Глиптика - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств. Инталии - это геммы с углубленным изображением. Они известны еще в четвертом - третьем тысячелетиях до н. э. Они изготовлялись в Месопотамии и на островах Эгейского моря и отличаются таким исполнением, которое предполагает устойчивые и долгие традиции, уходящие в глубь веков.
Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершенную, то мягкую и трепетную. До конца IУ века до н. з. древний мир знал лишь один вид гемм - инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их зффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе к графическим рисункам.
Ракушки красивы сами по себе - они еще являются и прекрасным материалом для резьбы...
Для создания и тех и других гемм требовалось несложное оборудование: станок с приводом, набор резцов и обязательно абразивы, так как минералы употреблялись настолько твёрдые(агат,сердолик, гранаты, гематит, сардоникс ), что металлический инструмент не мог оставить на них даже царапин. Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но зато твёрдость и прочность минералов сделала геммы почти неподвластными времени. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось. Сюжеты античных гемм весьма разнообразны. В них так или иначе нашли отражение все стороны духовной и материальной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные проблемы личных человеческих отношений и быта. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой графики, живописи и пластики.
Искусство глиптики в зпоху архаики помимо материковой Греции процветало на островах Кипр, Самос, Хиос, Мелос, а также в ионийских городах западного побережья Малой Азии. Для грека архаической зпохи печать часто служила подписью или могла заменять её. Ею пользовались в быту и хозяйстве, опечатьтвая имущество, двери дома или кладовой с припасами, амфоры с вином и т.п. Известен закон Солона, строго запрещавший резчику гемм сохранять у себя копии изготовленных печатей, а профессия резчика по камню была весьма почётна.
Высшего расцвета античная глиптнка достигла в зпоху греческой классики (У-IУ вв. до н. э.), совместив в себе совершенство свободных композиций с глубокой человечностью образов, точность рисунка и красоту минералов.
Основная форма классических печатей - крупный скарабеоид с гладкой овальной спинкой. Часто встречаются так называемые псевдоскарабеи, в которых вместо жука оказываются рельефные изображения льва, сатира или сирены. Позднее геммы становятся крупнее, а композиции лаконичнее; постепенно исчезают архаическое штриховое обрамление, второстепенные фигуры и орнаменты.
Основная форма классических печатей - крупный скарабеоид с гладкой овальной спинкой. Часто встречаются так называемые псевдоскарабеи, в которых вместо жука оказываются рельефные изображения льва, сатира или сирены. Позднее геммы становятся крупнее, а композиции лаконичнее; постепенно исчезают архаическое штриховое обрамление, второстепенные фигуры и орнаменты.
Во времена ренессанса, в XVII - XVIII веках, искусство камеи пережило свой наибольший расцвет. Но Античная камея по сей день сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса. Главным устремлением резчиков всех последующих эпох было как можно более соответствовать этому идеалу. И хотя принято считать, что он навсегда останется недостижимым, приблизиться к нему раньше других удалось итальянским мастерам. Италия не только сама пережила в эпоху Возрождения бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII в. сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии.
При изготовлении камей используют различные материалы. Обычно для нижних слоев (фона) берётся более тёмный материал и на его фоне контрастно накладываются слои резного изображения из более светлого материала. Этим достигается контрастная рельефность, выделение изображения.
Эффект камеи используется при чеканке монет, когда изображения и надписи на монетах исполняются в виде выпуклого рельефа.
Эффект камеи используется при чеканке монет, когда изображения и надписи на монетах исполняются в виде выпуклого рельефа.
Искусство глиптики не утрачивало своего значения ни в одну из исторических эпох.
Комментариев нет:
Отправить комментарий