"Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! - писал в 1909 году журнал "Дамский мир". - Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету".
На выставке "Парижские веера 1889-1914" в Музее истории Москвы совсем нет мужчин, только вздыхающие женщины, которые представляют себя в той эпохе роскошных платьев, кружев и блесток. Именно на конец ХIХ - начало ХХ веков пришелся пик моды на карнавалы, роскошные, почти театральные наряды и веера, представленные музеем Гальера - музеем моды города Парижа.
Каждый веер - это не только произведение искусства, но и история женщины. Вот - этот - серый из лебяжьих перьев - скорее всего, принадлежал совсем юной барышне, а этот - черный кружевной с золотыми блестками - наверняка жене полковника. У вееров, как и у нарядов, существовал строгий регламент: с вечерним не стоило появляться днем, с дневным - вечером.
О назначении "говорил" рисунок: например, изображенные розы символизировали день, а маки - вечер. Существовали веера для "первого бала" - пастельных тонов, украшенные кружевом, "свадебные" - из белых перьев или кружев, с сентиментальным сюжетом, "траурные" и даже "полутраурные" - белый веер со строгим рисунком, показывающий, что траур его владелицы подходит к концу. Зато всем подходил веер "а ля мадам Сан-Жен" - с отверстиями, позволяющими дамам незаметно рассматривать окружающих. Сама мадам Сан-Жен - мадам "без стеснения" - героиня комедии, отличавшаяся чрезмерной простотой манер и прямыми высказываниями.У экстравагантных дам были популярны веера "фантэзи" в виде раковины, прямоугольника или овала. И даже веера-лорнеты, веера-театральные бинокли и... ручные вентиляторы. Мимо веерного бума не могли пройти предприимчивые люди. Владельцы ресторанов дарили веера-"меню" своим завсегдатаям, мадам Пакен (потом в ее Доме моды начнет работать Кристиан Диор) посылала веера-ballon своим постоянным клиентам.
Парфюмеры пропитывали веера духами, железнодорожные компании рекламировали на веерах модные курорты. А на балах всем участникам танца "котильон" вручался специальный маленький веер.Веера изготавливались из дерева, черепахового панциря и слоновой кости, кружева и муслина, бумаги и перьев. А рисунки охватывали все темы жизни: от цветов и амуров до женского спорта и Всемирной выставки в Париже.
Появившись на свет чуть ли не вместе с человеком, веер в последующие века изменял функции, форму и декор, приобретал новую символику. О происхождении веера существуют различные легенды.
Легкие, мобильные, восприимчивые к изменениям в искусстве, костюме, умонастроениях веера являются как бы страничками истории общества. В них, как в зеркале, отражается стиль, мода, философия времени. Кроме того, веер, особенно на поздних этапах его существования, тесно связан с костюмом, а костюм – та область декоративно-прикладного искусства, которая находится в наиболее непосредственной связи с человеком, с его представлениями об идеальном облике человека своего времени и своего круга.
Веер, вещь, в высшей степени эфемерная и бесполезная, по сути дела, вскоре после своего появления, утратившая всякое утилитарное значение, является некой хрупкой, но очень живучей оболочкой, которую разное время и разные народы наполняют разными смыслами и функциями. В каждой стране веер имел свое название и занимал определенное место в светской жизни. Веер является своеобразным «зеркалом истории», иногда переходя в прямые ее участники. Например, в честь рождения дофина Луи Жозефа – первого сына Людовика XVI и Марии Антуанетты в 1783 году были устроены торжества, к которым сделали много набивных вееров.
Веер не только способен запечатлеть историческую жизнь своего времени, но и мистическим образом влиять на судьбы людей: в мемуарах графа Федора Головкина рассказывается, как он сделал в 1769 году веер, послал его Екатерине II, а через три дня она умерла. Веер мог быть участником дипломатического конфликта: «Известно, что 30 апреля 1827 года раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться – в результате получилось завоевание французами Алжира».
Очень редкий веер из итальянской соломки - 17 век
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан.
В начале XX века веер последний раз переживает период своего расцвета. Для экранов используется газ, тюль, вышивка, накладное шитье, блестки, роспись. На смену стилю модерн, пришедшему в веерное искусство в конце XIX века, и перенесшему на экраны и остовы вееров декоративные элементы этого стиля, приходит причудливое сочетание самых различных стилей. Ведущая роль принадлежит Франции, которая делает веера на экспорт в Америку, Индию и Россию.
Веера традиционно делят на не складные и складные. Складные веера были завезены из Японии в Европу в XVI веке.
Коллекционировать веера начали еще в XIX веке, но это в основном были какие-то выдающиеся экземпляры. Массовое же коллекционирование вееров началось, главным образом, после их исчезновения из активной светской жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий