вторник, 3 ноября 2015 г.

ВЕЕР ДЛЯ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ.

 (640x640, 112Kb)

"Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! - писал в 1909 году журнал "Дамский мир". - Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету".
На выставке "Парижские веера 1889-1914" в Музее истории Москвы совсем нет мужчин, только вздыхающие женщины, которые представляют себя в той эпохе роскошных платьев, кружев и блесток. Именно на конец ХIХ - начало ХХ веков пришелся пик моды на карнавалы, роскошные, почти театральные наряды и веера, представленные музеем Гальера - музеем моды города Парижа.     
           
Каждый веер - это не только произведение искусства, но и история женщины. Вот - этот - серый из лебяжьих перьев - скорее всего, принадлежал совсем юной барышне, а этот - черный кружевной с золотыми блестками - наверняка жене полковника.       У вееров, как и у нарядов, существовал строгий регламент: с вечерним не стоило появляться днем, с дневным - вечером.     

 (699x525, 83Kb)
О назначении "говорил" рисунок: например, изображенные розы символизировали день, а маки - вечер. Существовали веера для "первого бала" - пастельных тонов, украшенные кружевом, "свадебные" - из белых перьев или кружев, с сентиментальным сюжетом, "траурные" и даже "полутраурные" - белый веер со строгим рисунком, показывающий, что траур его владелицы подходит к концу. Зато всем подходил веер "а ля мадам Сан-Жен" - с отверстиями, позволяющими дамам незаметно рассматривать окружающих. Сама мадам Сан-Жен - мадам "без стеснения" - героиня комедии, отличавшаяся чрезмерной простотой манер и прямыми высказываниями.У экстравагантных дам были популярны веера "фантэзи" в виде раковины, прямоугольника или овала. И даже веера-лорнеты, веера-театральные бинокли и... ручные вентиляторы.       Мимо веерного бума не могли пройти предприимчивые люди. Владельцы ресторанов дарили веера-"меню" своим завсегдатаям, мадам Пакен (потом в ее Доме моды начнет работать Кристиан Диор) посылала веера-ballon своим постоянным клиентам.    
 (700x525, 88Kb)
Парфюмеры пропитывали веера духами, железнодорожные компании рекламировали на веерах модные курорты. А на балах всем участникам танца "котильон" вручался специальный маленький веер.Веера изготавливались из дерева, черепахового панциря и слоновой кости, кружева и муслина, бумаги и перьев.      А рисунки охватывали все темы жизни: от цветов и амуров до женского спорта и Всемирной выставки в Париже.
                                    (512x699, 74Kb)
Появившись на свет чуть ли не вместе с человеком, веер в последующие века изменял функции, форму и декор, приобретал новую символику. О происхождении веера существуют различные легенды.
 (700x700, 132Kb)
Легкие, мобильные, восприимчивые к изменениям в искусстве, костюме, умонастроениях веера являются как бы страничками истории общества. В них, как в зеркале, отражается стиль, мода, философия времени. Кроме того, веер, особенно на поздних этапах его существования, тесно связан с костюмом, а костюм – та область декоративно-прикладного искусства, которая находится в наиболее непосредственной связи с человеком, с его представлениями об идеальном облике человека своего времени и своего круга.
                          (600x578, 79Kb)

             (640x365, 55Kb)
        (700x461, 64Kb)
Веер, вещь, в высшей степени эфемерная и бесполезная, по сути дела, вскоре после своего появления, утратившая всякое утилитарное значение, является некой хрупкой, но очень живучей оболочкой, которую разное время и разные народы наполняют разными смыслами и функциями. В каждой стране веер имел свое название и занимал определенное место в светской жизни. Веер является своеобразным «зеркалом истории», иногда переходя в прямые ее участники. Например, в честь рождения дофина Луи Жозефа – первого сына Людовика XVI и Марии Антуанетты в 1783 году были устроены торжества, к которым сделали много набивных вееров.
        (640x404, 40Kb)
Веер не только способен запечатлеть историческую жизнь своего времени, но и мистическим образом влиять на судьбы людей: в мемуарах графа Федора Головкина рассказывается, как он сделал в 1769 году веер, послал его Екатерине II, а через три дня она умерла. Веер мог быть участником дипломатического конфликта: «Известно, что 30 апреля 1827 года раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться – в результате получилось завоевание французами Алжира».
                     (600x598, 111Kb)
 (699x519, 121Kb)
     Очень редкий веер из итальянской соломки - 17 век
                            389643676_o (549x699, 116 Kb)
          (700x386, 78Kb)
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан.
 (698x382, 55Kb)
afe873525e60t (700x512, 67 Kb) (699x464, 48Kb) (699x381, 48Kb)
 (640x401, 77Kb)
            e6469cd1cd5a (558x536, 77 Kb)


 (625x479, 76Kb)
 (699x411, 59Kb)
 (698x410, 58Kb)
cd8ec57f8cbdt (698x382, 55 Kb)
 (699x436, 47Kb)
 (699x399, 57Kb)
 (700x525, 70Kb)

 (700x410, 50Kb)

В начале XX века веер последний раз переживает период своего расцвета. Для экранов используется газ, тюль, вышивка, накладное шитье, блестки, роспись. На смену стилю модерн, пришедшему в веерное искусство в конце XIX века, и перенесшему на экраны и остовы вееров декоративные элементы этого стиля, приходит причудливое сочетание самых различных стилей. Ведущая роль принадлежит Франции, которая делает веера на экспорт в Америку, Индию и Россию.

 


 (700x416, 81Kb)

 (640x427, 88Kb)
    Веера традиционно делят на не складные и складные. Складные веера были завезены из Японии в Европу в XVI веке.
            
Коллекционировать веера начали еще в XIX веке, но это в основном были какие-то выдающиеся экземпляры. Массовое же коллекционирование вееров началось, главным образом, после их исчезновения из активной светской жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий