вторник, 3 ноября 2015 г.

АНТИКВАРНЫЙ КЛАВЕСИН.

 François Hubert Drouais (French, Paris 1727–1775) 
Позвольте представиться, мое французское имя означает клавишный.
Голос у него негромкий, хрупкий. Говорит, будто бусинки на стол сыплются.
- Пожалуйста, любезный Клавесин, раскройтесь Перед нами побольше.
Клавесин открыл крышку. А под крышкой струны, много их, сразу не сосчитать — от коротких тонких до длинных толстых. Кого же он так напоминает?  Конечно же, элегантный, как Рояль.
- Ничего удивительного, — пояснил Клавесин. — Рояль, считайте, мне сын родной.
- Неужели?! Такая знаменитость. . . Вы вправе гордиться. . .
- Я ведь сердце ему свое отдал, то есть клавишный механизм. Ради него от личной жизни отказался' Представьте, сто лет молчал — весь прошлый XIX век. Ах, эти дети! Мы, родители, смотримся в них, как в зеркало, свою молодость вспоминаем.

И.С. Бах - Ария из французской сюиты №2, до-минор
 
Harpsichord - late 17th century,  Italy
Грустная нотка про звучала в его голосе, но без слез, без надрыва. Умеет себя в руках держать. Вот что значит старое благородное воспитание! — Наверное, и ваша жизнь, уважаемый Клавесин, знала настоящие взлеты? — Еще бы. . . До рождения Рояля и потом, пока он силу не набрал, — во времена пудреных париков — я. Клавесин, был чуть ли не самой заметной фигурой в музыкальном мире. Я был лучшим другом музыкантов. Меня можно было видеть в гостиных, салонах, кабинетах по всей Европе. . . Да, я знаю, что такое слава! И в минуту ликования он, в руках себя держал. не горячился, голос до крика не повышал. — Достойная жизнь у вас позади! — Не обижайте, я не считаю себя музейным инструментом. Я долго молчал, но в начале XX века снова вышел на концертную эстраду. Потому что понял: Клавесин и Рояль не помеха друг другу, — у каждого свой характер и своя музыка. Мне, Клавесину, по сердцу музыка, сочиненная в старые времена специально для меня. Мой особый поклон любителям старинной музыки. Вот какие замечательные личности встречаются среди музыкальных инструментов.
Double Virginal Lodewijck Grouwels Date 1600 Geography Middelburg, Zeeland, The Netherlands Culture Flemish
Hans Ruckers the Elder Date 1581 
 
Как же начиналась история инструментов семьи Клавесинов. Все началось с простой мысли: не щипать больше струны пальцами, как повелось с древнейших времен, а взамен придумать механизм. Теперь, когда палец нажимал на клавишу, на другом конце рычага металлический штырек, вроде гвоздика, касался струны. Новый инструмент стал называться Клавикорд (клавес- ключ, клавиша. Хорда -струна). Что только не перепробовали хитроумные мастера стараясь усовершенствовать струнный клавишный инструмент! Клавишный Механизм приводил в движение и кожаные лепестки, и смычки из конского волоса. А победило воронье перышко. Именно оно оказалось лучшим материалом для щипания струны, извлекая из нее звук достаточно сильный и красивый. В общем струнный щипковый инструмент вроде арфы, лютни, гитары, но механизированный. -- можно сказать, комнатный, домашний (или по-старому камерный) музыкальный станок. Разные имена ему давали. По названиям видно, какую его особенность хотели подчеркнуть . Называли его английской шахматной доской в честь английских мастеров и еще, наверное, потому, что он имел вид настольного ящика, шкатулки. В Англии именовали его также вёрджинал, то есть девический, что, возможно, намекало на его нежный голос.
 
Barrel Piano George Hicks Date: ca. 1860
 
Итальянцы предпочитали имя клавичембало, проще - чембало, что означало: цимбалы (особый струнный щипковый инструмент) с клавишами. Имел он клички крыло и жираф (современный рояль тоже ведь по форме крыло огромной птицы напоминает; жирафом звался инструмент с вертикально расположенными струнами). В немецких землях его знали больше под именем клавир, в переводе — клавишный. И французское название клавесин на клавиши внимание обращало. Французское имя этого инструмента оказалось самым стойким.
François André Vincent .
Harpsichord Michele Todini (bapt. 1616–1689) Date: ca. 1670 Geography: Rome, Italy
John Clark Date: 1853.This costly showpiece of Renaissance and Rococo Revival eclecticism, an obvious status symbol perhaps intended for display at New York's Crystal Palace exposition, elevated the reputation of the English immigrants Robert Nunns and John Clark, partners in New York since 1833; they had exhibited an equally ornate piano in London in 1851.
Harpsichord Date: 1725, Northern, Italy
Andreotti Federico 
Harpsichord Louis Bellot Date 1742 Geography Paris, France.This harpsichord has two sets of unison strings and one set of octave strings. One of the unisons is played from the upper keyboard, and the second unison and
Harpsichord Jan Ruckers (Flemish) Date: 1642
Giovanni Boldini.
Leighton Edmund Blair
Harpsichord Girolamo Zenti (Viterbo 1609-11–16667 Paris)This large cypress instrument has two sets of unison strings, and, like most Italian harpsichords, can be removed from its outer painted case.
Harpsichord converted to a piano Jean Goermans (French, 1703 - 1777)Even when harpsichords went out of fashion in the last years of the 18th century, many were too valuable or beautiful to be discarded.
Harpsichord Chickering & Sons (American, New York City) Date 1909
John Seymour Lucas 
Ettore Simonetti

Комментариев нет:

Отправить комментарий