, бриллианты.
Фирма К. Фаберже, мастерская Г. Вигстрема,
художник-миниатюрист В. Зуев. Россия, С-Петербург, 1908-1917
БРОШЬ С ЛЕБЕДЕМ. Золото, серебро, алмазы, сапфир.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольмстрема.
Россия, С-Петербург, 1899-1903
БРОШЬ ИЗ КАБИНЕТА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА .
Золото, серебро, бриллианты, эмаль погильошированному фону.
Фирма К. Фаберже . Россия, С-Петербуг, начало XX века . В оригинальном футляре. Размер -5,2 х 3,8 см
БРОШЬ В ВИДЕ ЛУНЫ. Золото, серебро, алмазы, матовый горный хрусталь.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольминга. Россия, С-Петербург, 1908-1917. Размер - 4,5 х 2,5 см
Шифр с вензелем Екатерины II. Золото, серебро, бриллианты; чеканка. Размер - 7.3х3.3 см
Россия. Санкт-Петербург. Между 1770-1780 гг.
Источник поступления в музей Эрмитажа - из собрания императрицы Екатерины II.
БРОШЬ "ЖУК". Золото, рубины, сапфиры, бриллианты, лунный камень, жемчуг
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольстрема. Россия, С-Петербург, до 1898. Длина 8 см.
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольстрема. Россия, С-Петербург, до 1898. Длина 8 см.
Подвеска с монограммой Великой княгини Марии Максимильяновны.
Золото, рубины, алмазы огранки "роза" .
Фирма К. Фаберже . Россия, С-Петербург,
конец XIX века. Русский Национальный музей
Золото, рубины, алмазы огранки "роза" .
Фирма К. Фаберже . Россия, С-Петербург,
конец XIX века. Русский Национальный музей
Золото, бриллианты, алмазы, эмаль по гильошированному фону .
Фирма К. Фаберже, мастерская А. Хольминга
Россия, С-Петербург, до 1898. Длина 3 см. Русский Национальный музей
Россия, С-Петербург, до 1898. Длина 3 см. Русский Национальный музей
Подвеска . Золото, бриллианты, алмазы, бирюза, гранаты.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург,
до 1898 . Длина 1,6 см. Русский Национальный музей
Табакерка в виде мопса. Золото, бриллианты, серебро; чеканка, гравировка. 3.5x6.7x2.8 см. Россия. Санкт-Петербург. 1760-е гг.
Источник поступления в музей в Эрмитажа - Императорская галерея драгоценностей. До 1859. Эрмитаж обладает большим количеством фигурных табакерок, исполненных мастерами различных европейских школ и представляющих фигурки животных. Их делали из полудрагоценных камней, золота и других материалов. Большинство подобных работ датируется серединой XVIII столетия.
Табакерка в виде лежащего на подушке мопса, украшена гравировкой, тонко передающей шерсть собаки. Глаза мопса выполнены из бриллиантов. На ошейнике выгравировано: Toujours Fidelle. Нижняя часть табакерки открывается и служит вместилищем для табака. Г. Ливен и Д. Иванов, впервые опубликовали табакерку, указав на принадлежность ее императрице Екатерине II. Изображение собачек-мопсов в годы екатерининского правления получает особое распространение. Подобные сюжеты символизировали дамский орден "Мопсов" или "Верности", пользовавшийся покровительством императрицы.
Источник поступления в музей в Эрмитажа - Императорская галерея драгоценностей. До 1859. Эрмитаж обладает большим количеством фигурных табакерок, исполненных мастерами различных европейских школ и представляющих фигурки животных. Их делали из полудрагоценных камней, золота и других материалов. Большинство подобных работ датируется серединой XVIII столетия.
Табакерка в виде лежащего на подушке мопса, украшена гравировкой, тонко передающей шерсть собаки. Глаза мопса выполнены из бриллиантов. На ошейнике выгравировано: Toujours Fidelle. Нижняя часть табакерки открывается и служит вместилищем для табака. Г. Ливен и Д. Иванов, впервые опубликовали табакерку, указав на принадлежность ее императрице Екатерине II. Изображение собачек-мопсов в годы екатерининского правления получает особое распространение. Подобные сюжеты символизировали дамский орден "Мопсов" или "Верности", пользовавшийся покровительством императрицы.
Коробочка восьмигранная. Конец 1880-х гг. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Евлампиевич Перхин.
Санкт-Петербург. Золото, агат; полировка, чеканка. Хранится в музеях Эрмитажа.
В 1920-ом, Карл Фаберже доживал последние дни в Лозанне, почти в нищете. Он вечно, болел, хандрил и не испытывал желания разговаривать. Единственные слова, которые люди слышали от него достаточно часто, были: “Нет, это не жизнь!”... Когда же кто-то из сыновей спросил, почему Карл не воспользовался уникальной возможностью вывезти из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”. Может, он имел в виду: потеряв голову, о волосах не плачут, и жалкие осколки былого богатства никак не утешат того, кто утратил дело жизни и любовь царей. А, может, просто, что драгоценности к 1920 году до неприличия обесценились.
Комментариев нет:
Отправить комментарий