Христофор Колумб представил табак Европе после путешествия в Южную Америку. Там он встретил американских индейцев, которые нюхали неизвестный ему порошок, некоторые образцы которого Колумб привез в Европу, и порошок быстро стал модным. Это был нюхательный табак (snuff) – табак, перетертый в тонкую пыль с добавлением ароматизаторов.
Хризопразовая табакерка, инкрустированная бриллиантами, Берлин, 1755 г.
В 16 веке, французский посол в Лиссабоне - Жан Нико, послал нюхательный табак, популярный тогда в Португалии, королеве Франции - Екатерине Медичи, которая страдала от мигрени. И этим обессмертили свое имя. Королевы была в восторге, нюхательный табак снимал мучительную головную боль, королева страдала приступами мигрени. Так возникло понятие, что нюхательный табак - исцеляет мигрень. Нюхательный табак сразу стал модным среди дам и господ аристократии, а в царствование Людовика XIV, он стал частью придворного этикета, и даже предполагалась хранить его в специальных коробочках - так и родилась табакерка.
Необычная табакерка из коллекции Луи XV. Эмалированное золото, Париж, 1763 г.
Немного о Жане Нико. Родился он во Франции в семье бедного нотариуса. Школьные свои годы провел в родном городе, а затем перебрался в Тулузу, где занялся историей и литературой. В 1558 году королева Екатерина Медичи послала Нико в Италию со специальной миссией. С поручением он справился замечательно, после чего был назначен на важный пост в Лиссабоне.
Этот период жизни Жана Нико определил все его будущее. Неуемное любопытство исследователя и ученого стали причиной его наблюдений за флорой в садах при лиссабонском дворце, где он стал проводить много времени. В одном из таких садов Нико и нашел растущий там табак, а тамошний директор подарил ему табачные семена. Вернувшись во Францию, Нико сам стал заниматься выращиванием табака и проводить разнообразные эксперименты с ним, уже будучи известным в литературе и науке человеком.
Прекрасно зная потребности своего времени, а также об использовании индейцами сырого табака в лечебных целях, он решил, что это его шанс стать знаменитым и богатым.
Одного из своих знакомых, молодого человека, страдавшего болезнями носа, Нико излечил компрессами из измельченных свежих листьев табака. Затем он успешно вылечил женщину с дефектами кожи лица, а господина благо¬родных кровей избавил от абсцесса на щеке прикладыванием свежих табачных листьев.
Этот период жизни Жана Нико определил все его будущее. Неуемное любопытство исследователя и ученого стали причиной его наблюдений за флорой в садах при лиссабонском дворце, где он стал проводить много времени. В одном из таких садов Нико и нашел растущий там табак, а тамошний директор подарил ему табачные семена. Вернувшись во Францию, Нико сам стал заниматься выращиванием табака и проводить разнообразные эксперименты с ним, уже будучи известным в литературе и науке человеком.
Прекрасно зная потребности своего времени, а также об использовании индейцами сырого табака в лечебных целях, он решил, что это его шанс стать знаменитым и богатым.
Одного из своих знакомых, молодого человека, страдавшего болезнями носа, Нико излечил компрессами из измельченных свежих листьев табака. Затем он успешно вылечил женщину с дефектами кожи лица, а господина благо¬родных кровей избавил от абсцесса на щеке прикладыванием свежих табачных листьев.
Перламутровая табакерка, бриллианты, изумруды, рубины - Box Snuff, 1765 г.
Эмалированная золотая табакерка с эмалевой миниатюрой, на которой изображение короля Людовика XIV. Франция (1638-1715)
Сформированное подобными случаями общественное мнение укрепило Нико в его уверенности в лечебном действии табака. Путь к известности был для него открыт. Пришедшая к власти во Франции после преждевременной смерти своего сына Екатерина Медичи страдала мигренями. Она обратилась за помощью к Нико, и тот порекомендовал ей растертые в порошок листья табака в качестве лечебного средства. По его предписанию она должна была брать порошок пальцами и закладыва его в нос, а «происходившие от сего насморк и чихание» должны были освободить голову короле¬вы «от плохого». Королеве подобное лечение помогло, табак ей «пришелся по вкусу», и вот уже весь королевский двор принялся усердно нюхать табак вне зависимости от каких-либо недомоганий. Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его начинаниях, и вскоре табак стали выращивать во всех королевских садах, а потом и в других. Когда табак уже распространился во Франции, он постепенно стал завоевывать и Европу.
Сформированное подобными случаями общественное мнение укрепило Нико в его уверенности в лечебном действии табака. Путь к известности был для него открыт. Пришедшая к власти во Франции после преждевременной смерти своего сына Екатерина Медичи страдала мигренями. Она обратилась за помощью к Нико, и тот порекомендовал ей растертые в порошок листья табака в качестве лечебного средства. По его предписанию она должна была брать порошок пальцами и закладыва его в нос, а «происходившие от сего насморк и чихание» должны были освободить голову короле¬вы «от плохого». Королеве подобное лечение помогло, табак ей «пришелся по вкусу», и вот уже весь королевский двор принялся усердно нюхать табак вне зависимости от каких-либо недомоганий. Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его начинаниях, и вскоре табак стали выращивать во всех королевских садах, а потом и в других. Когда табак уже распространился во Франции, он постепенно стал завоевывать и Европу.
Французская золотая табакерка с изображением Марии-Луизы, императрицЫ Франции (1791-1847), герцогиня Пармская.1730 г.
Имя Нико вошло в историю. Но незадолго до него монах ордена францисканцев Андре Теве уже выращивал в своем монастыре табак, привезенный из Бразилии. Он описал растение, не проявив, однако, никакого интереса к химическим и медицинским свойствам табака. А по имени Жана Нико был назван никотин.
Вокруг табакерки - ободок, где можно прочесть, "I belonged to Frederick the Great. Frederick William III gave me to his son Albrecht as the inalienable property of his family." Перевод в ней говорится: "Я принадлежала Фридриху Великому. Фридриха-Вильгельма III дал мне его сына Альбрехта как неотъемлемое семьи". Резной агат, чеканка, инкрустированные золотом, алмазы при поддержке фольгой, Германия , 1765 г.
Очень редкая по исполнению золотая табакерка Людовика XV, золото, алмазы, изумруды, Париж, 1742; ( оценена в $ 162 000)
Исключительно редкая золотая музыкальная табакерка, 1820 г., изображение - сценка с интерьером музыкального салона - дама сидит, играет ксилофон, дирижер в такт машет палочкой и маленький мальчик стоит рядом с собакой, в комнате за расписной эмалью с драпировками и мебелью, набор букв с алмазной кириллицей - монограммой E.P., Елена Павловна, урожденная Принцесса Шарлотта Вюртемберг (1807-1873).
Цветное золото с чеканкой, инкрустированные бриллиантами. Германия, 1768 г.
Дворяне использовали теперь нюхательный табак, как модную манеру, переняв её у высшей аристократии, а табакерка стала предметом роскоши и стала ювелирным произведением искусства, с максимальной элегантностью оформления и предназначалась исключительно для того, чтобы произвести впечатление. Изготавлялась из серебра и золота, много деталей, украшенных драгоценными камнями, иногда играла популярные мелодии. Табакерки становятся атрибутом повседневной жизни всех слоев населения и становятся непременным аксесуаром для мужчин, да и для женщин - тоже. Даже оловянный солдатик Андерсена, в сказке восхищались красивой танцовщицей, прислонившись о табакерку на столе.
Табакерка короля Франции - XV Луи. Золото, белое золото, покрыта японским лаком , 1733 г.
Черная мраморная табакерка, инкрустированная золотом и эмалью, Берлин, 1765 г.
Флоренция, около 1800 г., была продана за $ 200,000
Табак в XVIII веке нюхали все – старые и молодые, императоры и торговцы, кавалеры и дамы, даже совсем юные девицы были подвержены влиянию тиранки-моды. Так что табакерка могла стать частью любого костюма. И не только костюма. Емкости для табака встраивали в подлокотники кресел и даже в рукояти тростей.
Неудивительно, что такая преданность владельцу и близость к нему делали табакерку пособницей в самых деликатных делах.
Неудивительно, что такая преданность владельцу и близость к нему делали табакерку пособницей в самых деликатных делах.
Очень тонкой и редкой работы золотая табакерка Людовика XV Ювелир - Франсуа Марто, Париж, 1743. РаботыФрансуа Марто представляют выдающуюся редкость. Оценивается в $220,000.
Дрезден, 1750 г.
Немецкая в золотой оправе фарфорная Трипл табакерк, украшенные в духе - Ватто, 1750 г., принадлежала барону Макс фон Гольдшмидт-Ротшильду.
Резной хризопраз, пронзил, гравированные золотом, с алмазами и поддержкой фольги. Хризопраз - особенно любил Фредерик. Германия, 1775 г.
Золотая табакерка с бриллиантами и вензелем владельца.Германия, 1738 г.
Табакерка служила конвертом для письма и футляром для щедрого подарка. В 1791 году, уже на закате века табакерки, в «Переписке моды» говорилось: «...Мы служим потаенною кибиточкою, в которой волокита пересылает свои письма, любовные бредни, романтические воображения, ибо табакерки многих женщин и девушек учинились ныне не чем иным, как кибиточками любовной почты». Ведь угощение табаком было общепринятым светским ритуалом, а уж что там ухватит пальчиками прелестная кокетка – праздному наблюдателю неизвестно.Можно даже сказать, что табакерка стала символом коммуникабельности. Популярный доныне обычай угощать табаком знакомца установился именно в те годы.
Поражает разнообразие форм табакерок. Их делали в виде яблок и лимонов, дамских туфелек и птичек, кухонных горшочков и голов животных (и даже людей!). Для любителей табака разного сорта были придуманы многочастные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой. Такие коробочки применялись для тайной почты. Чтобы можно было одно отделение открыть для знакомой дамы, а другое – для ее супруга, табакерки делались двусторонними. Эта же конструкция как нельзя лучше подходила для скряги, предпочитавшего угощать друга табачком поплоше, а самому наслаждаться зельем высшего сорта.Вставлялись в табакерки и различные секреты: зрительные трубки, механические соловьи, зеркала. При помощи зрительной трубки можно было неявно наблюдать за кем-то вдалеке, а при наличии хитрого устройства – системы зеркал – делать это удавалось, не поворачивая головы... Игривая, часто театрализованная атмосфера балов и иных веселых собраний дозволяла такую вольность.
Подарочная табакерка Наполеона. 1797 г.
Модные вещицы были, естественно, желанным подарком. Табакерки с портретами владетельных особ иногда служили официальными наградами. Драгоценные ювелирные изделия – щедрой платой за услуги. Табакерка могла быть «сувениром сердца» или памятью о путешествии.
Впрочем, табакерка в качестве подарка иногда означала предложение удалиться с глаз вон. Маркиза де Помпадур однажды не захотела принять надоевшего любовника и вдогонку ему послала слугу с табакеркой. Подчеркивало значение дара украшение коробочки. На ней был изображен Амур, пораженный стрелой (символ умершей любви), и надпись: «Достаточно». Павел I подарил табакерку в качестве свадебного подарка еще не достигшему пика славы Петру Багратиону. Сплетники утверждали, что несветскому военному таким образом намекалось на необходимость покинуть двор, оставив красавицу-жену...
Золотая табакерка с эмалью - сцены из "Дон Кихота" . Табакерка Мигеля де Сервантеса, была источником вдохновения .
Золотая табакерка с изображением графини Дюбарри, подарок короля, с инициалами Л. Д., "она единственная женщина, которая заставила забыть, что мне почти 70 лет" - Людовика XV. Он выдал ее замуж, за графа Гийом дю Барри. Она обладал значительным влиянием на царя, часто с катастрофическими политическими последствиями, покровительница искусств и ювелирной торговли, она растратила огромные суммы государственных денег. После смерти короля в 1774 году, она была изгнана королем Людовиком XVI и королевой Марии-Антуанеттой.Эмигрировала в Лондон, но вернулся в Париж для того, чтобы получить свои скрытые драгоценностеи , но была поймана, и присуждена к гильотине.
Золото и эмали, Германия, 1880 г.
Золото, эмаль, бриллианты - Швейцария, 1848 г., Корона - Наполеона III.
Эмалированная золотая табакерка с акварелью в миниатюрном в тайнике, с изображением Бетти де Ротшильд и двое ее детей. Швейцария, 1828 г.
Богатое табакерочное наследство оставил XVIII век. Но в конце XVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и вместе с уходом со сцены жизни «пиковых дам» и «старичков в пудреных париках» ушла из обихода привилегированных сословий и табакерка.
Традиционные коробочки для табака в течение какого-то времени еще оставались предметом для приличного и уважительного подарка.
Традиционные коробочки для табака в течение какого-то времени еще оставались предметом для приличного и уважительного подарка.
История прихода табакерки в Россию - это отдельная история, как и великолепные произведения искусства - табакерки - ювелирных дел мастеров, но об этом в последущей публиукации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий